Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гуманитарно-целостный подход в диагностической деятельности педагога



Основания, на которых строится педагогическая деятельность в сфере «человек-человек», являются гуманитарными. Гуманитарный (от лат. humanitas – человеческая природа, образованность, обращенный к личности) характер отношений «учитель-ученик» не только конструирует процесс образования, но и придает ему собственно педагогический смысл. Обращенность к уникальным проблемам ребенка и поискам в их преодолении на пути к совершенству и означает гуманитарность в педагогической деятельности.

Одной из сильных тенденций современного образования является гуманитаризация образования, которая отражает построение образовательной практики на основе обращения духовного опыта педагога к духовному опыту учащегося и «чужому», общественно-историческому опыту, запечатленному в содержании образования.

Очень часто гуманитарные проблемы детей остаются за пределами внимания педагогов, профессиональная позиция которых характеризуется нацеленностью на формирование знаний, умений и навыков, а также на познавательный интерес к своему предмету, то есть занимаются проблемами преимущественно функциональной подготовки.

В свою очередь под гуманизацией воспитания в школе понимается становление профессиональной позиции каждого педагога как воспитательной, имеющей деятельностно-утверждающую субъектную природу: не только ребенок, но и взрослый не могут рассматриваться как объект программирования со стороны общества. Лишь субъектно-авторская позиция педагога обеспечивает образование человека в целом, а не только его отдельных сторон.

Гуманитарно-ориентированный педагог в своей деятельности исходит из понимания человека как уникальной ценностно-смысловой системы, имеющей открытую возможность самоактуализации, а не как чего-то заранее заданного и ограниченного в развитии.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создаёт основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов.

В результате, для эффективного применения гуманитарно-целостного подхода необходимо непрерывное образование педагога, которое должно стать системой поддержки его саморазвития, утверждения его профессиональной свободы и достоинства — только в этом случае, в соответствии с сущностными характеристиками воспитания, педагог может стать воспитателем.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.