29. Арматура котлов.
Для управления работой ПК и защиты применяется следующая арматура: стопорный (разобщительный), питательный и предохранительный клапаны; клапаны верхнего и нижнего продувания, отбора проб котловой воды, удаления воздуха и др. Контроль за уровнем воды в корпусе или пароводяном коллекторе осуществляется с помощью водоуказательных приборов, имеющих свою арматуру. Конструкция арматуры котлов, ее количество и размещение должны удовлетворять требованиям Регистра. Так, каждый ПК имеет два водоуказательных прибора, два питательных и два предохраниетльных клапана. Стопорный клапан является запорным органом, обеспечивающим отключение парового котла от паропровода. Клапан выполнен невозвратно-запорным и состоит из корпуса, шпинделя, тарелки, крышки с сальниковым уплотнением. Стопорный клапан пропускает пар пропускает пар только в одном направлении - из пароводяного коллектора в паровую магистраль. При прекращении отбора пара из ПК или в случае снижения давления пара в нем ниже давления в паровой магистрали тарелка клапана опускается и закрывает клапан. Питательный клапан предназначен для сообщения и разобщения ПК с питательной магистралью и пропуска питательной воды только в одном направлении от насоса в ПК. Питательные клапаны располагаются на переднем днище пароводяного коллектора. Каждый клапан выполняется комбинированным из запорного и невозвратно-запорного клапанов, заключенных в общий корпус. Водоуказатель, или водоуказательный прибор предназначен для визуального наблюдения за уровнем воды в ПК и состоит из верхней и нижней клапанных коробок, смотровой рамки, клапана продувания и быстрозапорных клапанов. Предохранительные клапаны предназначены для автоматического травления избытков пара из ПК при превышении давления сверх установленного. Главный и импульсный предохранительные клапаны выполнены сдвоенными и попарно соедены импульсными трубами; они устанавлива
В процессе эксплуатации котлов арматура подвергается износу из-за трения при вращении отдельных деталей, а также из-за воздействия на нее солей, содержащихся в питательной и котловой воде. Арматуру ремонтируют на месте установки, в мастерских предприятия, а также на ремонтных заводах.
В целях ускорения ремонта котла следует иметь комплекс запасной арматуры для того, чтобы во время ремонта котлазаменить ее, а снятую арматуру отремонтировать в мастерской.
Перед капитальным ремонтом котла необходимо заранее подготовить резервную арматуру, а также проверить исправность приспособлений для отрезки арматуры, разделки фасок, центровки стыков, притирки и для проведения гидравлического испытания.
До начала ремонта арматуры производят ее осмотр и выполняют разметку к снятию или ремонту на месте.
При разборке арматуры производят очистку с последующей промывкой всех ее деталей. При дефектации арматуры производят обмер рабочих поверхностей с целью установления износа и определения пригодности деталей к дальнейшей работе, проверку зазоров между сопрягаемыми деталями в основных сборочных единицах арматуры.
Размеры, допуски и шероховатость поверхностей деталей арматуры после восстановления или изготовления должны соответствовать указаниям в чертежах и технической документации на ремонт.
Для изготовления используемых в элемецтах котлов, болтов и шпилек, работающих при давлении до 1, 6 МПа (16 кгс/см2) и температуре до 350 °С, и гаек, работающих при давлении до 2, 5 МПа (25 кгс/см2) и температуре до 350 °С, применяют стали ВСтЗсп5 и ВСт4спЗ (ГОСТ 380-71). Из углеродистых сталей 20 и 25 (ГОСТ 1050-74) можно изготавливать шпильки, болты, работающие при температуре до 400 °С и давлении до 1, 6 МПа (16 кгс/см2). Без ограничения давления можно использовать шпильки и болты из сталей ЗОХМ, ЗОХМА и 35ХМА (ГОСТ 4543-71), работающих при температуре до 450 °С.
Водоуказательные стекла и предохранительные клапаны должны быть сняты, разобраны, очищены и тщательно осмотрены. Неисправные детали ремонтируют или заменяют. Пропуски пара и воды из водоуказательного стекла, пробных кранов и клапанов устраняют путем их притирки, а также смены прокладок у стекол. При установке водоуказательные стекла следует закреплять осторожно, не допуская перекосов и одностороннего нажима, что может вызвать поломку стекла. При сборке клапанов обращают внимание на отсутствие перекосов и заеданий во втулках для хвостовика.
При ремонте арматуры широко применяют притирку поверхностей. Притиркой можно устранить только незначительные повреждения и неровности поверхностей глубиной не более 0, 5 мм и следы резца после обработки на станке. Дефекты глубиной более 0, 5 мм следует устранять на станке или при помощи специальных приспособлений на месте установки арматуры.
По окончании ремонта для проверки прочности и плотности металла корпуса и крышки, запорных органов и сальниковых уплотнений проводят гидравлическое испытание арматуры водой пробным давлением, равным 1, 25 рабочего, в течение 5 мин.
Запорная арматура с электроприводом после сборки подвергается испытанию на плотность затвора путем закрытия затвора арматуры электроприводом, для чего производят два полных закрытия и открытия затвора.
Вся арматура после ремонта с вырезкой из трубопровода подвергается гидравлическому испытанию на прочность н плотность в соответствии с ГОСТ 356-80.
Предохранительные клапаны регулируют после гидравлического испытания и установки их на мест
№ опе-ра-ций
| Наименование и содержание операции
| Технологические требования
| Оборудование, приспособления, инструмент
|
| Подготовка фундамента
1. Очистить фундаментные поверхности от ржавчины
|
Очистить опорные поверхности до металлического блеска
|
Пневматическая шлифовальная машина ШМ 25–50
|
| 2. Проверить наличие разметочных рисок на фундаменте визуально
| Установочные риски должны быть нанесены параллельно плоскости мидель-шпангоута
|
|
| 3. Проверить установку фундамента относительно теоретической оси валопровода и кормовой поперечной переборки МО
| Смещение оси фундамента к оси линии вала не более ±8 мм; отклонение расстояния от опорных поверхностей фундамента до оси линии вала по высоте не более +10, –3; допустимое отклонение расстояния фундамента от поперечной переборки ±10 мм
| Шергень, мишени, струна, шланговый уровень, рулетка
|
| 4. Обработать платики
| Шероховатость поверхности платика, прилегающей к полке фундамента = 40 мкм
| Вертикально-фрезерный станок
|
| 5. Установить и приварить платики к опорной поверхности фундамента
| Плоскость опорной поверхности: щуп толщиной0, 05 мм не должен проходить между проверяемой поверхностью и линейкой; разрешается местное прохождение щупа толщиной до 0, 1 мм в 2-х местах
| Сварочный аппарат, струбцины, поверочная линейка, комплект щупов
|
| Погрузка двигателя
1. Установить на фундамент деревянные брусья
|
|
Брусья деревянные
|
| 2. Снять оборудование, приборы, трубы, установленные в МО и мешающие погрузке
| Отверстия на трубопроводах, оборудовании должны быть закрыты заглушками
| Технологические заглушки
|
| 3. Установить погрузочное приспособление и погрузить двигатель в МО
| Погрузку выполнять такелажниками под руководством мастера монтажного участка
| Погрузочное приспособление, кран, стропы, мерная рейка
| № опе-ра-ций
| Наименование и содержание операции
| Технологические требования
| Оборудование, приспособления, инструмент
|
| Подготовка двигателя к базированию
1. Установить на фланец коленчатого вала маховик (если он снимался) и вал-проставыш
|
Биение торцевое маховика или вала-проставыша не более 0, 05 мм
|
Таль, ключи гаечные
|
| 2. Установить на фундамент отжимные приспособления, на двигатель – отжимные болты
|
| Сварочный аппарат, отжимные приспособления, домкраты
|
| 3. Установить на фланец вала-проставыша оптический прибор ППС-11
|
| Кронштейн для прибора ППС-11, прибор ППС-11
|
| Базирование двигателя
1. Совместить поперечные риски фундаментной рамы двигателя и фундамента
|
Несовпадение рисок не более ±1 мм
|
Отжимные приспособления
|
| 2. Установить двигатель строго горизонтально
| Крен не должен превышать ±1 мм на 1 м ширины остова
| Отжимные болты, уровень шланговый
|
| 3. Центровать предварительно двигатель по теоретической оси валопровода оптическим методом
| Смещение осей не более 0, 7 мм, излом не более 0, 15 мм/м
| Мишени, отжимные приспособления, оптический прибор ППС-11
|
| 4. Сверлить отверстия в фундаменте по лапам двигателя
|
| Струбцины, машина сверлильная, сверло
|
| 5. Проверить раскепы коленчатого вала двигателя
| Раскеп устанавливается заводом-изготовителем двигателя
| Индикаторный прибор для измерения раскепов
|
| 6. Временно закрепить двигатель на технологических болтах
|
| Ключ гаечный
|
| Монтаж валопровода
|
|
|
| Центровка дизеля
1. Снять технологические болты
|
|
Ключ гаечный
|
| 2. Отцентрировать двигатель по оси смонтированноговалопровода окончательно по изломам и смещениям осей
| Смещение осей не более 0, 10 мм, излом не более 0, 15 мм/м
| Стрелы с индикаторами, отжимные приспособления
| № опе-ра-ций
| Наименование и содержание операции
| Технологические требования
| Оборудование, приспособления, инструмент
|
| Крепление двигателя на фундаменте
1. Измерить расстояние между опорными поверхностями платиков фундамента и двигателем, подрезать сферические прокладки по месту
|
|
Нутромер индикаторный, станок токарный
|
| 2. Установить сферические прокладки, прихватить прокладки между собой и платиком
| Щуп толщиной 0, 05 мм не должен проходить между прокладками, лапой двигателя и фундаментом на 0, 66 периметра прокладки
| Сварочный аппарат, комплект щупов
|
| 3. Сверлить отверстия в фундаменте по лапам двигателя
|
| Струбцины, машина сверлильная, сверло
|
| 4. Развернуть отверстия для призонных болтов
| Отверстия с отклонениями Н6 (Н7)
| Струбцины, развёртка черновая, развёртка чистовая
|
| 5. Подрезать полки фундамента и лапы двигателя
| Шероховатость подрезанных поверхностей Rz 80, глубина подрезки не должна превышать 10% толщины лапы двигателя и полки фундамента
| Приспособления для подрезания, зенковки
|
| 6. Установить и закрепить простые и призонные болты. Затяжку крепёжных болтов производить по правилу “крест-накрест”
| Посадочные части призонных болтов обработать по фактическим диаметрам развёрнутых отверстий с допусками, обеспечивающими напряжённую посадку по (6) 7 квалитету. Щуп 0, 05 мм не должен проходить под гайку и головки простых болтов
| Ключ гаечный, динамометрический ключ, комплект щупов
|
| 7. Проверить раскепы коленчатого вала
| Коренные шейки коленчатого вала должны прилегать к вкладышам коренных подшипников
| Индикаторный прибор для измерения раскепов
|
| 8. Маркировать призонные болты и прокладки
|
|
|
| Контрольная
1. Проверить центровку двигателя с валопроводом после спуска судна на воду
|
|
Стрелы индикаторные
| № опе-ра-ций
| Наименование и содержание операции
| Технологические требования
| Оборудование, приспособления, инструмент
|
| 2. Проверить раскепы кривошипов коленчатого вала
| Раскеп устанавливается заводом изготовителем двигателя.
Коренные шейки коленчатого вала должны прилегать к вкладышам коренных подшипников
| Индикаторный прибор для измерения раскепов, комплект щупов
|
|