|
|||
Итак, «Конёк-горбунок» - литературная сказка.
28. 03. 2022 5 класс литература Тема: Урок внеклассного чтения №5 П. П. Ершов «Конёк-Горбунок» Цели: познакомить учащихся с творчеством П. П. Ершова; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; воспитывать любовь к добру, к красоте. Ход урока: 1. Прослушать сказку по ссылке: https: //yandex. ru/video/preview/? text=п%20п%20ершов%20конек%20горбунок%20видео%20урок& path=yandex_search& parent-reqid=1648389175488717-5466147561211030857-sas6-5255-1e3-sas-l7-balancer-8080-BAL-9013& from_type=vast& filmId=38636279748055255 2. Изучение нового материала. -Элементы каких русских народных сказок использовал П. П. Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк») Итак, «Конёк-горбунок» - литературная сказка. «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» - русские народные сказки.
Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели. Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал. Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
Словарная работа Объяснить значение слов (словарная работа): спальник – придворный чин бабка - игральная кость зело – сильно басурманин – иноземец каурка – лошадь рыжей масти лубки – яркие картинки седмица – неделя острог – тюрьма шабалки – шабаш, конец льзя – можно рядиться – торговаться, договариваться малахай – длинная, широкая одежда без пояса
Перед нами семейная сказка? Докажите (прочитайте). Началом сказки является конфликт между младшим братом - дураком и его старшими братьями. Чтобы этот конфликт сделать очевидным, сказочник начинает сказку с известного мотива о том, как трём братьям придётся поймать вора, который повадился каждую ночь в поле пшеницу шевелить. - Старшие братья исправно сторожили? (Нет. Первый – закопался под сенник, второй – «Всю ночь ходил дозором У соседки под забором». ) Только на третью ночь, когда подошёл черёд идти дежурить младшему брату, Иванушке, вор был пойман. Братья только посмеялись над рассказом Иванушки. Первый сюжетный поворот сразу же возвысил Иванушку-дурачка над старшими братьями, вызвал к нему симпатию. Ведь поймать вора было ох как непросто. Чтобы помочь своим любимым героям, сказочник даёт им волшебных помощников. -Какого же волшебного помощника дал Ершов Иванушке в своей сказке? (Конька-горбунка). Конфликт между братьями и Иваном не единственный в сказке. -Кто ещё в сказке недолюбливает Ивана? (Спальник). Это именно по его доносу пришлось Ивану не без помощи, конечно, Конька-горбунка доставить во дворец: Жар-птицу, царь-девицу.
Домашнее задание: (ответить на вопросы письменно в тетради)
1. Какое отчество у Ивана? 2. За сколько братья продали царю коней? 3. Сколько лет было царю? 4. Сколько лет было царь-девице? 5. Сколько жар-птиц прилетало на поле? 6. Кто мать царице? 7. Кто брат царице? 8. Сколько лет пролежал рыба-кит поперёк моря? 9. Назовите по порядку котлы, в которых должен был искупаться Иван? (с молоком, с водой варёной, с водой студёной)
|
|||
|