Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915 – 1998)



Георгий Свиридов – выдающийся композитор ХХ века, создатель одного из самых оригинальных индивидуальных стилей в отечественном музыкальном искусстве. Музыка Свиридова демократична и доступна для восприятия. Ее отличает необычный сплав простоты и новизны.

Свиридову удавалось запечатлеть современные образы. Так, музыка из кинофильма «Время, вперед! » стала музыкальным символом ХХ века. Она воспринималась как выражение духа времени с его бешено скачущим ритмом, взрывной энергетикой, устремленностью в будущее. Слушаем № «Время, вперед! ». Не менее удачным оказалось у Свиридова и воссоздание музыкальной атмосферы прошлого. В его музыкальных иллюстрациях к повести Пушкина «Метель» отражена классическая эпоха русской культуры. Естественность, искренность, безыскусная красота свиридовских мелодий обеспечили этой музыке всенародную популярность. Слушаем «Романс» и «Вальс» из «Метели». (// со старинным романсом «Не уходи, побудь со мною»)

Творческая натура Свиридова выделяется редкой для искусства ХХ века цельностью, образной, жанровой и стилевой устойчивостью. Но за этим, однако, стоит соединение контрастных начал. Официальное признание, высокое общественное положение (в 60-70-е годы) – и внутренняя свобода от общественного мнения и моды; верность традициям – и яркость индивидуального почерка, жанровое и языковое новаторство; простота музыки и космизм выраженных в ней идей.

Свиридов - глубоко национальный художник. Русское начало является в нем определяющим. Почти все его произведения посвящены России и написаны на русские сюжеты. Он мастерски рисует образы русской природы, размышляет о ее историческом пути. Свиридов был очевидцем почти всех главных событий российской истории ХХ века.

Родился в маленьком городке Фатеже под Курском. Природа Курского края, богатая интонационная среда русской провинции, где звучали крестьянская песня, дворянский романс, цыганское пение, церковные и любительские хоры, оперная европейская музыка, произведения русских классиков, гитарно-мандолинный репертуар, оказали огромное влияние на развитие будущего композитора. Раннее детство омрачено событиями Гражданской войны и гибелью отца. (Отец – директор почты, убит деникинцами, мать – учительница. ) «Половина нашего рода сгинула в Гражданской войне. Брат отца и брат матери погибли на стороне белых, а отец – на стороне красных».  Гражданская война, осмысление трагедии братоубийства стала важной темой творчества Свиридова («Повстречался отец с сыном» из Пяти хоров на стихи русских поэтов; «1919», «Небо как колокол» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»).

В 1924 году семья переезжает в Курск. Свиридов берет уроки игры на фортепиано у частной учительницы, потом -  в ДМШ (3 года). Расширяется круг его музыкальных впечатлений. Наиболее заметный след оставили романтики (Шуберт, Шуман, Григ), русские композиторы (особенно Мусоргский), Дебюсси, а также хоровое пение. В 1932 году Свиридов поступает в Музыкальный техникум в Ленинграде, обучается сначала как пианист, а потом как композитор в классе М. Юдина. После написания 6 романсов на стихи Пушкина (1935) приобрел известность и был принят в Союз композиторов СССР.

«Пушкинские романсы» - это «конспект» будущего творчества композитора. Символично обращение к Пушкину, выбор жанра и композиция (сюитно-циклическая). Вокальный цикл составлен из разных частей-стихотворений, обретающих контуры скрытого сюжета (1. «Роняет лес багряный свой убор»; 2. «Зимняя дорога»; 3. «К няне»; 4. «Зимний вечер»; 5. «Предчувствие»; 6. «Подъезжая под Ижоры»). В цикле проходят чередой времена года (от осенней элегии через зимние картины к весенней радости и свету), звучит мотив дороги и появляется главный герой – Поэт. 40 лет спустя эта юношеская встреча с Пушкиным откликнулась в хоровом концерте «Пушкинский венок», где отобразились разнообразные грани пушкинской поэзии.  Ведущая роль мелодии, в которой сплетаются песенные и романсовые интонации (с плавными переходами из гармонического минора в натуральный), обилие кварто-квинтовых оборотов, плагальные гармонии – все эти черты стиля Свиридов сохранит вплоть до своих поздних опусов. Романсы сразу же получили широкое признание и были исполнены прославленными певцами: Лемешевым, Пироговым.

С 1936 года (момента поступления в Ленинградскую консерваторию) до начала 50-х годов последовал период поисков. Общение с Д. Шостаковичем (в классе которого учился Свиридов) и И. Соллертинским оказало огромное влияние для

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.