|
|||
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Е. Дахнова (Ростовский государственный строительный университет, студентка гр. ФК-227)
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Проблема профессионального отбора и оценки менеджеров – сегодня одна из ключевых и, несомненно, будет оставаться таковой в общей проблематике менеджмента [1]. Руководствуясь этим, данная тема выбрана мною для более подробного рассмотрения. Что же является объектом и предметом психологии менеджмента? Какую концепцию можно назвать конструктивной основой для разработок в области психологии менеджмента? Кто такие психологи-консультанты? На эти и другие интересующие меня вопросы я решила найти ответы. Итак, интересно отметить, что почти во всех опубликованных за рубежом профилях успешного руководителя в числе его профессионально важных качеств не упоминаются такие, как знание технологии, экономики, бухгалтерского учета, финансов, статистики и других специальных дисциплин, составляющих основу управленческой подготовки. Из этого не следует делать опрометчивый вывод, что данный перечень дисциплин не нужен руководителю. Просто, как показала длительная практика менеджмента, даже отличное владение ими не является гарантией успешной деятельности менеджера. Как правило, приоритет при описании профессионально важных качеств успешного руководителя отдается тем из них, которые связаны с умением общаться и управлять людьми (межличностное общение, коммуникация, личное воздействие на людей и др. ), владением методами управления (умение определять проблемы, принимать решения, управлять временем, выстраивать приоритеты в делах и т. д. ). Психологию менеджмента можно рассматривать как междисциплинарное научно-практическое направление, цель которого – исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций преимущественно в условиях рыночной системы хозяйствования. Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, каковыми в нашей стране являются, например, совместные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т. д., деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов. Предмет психологии менеджмента составляют психологические явления организаций. К ним относятся, например, обусловливающие эффективную деятельность менеджеров психологические факторы, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, проблемы лидерства и мотивирования, норм и ценностей и др. В предмет изучения психологии менеджмента органично входят как традиционные социально-психологические явления (социально-психоло-гический климат, общение и т. д. ), так и вопросы психологии труда (анализ трудовой деятельности; функциональные психические состояния; организация рабочего места; качество, надежность и безопасность труда), общей психологии (теория деятельности, личности, развития) и других направлений психологии. На мой взгляд, конструктивной основой для разработок в области психологии менеджмента может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Речь идет как бы о сквозном психологическом обеспечении профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. Предполагается изучение и совершенствование форм психологического обеспечения в рамках таких взаимосвязанных, распределенных во времени и последовательно сменяющих друг друга крупных психологических проблем, как профессиональное самоопределение («вход» в профессию), профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, повышение профессиональной квалификации (в случае необходимости — переучивание и переквалификация), «выход» из профессии (адаптация к новым условиям жизнедеятельности). Иначе говоря, процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующей профессиональной деятельности. Успех практической реализации данной концепции зависит главным образом от наличия и совершенства методических средств, применяемых при решении тех или иных задач на различных этапах профессионализации. В рамках этой концепции формируется особый спрос на разработку научно-практических основ психодиагностики, активных методов воздействия с целью повышения эффективности профессиональной деятельности: специально ориентированных психологических тренингов по развитию профессионально важных качеств, деловому общению, деловым играм, психической саморегуляции функциональных состояний работников, в том числе на методическое обеспечение комнат психологической разгрузки на производстве и т. д. Анализ современного состояния менеджмента с позиций концепции психологического обеспечения позволяет сделать некоторые выводы. К наиболее интенсивно разрабатываемым и проводимым на практике мероприятиям по психологическому обеспечению профессиональной деятельности менеджера относятся: психологический отбор, текущая оценка и переподготовка менеджеров. Эти задачи решаются с помощью разнообразных конкретных способов оценки (диагностические деловые игры, интервью, биографический метод, психодиагностика личностных свойств и т. д. ). Заметим, что у нас в стране до сих пор руководитель рассматривается как должность, а не как профессия, поэтому система образования еще не ориентирована должным образом на подготовку руководителей-профессионалов. Как правило, отсутствует практическая психологическая подготовка представителей технических специальностей, которые достаточно часто становятся руководителями. Из поля зрения, как психологов, так и руководителей организаций выпадают вопросы психологической адаптации менеджеров к профессиональной деятельности, что приводит к снижению профессионализма, стрессам, психосоматическим заболеваниям. Психологические аспекты профессиональной подготовки менеджеров и повышения их квалификации остаются в центре внимания. Здесь особое значение придается совершенствованию стилей управления, общения, принятия решений, мотивации трудовой деятельности подчиненных и т. д. Практически еще очень мало сделано в плане обеспечения физического и особенно психического здоровья менеджеров, в том числе их психологической устойчивости (стрессоустойчивости). «Выход» из профессии (и не только менеджеров), предполагающий социально-психологическую адаптацию к новым условиям жизни по окончании профессиональной деятельности, – вообще не исследованная проблема в психологии. Как утверждает Лестер Тобиас, сегодня в психологии менеджмента четко просматриваются два течения: организационно-индустриальное и клинически-консультативное [2]. Первое делает упор на изучение крупных коллективов, психологических аспектов социальных процессов и широко используется при планировании широкомасштабной кадровой стратегии. Второе специализируется на работе с конкретными личностями, что делает его особенно эффективным при индивидуальном подборе служащих. Каждое направление имеет свой понятийный аппарат и методологический арсенал. Приверженцы организационно-индустриального подхода сосредоточиваются на изучении групповых процессов, иерархий социальных структур и, как правило, применяют стратегию оценки объекта исследования по многим шкалам. “Клиницисты” больше фокусируются на индивидах, теории личности и оценке индивидуальной характеристики. В связи с этим напрашивается вопрос: кто же такие психологи-консультанты? В двух словах, это люди, изыскивающие способы помочь работникам трудиться продуктивнее. В их задачи входит: – улучшение психологического климата в организации и повышение «боевого духа» ее сотрудников; – совершенствование практики подбора кадров; – модернизация организационной структуры; – оказание поддержки служащим в развитии их способностей; – сплочение коллектива в единую команду; – формирование доброжелательной атмосферы на производстве; – помощь людям в преодолении стрессов; – достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой; – устранение конфликтов; – снижение текучести кадров; – оценка производственных программ с точки зрения психолога; – проведение разумной политики поощрения и наказания на фирме; – консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и другое. Психологи-консультанты проводят индивидуальные беседы, читают лекции, устраивают семинары. Они работают в организациях-заказчиках и в своих офисах. Их заключения касаются широкого спектра вопросов: от психологической оценки директоров до отчетов о внедрении различных профессиональных новшеств. Психолог-консультант может выступать в роли советника, эксперта или ученого, но всегда должен оставаться независимым и беспристрастным наблюдателем, соблюдающим полную конфиденциальность. В заключении следует отметить, что психология управления – это наука, сформировавшаяся и развивающаяся на стыке двух научных дисциплин – теории управления и психологии. Она базируется на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены собственно психологические знания с внепсихологическими представлениями, раскрывающими особенности строения и функционирования организационных систем. Понять те и другие изолированно друг от друга нельзя, в связи, с чем необходимо их комплексное рассмотрение [3]. Вместе с тем каждая из этих сфер настолько обширна (не говоря об их комплексе), что возникают очень большие трудности систематизации материала, опасности перекосов либо в сторону теории управления, либо в сторону ее психологических аспектов. В первом случае утрачивается психологическая специфика, а во втором анализ приобретает абстрактно-психологический, слабо соотнесенный с реальным управлением характер. Найти оптимальную пропорцию между ними, определить круг важнейших психологических проблем и выстроить их в согласованную систему можно в том случае, если взять за основу понятие управленческой деятельности. Именно индивидуальная деятельность руководителя является, в конечном итоге, важнейшим и определяющим звеном функционирований организаций. Это своеобразная квинтэссенция практики управления, в которой все основные закономерности и явления проявляются в наиболее концентрированном и полном виде. Но деятельность – это одновременно и основная психологическая категория. В индивидуальной деятельности все известные сегодня психологические закономерности также проявляются наиболее полно, рельефно и целостно. Через категорию деятельности «наводятся мосты» между теорией управления и психологией, становится возможной сама психология управления как научная дисциплина. Вместе с тем психология управленческой деятельности – это, хотя и важнейшая, но все же часть психологии управления в целом.
ГЛОССАРИЙ
Английское слово management (управление) происходит от корня латинского слова maims (рука). Этот термин не имеет аналога в русском языке, хотя его часто используют как синоним терминов «управление» и «научная организация труда». В настоящее время менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое отражается практически на всех сторонах жизни общества. Менеджер – это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль. Психология менеджмента – междисциплинарное научно-практическое направление, цель которого – исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций преимущественно в условиях рыночной системы хозяйствования. Коммуникация [от лат. сотти-nicatio – обмен, связь, разговор; англ. communication; нем. Kommunikation]. 1. Процесс передачи информации, включающий адресанта, каналы, кодирование, дешифровку, содержание, эффективность, контроль, ситуацию, намерение, адресата. 2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание. 3. Обмен информацией любого вида между различными системами связи. Климат социально-психологический [от греч. klima – наклон] – интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития. Функциональные состояния. К ним относят, сон, бодрствование, врабатывание, состояние оптимальной активности, утомление, монотонию и психическое пресыщение. Стрессоустойчивость человека – умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Психологи-консультанты – это люди, изыскивающие способы помочь работникам трудиться продуктивнее. Клиницисты – люди, специализирующиеся на работе с конкретными личностями, фокусируются на теории личности и оценке индивидуальной характеристики.
Литература
1. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2004. – 639 с. 2. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А. И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 120 с. 3. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.
|
|||
|