|
|||
Лекции. Литература. Дополнительная литература
Основы педиатрии и гигиены ИНК-П11, ПО-П11 (6 лекц., 9 сем., зачет)
Лекции 1. Педиатрия как наука. Периоды детского возраста. 2. Комплексная оценка состояния здоровья. Диспансеризация. Профилактика. 3. Физическое развитие детей. 4. Основы рационального питания. 5. Инфекционные болезни у детей. Профилактика детских инфекций. 6. Оказание первой помощи детям.
Семинар 1 Тема: «Гигиена здорового ребенка»
Вопросы для обсуждения: 1. Гигиена кожи, волос, ногтей. 2. Гигиена новорожденного ребенка. 3. Гигиена полости рта. Профилактика стоматологических заболеваний. 4. Требования к одежде и обуви детей. Основные гигиенические подходы. 5. Профилактика детского травматизма.
Задания: 1. Изучить основные гигиенические подходы в воспитании у ребенка полезных навыков и привычек. 2. Гигиенические процедуры в период новорожденности: утренний туалет, купание, закаливание. 3. Возрастные особенности в области привития гигиенических навыков. 4. Отметить важность гигиены полости рта. Составить 5 вопросов с ответами по теме. 5. Исследовать искусственные натуральные и синтетические ткани. Определить сходства, отличия, особенности применения в детской одежде. Отличительные особенности детской обуви (характерные признаки). 6. Важность профилактики детского травматизма. Составить правила поведения на прогулке, во время игры, во время еды.
Семинар 2 Тема: «Закаливание детей»
Вопросы для обсуждения:
Задания: 1) Изучить физиологический механизм закаливания. Составить схему сосудистой регуляции при воздействии холодового фактора. 2) Определить основные факторы закаливания и степень их воздействия в зависимости от возраста ребенка. 3) Сформулировать правила проведения закаливающих процедур. 4) Составить схему температурного воздействия для детей дошкольного возраста при контрастном обливании ног.
Семинар 3. «Питание ребенка первого года жизни»
Вопросы для обсуждения:
Задания: 1) Составить схему питания ребенка по часам в зависимости от возраста. 2) Формулы объемного способа расчета питания на 1 году жизни. 3) Составить таблицу «Состав женского молока» 4) Дать понятие искусственного и естественного вскармливания. Определить различия. 5) Сроки введения различных продуктов на 1 году жизни.
Семинар 4. Тема: «Витамины в питании детей»
Вопросы для обсуждения:
Задания: 1) Изучить жирорастворимые витамины, их роль в организме 2) Составить таблицу суточной потребности в витаминах 3) Изучить роль водорастворимых витаминов 4) Определить понятие гипервитаминозов, найти примеры в литературных источниках (доп. литература самостоятельно) 5) Составить схему степеней витаминной недостаточности
Семинар 5 Тема: «Эпидемический процесс»
Вопросы для обсуждения: 1. Основные группы микроорганизмов, вызывающих инфекционные заболевания. 2. Пути и механизмы передачи возбудителей инфекционных заболеваний. 3. Периоды инфекционной болезни. Общая характеристика. 4. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционного заболевания. 5. Понятие дезинфекции. Виды, назначение. 6. Основные принципы профилактики инфекционных заболеваний.
Задания: 1. Составить схему по основным группам возбудителей инфекционных заболеваний. Определить особенности каждой группы. 2. Изучить механизмы передачи возбудителя с точки зрения профилактики инфекционных заболеваний. 3. Отметить периоды инфекционной болезни, обозначить их продолжительности и особенности каждого периода. 4. Определить мероприятия в очаге инфекционного заболевания: а) в отношении заболевшего; б) в отношении контактных детей; в) в отношении контактных взрослых. 5. Знать отличия текущей и заключительной дезинфекции. Сроки и порядок проведения. 6. Уметь отличать понятия «исход инфекционного процесса» и «исход инфекционной болезни».
Семинар 6 Тема: «Иммунитет»
Вопросы для обсуждения:
Задания:
Семинар 7 Тема: «Уход за больным ребенком»
Вопросы для обсуждения: 1. Гигиеническое воспитание детей. Полезные привычки. 2. Навыки по уходу за больным ребенком: кормление, термометрия, смена белья и т. д. 3. Способы введения лекарственных веществ. Преимущества и недостатки отдельных методов. 4. Общие и местные тепловые процедуры, примененные в домашних условиях. 5. Согревающий компресс. Грелка. Показания, применение.
Задания: 1. Изучить гигиенические навыки, прививаемые ребенку в различных возрастах (поэтапно). Физиологическое обоснование. 2. Особенности ухода за больным ребенком в отличие от здорового. 3. Определить пути и способы введения лекарственных веществ. Составить схему путей введения лекарственных средств. Выявить самый быстрый и эффективный путь. Отметить недостатки перорального применения лекарств. 4. Изучить практическое применение грелки, согревающего компресса. Обозначить местные отвлекающие процедуры и местные тепловые процедуры. Знать отличия.
Семинар 8 Тема: Неотложная помощь Вопросы для обсуждения:
Задания:
Семинар 9 Тема: Неотложная помощь
Вопросы для обсуждения:
Задания: 1. Изучить пути попадания яда в организм и основные принципы лечения отравлений. Промывание желудка. Методы. Особенности отравлений у детей. 2. Отметить главную опасность электротравмы и особенности проведения непрямого массажа сердца при электротравме. 3. Отличие истинного и ложного утопления. Особенности оказания первой помощи при утоплении. 4. Разработать алгоритм действий при укусе змеи. 5. Знать принципы оказания неотложной помощи при острой сосудистой недостаточности. Изучить причины обморока. Тактика оказывающего помощь при обмороке.
Вопросы к зачету «Основы педиатрии и гигиены» Колесникова И. А.
Литература 1. Сердюкова Г. Н. Гигиена детей и подростков. - М.: «Медицина», 1989. 2. Сухарев А. Г. Гигиена детей и подростков. М.: «Медицина», 1986. 3. Соновня-Семенова И. И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. - М.: «Академия», 1999. 4. Ежова Н. В. и др. Педиатрия: учебник для учащихся медицинских училищ. – Минск, 2003. 5. Буянов В. М. Первая медицинская помощь. - М.: «Медицина», 1994. – 6-е изд. 6. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебное пособие. - М.: «Академия», 1990. 7. Тонкова-Ямпольская Р. В. и др. Основы медицинских знаний: Учебное пособие. - М.: «Просвещение», 1986. 8. Ужегов Г. Н. Первая медицинская помощь. - Смоленск - Русич, 2001. 9. Хватова Н. В. Здоровье и болезнь: пособие для студентов. - М., 1989. 10. Усов И. Н. Здоровый ребенок. - Минск: Беларусь, 1994. 11. Голубев В. В. Основы педиатрии и гигиены. - М.: «Академия», 2000. 12. Первая помощь: Учебник. - РОКК, 1997. Дополнительная литература 13. Энциклопедия для родителей. - М.: Тера, 1997. 14. Ваш ребенок. Безопасность и первая помощь: Пособие для родителей. - М.: «Вита-пресс», 2000. 15. Справочник по первой помощи. - М.: «Вита-пресс», 1998. 16. Справочник медицинской сестры по уходу/под ред. Акад. Н. Р. Памева. - М.: «Крен-пресс», 1993. 17. Питание детей грудного возраста/под ред. Макаровой В. И. – Архангельск: СГМУ, 2003. 18. Мазурин А. В. Учебное пособие по питанию здорового ребенка. - М.: «Медицина», 1980. 19. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Мальчик – подросток – юноша. - М.: «Просвещение», 1982. 20. Справочник по детской диететике/под ред. Воронцова И. М., Мазурина А. В. - Ленинград «Медицина», 1980. 21. Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены. - М.: «Владос», 2003. 22. Белостоцкая Е. М. Гигиена детей и подростков. – М., 1962. 23. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: «Медицина», 1991. 24. Руководство по клиническому исследованию ребенка/под ред. Макаровой В. И. - Архангельск, 2002. 25. Основные морфофункциональные контакты здорового ребенка: Метод. рекоменд. для студентов. - Архангельск, 2002. 26. Вандышев А. Р. Медицина катастроф. - Ростов-на –Дону: «Феникс», 2002. 27. Носов С. Д. Детские инфекционные болезни. - М.: «Медицина», 1973. 28. Хрипкова А. П., Антропова М. В. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: «Просвещение», 1990. 29. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. - М.: «Советский спорт», 1989. 30. Шеврыгин Б. В. «Если малыш часто болеет…». - М.: «Просвещение», 1990.
|
|||
|