Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Условия возникновения



 

5. Основные экономические понятия. Экономические ресурсы: сущность, виды и их ограниченность.

Экономические отношения - это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Потребност и— внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с ограниченностью определяет ценность экономических благ. .

Благо экономическое — средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.

Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Издержки (затраты)— все, что производитель (фирма) расходует в целях достижения необходимого результата.

Доход — денежные или иные средства, получаемые домохозяйством от продажи ресурсов; выручка, получаемая фирмой от продажи товаров (услуг), за вычетом затрат на их производство и реализацию.

Экономические цели — цели, которые преследуют в своей деятельности индивид и группы индивидов


Экономические ресурсы включают:
- природные ресурсы;
- трудовые (население в трудоспособном возрасте);
- материальные (все созданные человеком средства производства, являющиеся результатом производства);
- финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства);
- информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта);
Исчерпаемые - это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны.
Исчерпаемые ресурсы:
 не возобновляемые ресурсы (земельные угодья, воздух, полезные ископаемые), абсолютно ограничены своим количеством. - относительно возобновляемые ресурсы - воспроизводимые
Неисчерпаемые состоят из трёх групп: космические (солнечная радиация, морские приливы и отливы) климатические (атмосферный воздух, энергия ветра, воды)водные ресурсы
Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими, экономически более выгодными.
Незаменимые - атмосферный воздух, питьевая вода. В экономическом плане природные ресурсы выполняют роль средств труда, предметов труда и условий жизни человека.
Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

6. Экономический выбор. Производственные возможности экономики, их граница. Альтернативная стоимость.

Экономический выбор выбор наилучшего среди альтернативных решений, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Проблема экономического выбора ставит множественность экономических целей при ограниченности ресурсов.

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Граница производственных возможностей - график в виде линии, ограничивающей область производственных возможностей экономического субъекта. Внутри области производственных возможностей находятся сочетание благ, товаров, которые могут быть произведены с использованием имеющихся в наличии факторов производства.

Альтернативаня стоимость, цена стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

7. Типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная: их сравнительный анализ.

Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Чистый капитализм (рыночная экономика ) – это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интереса, минимальный уровень экономической власти отдельных субъектов (невозможность кардинально повлиять на рыночную ситуацию), минимальная степень государственного вмешательства в экономику.

Командная экономика (коммунизм) – экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: жесткая централизация экономической власти у государства – главного субъекта хозяйственной жизни, в том числе по использованию ресурсов на всех уровнях; поведение субъектов детерминировано общегосударственными целями, общественный интерес доминирует над частным. Все ресурсы находятся в собственности государства, недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам.

Смешанная система – экономика, в которой имеет место сочетание некоторых свойств первой и второй систем. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется гибким контурным государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности

Традиционная экономика –Наиболее характерными ее чертами являются: экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; экономическая власть соединена с политической властью.

8. Рынок: определение, условия возникновения, структура, функции. Понятие рыночной конкуренции, ее виды.

Рынок – это сис-ма экон. отношений, кот. складывается м/д продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров при помощи денег по ценам устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.
Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей.

Условия возникновения

Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов Третье условие — свобода предпринимательства.

Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т. д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Функции рынка:

Ценообразующая, В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Регулирующая, воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Санирующая Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности , информационная Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Посредническая. рынок выступает посредником между производителями и потребителями
конкуренция — это соперничество между участниками рынка Различают несколько видов конкуренции
совершенная конкуренция -Идеальное состояние рынка, на котором присутствуют много продавцов и покупателей с равным доступом к информации, так что каждый из них может выступать как лицо, согласное с данной ценой, и готов продавать и получать любое необходимое количество товаров, не оказывая влияния на рыночную цену
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Конкуренция Монополистическая - на рынке с относительно большим количеством продавцов и покупателей и разнообразием предлагаемых к продаже товаров, продаваемых по разным ценам.

9. Механизм рыночного саморегулирования: спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Функции спроса и предложения.

Спрос — платежеспособная потребность че­ловека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос пока­зывает, какие количества данного товара желает и способен при­обрести покупатель по каждой возможной цене в каждый дан­ный момент времени. Предложение — желание и способность производите­лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь вели­ка, чтобы удовлетворить все потребности всех людей.

Закон спроса — при прочих равных ус­ловиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наобо­рот, чем выше цена, тем величина спроса меньше.

Закон предложения -при прочих равных ус­ловиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения.

Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, ибо именно она заставляет производство выпускать необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос, который, по сути дела, представляет собой денежное выражение потребностей. Функция предложения заключается в общем виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.