Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекции. Литература. Дополнительная литература



 

Основы педиатрии и гигиены ИНК-П11, ПО-П11 (6 лекц., 9 сем., зачет)

 

Лекции

1. Педиатрия как наука. Периоды детского возраста.

2. Комплексная оценка состояния здоровья. Диспансеризация. Профилактика.

3. Физическое развитие детей.

4. Основы рационального питания.

5. Инфекционные болезни у детей. Профилактика детских инфекций.

6. Оказание первой помощи детям.

 

 

Семинар 1

Тема: «Гигиена здорового ребенка»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Гигиена кожи, волос, ногтей.

2. Гигиена новорожденного ребенка.

3. Гигиена полости рта. Профилактика стоматологических заболеваний.

4. Требования к одежде и обуви детей. Основные гигиенические подходы.

5. Профилактика детского травматизма.

 

Задания:

1. Изучить основные гигиенические подходы в воспитании у ребенка полезных навыков и привычек.

2. Гигиенические процедуры в период новорожденности: утренний туалет, купание, закаливание.

3. Возрастные особенности в области привития гигиенических навыков.

4. Отметить важность гигиены полости рта. Составить 5 вопросов с ответами по теме.

5. Исследовать искусственные натуральные и синтетические ткани. Определить сходства, отличия, особенности применения в детской одежде. Отличительные особенности детской обуви (характерные признаки).

6. Важность профилактики детского травматизма. Составить правила поведения на прогулке, во время игры, во время еды.

 

Семинар 2

Тема: «Закаливание детей»

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Физиологический механизм закаливания.
  2. Основные факторы закаливания.
  3. Правила проведения закаливающих процедур.
  4. Группы для проведения закаливания в ДОУ. Характеристика, перевод из группы в группу.
  5. Методы закаливания детей в ДОУ.
  6. Роль закаливания в профилактике различных заболеваний у детей.

 

Задания:  

   1) Изучить физиологический механизм закаливания. Составить схему сосудистой регуляции при воздействии холодового фактора.

2) Определить основные факторы закаливания и степень их воздействия в зависимости от возраста ребенка.

3) Сформулировать правила проведения закаливающих процедур.

4) Составить схему температурного воздействия для детей дошкольного возраста при контрастном обливании ног.

 

Семинар 3. «Питание ребенка первого года жизни»

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие естественного вскармливания. Преимущества.
  2. Состав грудного молока в сравнении с коровьим молоком.
  3. Введение соков на первом году жизни.
  4. Виды прикорма сроки введения.
  5. Понятие смешанного и искусственного вскармливания.
  6. Питание ребенка второго полугодия жизни.

 

Задания:

1) Составить схему питания ребенка по часам в зависимости от возраста.

2) Формулы объемного способа расчета питания на 1 году жизни.

3) Составить таблицу «Состав женского молока»

4) Дать понятие искусственного и естественного вскармливания. Определить различия.

5) Сроки введения различных продуктов на 1 году жизни.

 

Семинар 4.

Тема: «Витамины в питании детей»

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Биологическое значение витаминов.
  2. Жирорастворимые витамины.
  3. Водорастворимые витамины группы В.
  4.  Витамины С и Д.
  5. Гипо- и гипервитаминозы.
  6. Профилактика витаминной недостаточности.

 

Задания:

1) Изучить жирорастворимые витамины, их роль в организме

2) Составить таблицу суточной потребности в витаминах

3) Изучить роль водорастворимых витаминов

4) Определить понятие гипервитаминозов, найти примеры в литературных  источниках (доп. литература самостоятельно)

5) Составить схему степеней витаминной недостаточности

 

Семинар 5

Тема: «Эпидемический процесс»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные группы микроорганизмов, вызывающих инфекционные заболевания.

2. Пути и механизмы передачи возбудителей инфекционных заболеваний.

3. Периоды инфекционной болезни. Общая характеристика.

4. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционного заболевания.

5. Понятие дезинфекции. Виды, назначение.

6. Основные принципы профилактики инфекционных заболеваний.

 

Задания:

1. Составить схему по основным группам возбудителей инфекционных заболеваний. Определить особенности каждой группы.

2. Изучить механизмы передачи возбудителя с точки зрения профилактики инфекционных заболеваний.

3. Отметить периоды инфекционной болезни, обозначить их продолжительности и особенности каждого периода.

4. Определить мероприятия в очаге инфекционного заболевания:

             а) в отношении заболевшего;

             б) в отношении контактных детей;

             в) в отношении контактных взрослых.

5. Знать отличия текущей и заключительной дезинфекции. Сроки и порядок

проведения.

6. Уметь отличать понятия «исход инфекционного процесса» и «исход инфекционной болезни».

 

Семинар 6

Тема: «Иммунитет»

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие иммунитета. Виды. Активный и пассивный иммунитет.
  2. Иммунная система. Центральные и периферические органы иммунной системы.
  3. Особенности иммунитета у детей.
  4. Специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Вакцинация как способ защиты от инфекции.
  5. Национальный календарь прививок.

 

Задания:

  1. Составить схему приобретенного иммунитета, активного и пассивного. Определить понятие естественного (видового) иммунитета.
  2. Изучить функции центральных и периферических органов иммунной системы. Знать отличия клеточных и гуморальных механизмов иммунитета.
  3. Обозначить критические периоды развития иммунной системы ребенка.
  4. Составить схему вакцинации ребенка на 1 году жизни, пользуясь календарем профил. прививок. Отметить отличия убитых, живых и рекомбинантных вакцин.

 

Семинар 7

Тема: «Уход за больным ребенком»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Гигиеническое воспитание детей. Полезные привычки.

2. Навыки по уходу за больным ребенком: кормление, термометрия, смена белья и т. д.

3. Способы введения лекарственных веществ. Преимущества и недостатки отдельных методов.

4. Общие и местные тепловые процедуры, примененные в домашних условиях.

5. Согревающий компресс. Грелка. Показания, применение.

 

Задания:

1. Изучить гигиенические навыки, прививаемые ребенку в различных возрастах (поэтапно). Физиологическое обоснование.

2. Особенности ухода за больным ребенком в отличие от здорового.

3. Определить пути и способы введения лекарственных веществ. Составить схему путей введения лекарственных средств. Выявить самый быстрый и эффективный путь. Отметить недостатки перорального применения лекарств.

4. Изучить практическое применение грелки, согревающего компресса. Обозначить местные отвлекающие процедуры и местные тепловые процедуры. Знать отличия.

 

Семинар 8

Тема: Неотложная помощь

Вопросы для обсуждения:

  1. Кровотечения. Раны.
  2. Повязки. Иммобилизация.
  3. Ушибы, растяжения.
  4. Вывихи, переломы.
  5. Ожоги, отморожения.
  6. Транспортировка пострадавших.

Задания:

  1. Изучить классификацию ран. Составить таблицу «Виды кровотечений».
  2.  Составить схему «Способы остановки кровотечения».
  3. Знать основные виды повязок, уметь пользоваться косынкой при наложении повязки на предплечье и плечо, при остановке кровотечения ( «закрутка» ). Научиться отличать транспортную и лечебную иммобилизацию.
  4. Определить принципы оказания помощи при ушибах, растяжениях, вывихах (алгоритм действий).
  5. Изучить основные признаки переломов. Особенности у детей.
  6. Знать степени ожогов и первую помощь. Изучить «правило ладони» и схему «правило девятки» для определения площади ожоговой поверхности.

 

Семинар 9

Тема: Неотложная помощь

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Острые отравления. Принципы оказания первой помощи.
  2. Электротравма.
  3. Утопление.
  4. Укусы ядовитых змей и насекомых.
  5. Острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс, шок).

 

Задания:

1. Изучить пути попадания яда в организм и основные принципы лечения отравлений. Промывание желудка. Методы. Особенности отравлений у детей.

2. Отметить главную опасность электротравмы и особенности проведения непрямого массажа сердца при электротравме.

3. Отличие истинного и ложного утопления. Особенности оказания первой помощи при утоплении.

4. Разработать алгоритм действий при укусе змеи.

5. Знать принципы оказания неотложной помощи при острой сосудистой недостаточности. Изучить причины обморока. Тактика оказывающего помощь при обмороке.

 

Вопросы к зачету

«Основы педиатрии и гигиены»

 Колесникова И. А.

  1. Педиатрия в системе медицинских наук. Периоды детского возраста.
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Критерии комплексной оценки.
  3. Группы здоровья. Характеристика групп здоровья.
  4. Понятие профилактики. Первичная, вторичная и третичная профилактика.      
  5. Диспансеризация. Принципы диспансерного наблюдения.
  6. Понятие инфекционного процесса. Источники инфекции.
  7. Механизмы передачи возбудителя при инфекционном процессе.
  8. Периоды развития инфекционной болезни.
  9. Противоэпидемические мероприятия в инфекционном очаге.
  10. Противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного больного в детском коллективе.
  11. Понятие естественного и искусственного иммунитета.
  12. Принципы построения режима дня. Режим сна и отдыха, режим питания детей раннего и дошкольного возраста.
  13. Питание здорового ребенка. Понятие рационального питания.
  14. Заменимые и незаменимые питательные вещества. Физиологическая роль основных пищевых ингредиентов.
  15.  Питание ребенка первого года жизни. Преимущества естественного вскармливания.
  16.  Сроки и правила введения прикормов на 1 году жизни ребенка.
  17.  Понятие естественного, смешанного, искусственного вскармливания.
  18. Принципы организации питания в детском дошкольном учреждении.
  19. Физиологический механизм закаливания. Основные факторы закаливания.      
  20.  Правила закаливания. Организация закаливающих процедур в ДОУ.     
  21.  Физическое развитие детей. Признаки. Методы оценки.
  22.  Понятие клинической и биологической смерти. Определение признаков жизни пострадавшего.
  23.  Кровотечения. Виды, признаки. Первая помощь.
  24.  Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.    
  25.  Классификация травм. Принципы оказания помощи при закрытых травмах.
  26.  Ушибы, растяжения, вывихи. Первая медицинская помощь.
  27.  Оказание первой помощи при переломах костей. Иммобилизация и транспортировка пострадавшего.
  28.  Ожоги. Классификация. Степени ожогов. Первая помощь.
  29.  Отморожения. Причины степени поражения. Первая помощь.
  30. Общее переохлаждение организма. Первая помощь.
  31. Отравления. Принципы оказания первой помощи. Первая помощь.
  32. Алгоритм действий при клинической смерти.
  33. Электротравма. Первая помощь.
  34.  Первая помощь при утоплении.
  35.  Первая помощь при укусах ядовитых змей и насекомых.
  36. Гипертермия. Виды. Особенности оказания помощи при гипертермии детям.
  37. Нарушение проходимости дыхательных путей. Оказание первой помощи.
  38. Профилактика воздушно-капельных инфекций в ДОУ.

 

Литература

1. Сердюкова Г. Н. Гигиена детей и подростков. - М.: «Медицина», 1989.

2. Сухарев А. Г. Гигиена детей и подростков. М.: «Медицина», 1986.

3. Соновня-Семенова И. И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. - М.: «Академия», 1999.

4. Ежова Н. В. и др. Педиатрия: учебник для учащихся медицинских училищ. – Минск, 2003.

5. Буянов В. М. Первая медицинская помощь. - М.: «Медицина», 1994. – 6-е изд.

6. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебное пособие. - М.: «Академия», 1990.

7. Тонкова-Ямпольская Р. В. и др. Основы медицинских знаний: Учебное пособие. - М.: «Просвещение», 1986.

8. Ужегов Г. Н. Первая медицинская помощь. - Смоленск - Русич, 2001.

9. Хватова Н. В. Здоровье и болезнь: пособие для студентов. - М., 1989.

10. Усов И. Н. Здоровый ребенок. - Минск: Беларусь, 1994.

11. Голубев В. В. Основы педиатрии и гигиены. - М.: «Академия», 2000.

12. Первая помощь: Учебник. - РОКК, 1997.

Дополнительная литература

13. Энциклопедия для родителей. - М.: Тера, 1997.

14. Ваш ребенок. Безопасность и первая помощь: Пособие для родителей. - М.: «Вита-пресс», 2000.

15. Справочник по первой помощи. - М.: «Вита-пресс», 1998.

16. Справочник медицинской сестры по уходу/под ред. Акад. Н. Р. Памева. - М.: «Крен-пресс», 1993.

17. Питание детей грудного возраста/под ред. Макаровой В. И. – Архангельск: СГМУ, 2003.

18. Мазурин А. В. Учебное пособие по питанию здорового ребенка. - М.: «Медицина», 1980.

19. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Мальчик – подросток – юноша. - М.: «Просвещение», 1982.

20. Справочник по детской диететике/под ред. Воронцова И. М., Мазурина А. В. - Ленинград «Медицина», 1980.

21. Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены. - М.: «Владос», 2003.

22. Белостоцкая Е. М. Гигиена детей и подростков. – М., 1962.

23. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: «Медицина», 1991.

24. Руководство по клиническому исследованию ребенка/под ред. Макаровой В. И. - Архангельск, 2002.

25. Основные морфофункциональные контакты здорового ребенка: Метод. рекоменд. для студентов. - Архангельск, 2002.

26. Вандышев А. Р. Медицина катастроф. - Ростов-на –Дону: «Феникс», 2002.

27. Носов С. Д. Детские инфекционные болезни. - М.: «Медицина», 1973.

28. Хрипкова А. П., Антропова М. В. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: «Просвещение», 1990.

29. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. - М.: «Советский спорт», 1989.

30.  Шеврыгин Б. В. «Если малыш часто болеет…». - М.: «Просвещение», 1990.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.