Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





  Рекомендации написания эссе по обществознанию. Часть С.



  Рекомендации написания эссе по обществознанию. Часть С.

Часть 3(С)

Высокий уровень проверки знаний включает альтернативное задание на выбор одного из шести предложенных проблемных (а часто и парадоксальных) высказываний - суждений и высказываний известных мыслителей по определенной области знаний, входящей в обществоведческий курс.

Ваша задача: написание по выбранному высказыванию сочинения - рассуждения или эссе с опорой на знания обществоведческого курса, факты социальной жизни, личный опыт с аргументацией обоснования своей позиции.

Это должен быть ответ, соответствующий следующим критериям:

1. развернутый, но достаточно компактный (предлагается специальный бланк № 2, формата А 4);

2. составленный с опорой на понятия обществоведческого курса;

3. опирающийся на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт;

4. представляющий свою позицию по данному вопросу;

5. аргументированный.

 

ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк), небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения авторапо конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.  Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета.

(Энциклопедия - Кругосвет http: //www. krugosvet. ru/articles/64/1006414/1006414a1. htm)

Общая структура работы, строится по определенным принципам:

  1. Вступление:

суть и обоснование выбора данной темы;  

ваши цели, обозначить рамку рассуждений

дать краткие определения ключевых терминов, однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, 3 или 4) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

  1. Основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);
  2. Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области её применения и т. д. ).

Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться данной таблицей

 

Вступление   Основная часть               Заключение
Для меня эта фраза является ключом к пониманию…            Во-первых…                        Во-вторых… В-третьих…             Таким образом…    
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…                          Рассмотрим несколько подходов… Например…   Подведем общий итог рассуждению…  
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…                          Проиллюстрируем это положение следующим примером… Итак…
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…                                   Для полемического эссе: С одной стороны… С другой стороны…            Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

                                           

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:

П – Положение (утверждение)Я считаю, что…;

О – Объяснение Потому что…;

П – Пример Например…;

С – Суждение (итоговое) Таким образом…

Алгоритм написания эссе:

  1.  внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
  2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

þ  интересна вам;

þ  вы понимаете смысл этого высказывания;

þ  по данной теме вам есть, что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т. д. );

  1.  определите главную мысль высказывания (о чем оно? ), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
  2.  набросайте аргументы «за» или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер;
  3. для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т. д.;
  4. ещё раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т. д. );
  5. распределите подобранные аргументы и (или) контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
  6. придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т. д. );
  7. изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
  8. сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте её.

Чего следует избегать при написании эссе:

           

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствие структурированности в изложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использование риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложение других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.