![]()
|
|||
В экспозиции Архангельской области наиболее ярко представлена вышивка.
На XXIV Республиканской выставке декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества «Мастер года-2017» представлены около 40 работ от 20 мастеров Архангельской области. В экспозиции Архангельской области наиболее ярко представлена вышивка. Вышивка — один из самых распространённых видов народного творчества. Искусство «наводить узор на ткань» с помощью нитки и иголки известно с давних времён. В «Домострое» говорится о вышивании как о работе, требующей большой усидчивости и терпения, которая вырабатывает характер женщины. Уже в середине XIX века говорилось о несомненной пользе обучения девочек всякого рода рукоделиям с целью воспитать из них хороших жен и матерей. Во многих губерниях России в конце XIX века открываются мастерские и школы рукоделия. Вышивка Архангельской области отличается большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов вышивания. Вышивка была одним из древнейших промыслов Архангельской губернии. Типичными для вышивки являются геометрические и растительные мотивы, фигуры птиц, зверей и всадников. По технике исполнения северные вышивки делятся на две группы: швы, выполненные по счету нитей ткани (счетные техники) и швы, выполненные по свободному контуру рисунка (несчетные техники). Чаще всего в архангельской вышивке применяется шов, называвшийся роспись и состоящий из мелких красных стежков, которые создавали на ткани тонкий графический узор-контур. Потом он заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. Также различалась сплошная и прорезная вышивка по бели. Сплошная вышивка использовалась в основном для плотных, иногда каркасных изделий. Прорезная давала изделию гибкость. Трудоёмкий процесс оправдывает себя достаточной прочность. Счетные швы могли вышиваться по цельной ткани. К этой группе относились набор под браное ткачество, двусторонний шов (другое название роспись), крест, счетная гладь. Существовала и счетная вышивка по разреженной ткани. В эту группу входили различные мережки и швы по выдергу. Наиболее популярными разновидностями несчетных швов были тамбур, стебельчатый шов и гладь. Но все-таки любимым швом архангельских и каргопольских мастериц был счетный шов, называвшийся роспись. Шов роспись имеет и другие названия — двусторонний шов, полукрест, досюльный (т. е. старинный). Выполняется он техникой «вперед иголку» в два приема по счету нитей ткани. Сначала прокладывается контур фигуры, образуя пунктирную линию, затем обратным ходом заполняются пропущенные места. Вышивка получается двусторонней — одинаковой с лица и изнанки. Со второй половины XIX века на Каргополье, а точнее — в Ошевенской волости широкое распространение получает вышивка тамбуром. В этой местности её поэтично называли мышиная тропка. Существует несколько разновидностей тамбурного шва: цепочка, елочка, петля вприкреп, сложный тамбур и т. д. Шов цепочка является самым простым и наиболее распространенным видом тамбурного шва. С лицевой стороны он напоминает цепочку из мелких петель, а с изнаночной — он похож на строчку. На Выставке «Мастер года – 2017» представлены работы мастера из г. Архангельска - Громовой Дарьи Сергеевны. Дарья Сергеевна - преподаватель двух творческих мастерских в ГБОУ ДО АО «Детская школа народных ремесел» - «Северная вышивка» и «Северное ткачество». Дарья Сергеевна владеет технологиями ткачества, вышивки в традициях народного искусства Архангельской области, сохраняет в своих изделиях художественно - технические приёмы, технологию, материалы, типы изделий характерные для Русского Севера. Регулярно проводит мастер-классы, участвует в выставках, фестивалях и конкурсах. Творческие работы неоднократно были отмечены дипломами на областных, межрегиональных и всероссийских выставках. Показывает высокие результаты в образовательной деятельности мастерских. Имеет звание «Мастер народных художественных промыслов Архангельской области».
Название изделия: Полотенце «Птица» Вид ремесла: Вышивка «крест» Материал: Лён, х/б нить, мулине
|
|||
|