|
|||
Макарова Елена Алексадровна. Кандидат исторических наук, доцент. Кафедра истории государства и права НовГУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЮ ЭССЕ ПО ОСНОВАМ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВАСтр 1 из 2Следующая ⇒ Макарова Елена Алексадровна Кандидат исторических наук, доцент Кафедра истории государства и права НовГУ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЮ ЭССЕ ПО ОСНОВАМ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Учебная дисциплина «Основы социального государства и гражданского общества» ставит своей целью дать студентам научное представление о теории социального государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о государстве, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социального государства и социальной политики в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации. Тесная связь дисциплины «Основы социального государства» с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического математического и естественнонаучного, профессионального циклов способствует формированию системного представления у обучающихся об основах современного социального государства, что обеспечивает высокий теоретический и практический уровень подготовки бакалавров. В процессе изучения дисциплины используются все основные видыучебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, групповые и индивидуальные консультации. Задания для практических занятий и самостоятельной работы носят проблемно-поисковый характер и направлены на развитие творческого мышления студентов. Эссе является основной формой самостоятельной работы студента. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Именно такая форма письменной работы помогает сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции будущих бакалавров. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В данной форме письменной работы от студентов не требуется глубокого исследования научной доктрины, сравнения научных концепций и взглядов. Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других авторов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи. Выбор темы. Первый этап написания эссе – выбор темы. Возможные темы эссе: 1. Что такое социальное государство с точки зрения отечественных и зарубежных теоретиков и практиков? 2. Социальное государство в современной России: де-юре vs. де-факто. 3. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства (на основе анализа тенденций российского и зарубежного опыта). 4. Критерии эффективности социальной политики социального государства. 5. Участники коллективных переговоров в роли субъектов социального партнерства. 6. Насколько эффективно действует система социального партнерства в современной России? 7. Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности гражданина. 8. Какова роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства? 9. Соответствует ли критериям эффективности социального рыночного хозяйства современный этап развития российской экономики? 10. Социальное иждивенчество в социальном государстве.
|
|||
|