|
||||
«Требования, предъявляемые к заземлениям переносным и порядок их установки».
Инструктаж по СПС № 21 от 29. 03. 2011 года (постоянно-действующий) «Требования, предъявляемые к заземлениям переносным и порядок их установки». На метрополитене имели место случаи, когда машинисты не могли установить заземление переносное (далее «закоротка») на главных станционных путях станций. Напоминается локомотивным бригадам (машинистам): Закоротки предназначены для защиты работающих на отключенных сетях электроустановок от ошибочно поданного или наведённого напряжения при отсутствии стационарного заземления. Закоротки состоят из проводов с зажимами для закрепления их на токоведущих частях и струбцинами для присоединения к заземляющим проводникам и могут иметь штанговую или бесштанговую конструкцию. Провода закороток должны быть гибкими, могут быть медными или алюминиевыми, неизолированными или заключёнными в прозрачную защитную оболочку с сечением кабеля не менее 16 мм2 (в электроустановках до 1000 В), который должен быть облужен и опрессован в местах соединения с зажимами. Винты зажимов должны ходить по резьбе свободно, без заеданий, деревянная ручка не должна иметь сколов, трещин и обрыв жил кабеля не более 5%. В электроустановках до 1000 В все операции по наложению и снятию заземлений разрешается выполнять одному лицу, имеющему группу по электробезопасности не ниже III из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала. Машинист обязан затребовать снятие напряжения с контактного рельса в следующих случаях: – снимается и не подаётся напряжение с контактного рельса при следовании поезда (состава) на выбеге; – при возникновении загорания (задымления) на подвижном составе; – при эвакуации пассажиров из тоннеля; – при установке рельсового закрепителя на ходовой рельс, расположенный рядом с контактным рельсом; – при отпуске стояночного тормоза курбелем; – при взрезе стрелки; – при извлечении человека из-под поезда (состава); – во всех других случаях, если при осмотре электроподвижного состава появляется опасность касания токоведущих частей вагона или контактного рельса в условиях стеснённого габарита. Для снятия напряжения с контактного рельса машинист обязан: Затребовать у поездного диспетчера (по поездной диспетчерской, а в случае её неисправности – по тоннельной связи) снятие напряжения с контактного рельса, при этом машинист должен конкретно указать: № поезда, № маршрута, № пути, станцию (перегон), пикет или № рельсовой цепи и причину, вызвавшую необходимость снятия напряжения. Если поезд остановился на станции так, что часть вагонов осталась в тоннеле, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру при передаче требования на снятие напряжения с контактного рельса. В торцах станции по отправлению поезда с главного станционного пути на коробе контактного рельса имеется специальный вырез для установки закоротки, который обозначается «закоротка». В случае остановки поезда (состава) на двухпутном участке, напряжение, при необходимости, снимается с каждого пути и устанавливается две закоротки. В случае снятия напряжения с контактного рельса при следовании по двухпутному участку, машинист обязан остановить поезд (состав), не доезжая до головного вагона, стоящего на соседнем пути поезда. Перед осмотром состава с левой стороны на двухпутном участке, необходимо остановить встречный поезд на соседнем пути, подав, с соблюдением требований безопасности, сигнальным фонарём сигнал «стой» следующему по соседнему пути поезду или получить подтверждение от поездного диспетчера о том, что поезд, следующий по соседнему пути, остановлен на станции. Получить от поездного диспетчера приказ о снятии напряжения с контактного рельса, и повторить его. Убедиться в отсутствии напряжения на составе по показанию киловольтметра, по не работающим мотор-компрессорам от кнопки «резервный мотор-компрессор». На составах, состоящих из вагонов 81-717/714, «Еж» и их модификаций, мотор-компрессор на головном вагоне работать не будет. На составах, состоящих из вагонов 81-720/721 и 81-740/741, убедиться в отсутствии напряжения и, при наличии остаточного напряжения (400-450 В), нажать кнопку «резервный мотор-компрессор» для разрядки зарядно-коммутирующих конденсаторов (ЗКК) до 0. Машинист, убедившись в отсутствии напряжения на контактном рельсе, проверяет исправность заземления переносного, целостность и дату проверки диэлектрических перчаток. Затормаживает состав стояночными (ручными) тормозами и надевает сигнальный жилет. После этого машинист спускается на путь и в диэлектрических перчатках устанавливает зажим закоротки на ходовой рельс и надёжно закрепляет винтом, затем устанавливает скобу закоротки на контактный рельс и надёжно закрепляет вращением ручки. В случае остановки поезда (состава) на двух фидерных зонах, устанавливаются две закоротки (по одной на каждую фидерную зону). О снятии напряжения с двух фидерных зон машиниста предупреждает поездной диспетчер. При постановке закоротки на парковых путях, соединительных ветках и стрелочных съездов станционных путей, она должна быть установлена, так чтобы между местом ее установки и ближайшей колёсной парой вагона не было изолирующего стыка. После установки закоротки в обязательном порядке доложить поездному диспетчеру о фактической установке и приступить к осмотру электроподвижного состава и устранению неисправности. По окончании работ снять закоротку в обратной последовательности (сначала с контактного рельса, а затем с ходового). Затребовать у поездного диспетчера подачу напряжения на контактный рельс, сообщив ему о снятии закоротки и свою фамилию. С момента подачи заявки контактный рельс считается под напряжением. При задержке подачи напряжения на контактный рельс более 2 минут с момента подачи заявки следует выяснить у поездного диспетчера причину задержки. Машинист должен запомнить (записать) время, номера приказов о снятии и подаче напряжения для составления донесения. В настоящее время на линиях метрополитена и парковых путях применяются короба контактного рельса: – деревянные; – стеклопластиковые на опорных точках; – стеклопластиковые без опорных точек. Стандартная длина короба 2500 мм. В случаях, когда короб ограничивает доступ к контактному рельсу и нет возможности установить закоротку, необходимо его снять с помощью смотрового молотка и положить в поезд (состав). Доложить о снятии короба поездному диспетчеру и на ближайшей станции передать короб дежурному по станции.
Заместитель начальника Службы подвижного состава по эксплуатации Н. А. ЛИПАТОВ
|
||||
|