Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Наука и на­уч­ное познание.




<... > Наука — это ис­то­ри­че­ски сложившаяся форма че­ло­ве­че­ской деятельности, на­прав­лен­ная на по­зна­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние объективной действительности, такое ду­хов­ное производство, ко­то­рое имеет своим ре­зуль­та­том целенаправленно ото­бран­ные и си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные факты, ло­ги­че­ски выверенные гипотезы, обоб­ща­ю­щие теории, фун­да­мен­таль­ные и част­ные законы, а также ме­то­ды исследования.

Наука — это од­но­вре­мен­но и си­сте­ма знаний, и их ду­хов­ное производство, и прак­ти­че­ская деятельность на их основе.

Для вся­ко­го научного по­зна­ния существенно на­ли­чие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на во­прос о том, что исследуется, рас­кры­ва­ет природу пред­ме­та науки, а ответ на во­прос о том, как осу­ществ­ля­ет­ся исследование, рас­кры­ва­ет метод исследования.

Качественное мно­го­об­ра­зие действительности и об­ще­ствен­ной практики опре­де­ли­ло многоплановый ха­рак­тер человеческого мышления, раз­ные области на­уч­но­го знания. Со­вре­мен­ная наука — чрез­вы­чай­но разветвленная со­во­куп­ность отдельных на­уч­ных отраслей. Пред­ме­том науки яв­ля­ет­ся не толь­ко внеположный че­ло­ве­ку мир, раз­лич­ные формы и виды дви­же­ния сущего, но и их от­ра­же­ние в сознании, т. е. сам человек. По сво­е­му предмету науки де­лят­ся на естественно-технические, изу­ча­ю­щие законы при­ро­ды и спо­со­бы ее осво­е­ния и преобразования, и общественные, изу­ча­ю­щие различные об­ще­ствен­ные явления и за­ко­ны их развития, а также са­мо­го человека как су­ще­ства социального (гуманитарный цикл). Среди об­ще­ствен­ных наук осо­бое место за­ни­ма­ет комплекс фи­ло­соф­ских дисциплин, изу­ча­ю­щих наиболее общие за­ко­ны развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки вли­я­ет на ее методы, т. е. приемы, спо­со­бы исследования объекта. Так, в есте­ствен­ных науках одним из глав­ных приемов ис­сле­до­ва­ния является эксперимент, а в об­ще­ствен­ных науках — статистика. Вме­сте с тем гра­ни­цы между на­у­ка­ми в до­ста­точ­ной степени условны. Для со­вре­мен­но­го этапа раз­ви­тия научного по­зна­ния характерно не толь­ко появление смеж­ных по пред­ме­ту дисциплин (например, биофизика), но и вза­им­ное обогащение на­уч­ных методологий. Об­ще­на­уч­ны­ми логическими при­е­ма­ми являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также си­стем­ный и ве­ро­ят­ност­ный подходы и мно­гое другое. В каж­дой науке раз­ли­ча­ют­ся эмпирический уровень, т. е. на­коп­лен­ный фактический ма­те­ри­ал — итоги на­блю­де­ний и экспериментов, и тео­ре­ти­че­ский уровень, т. е. обоб­ще­ние эмпирического материала, вы­ра­жен­ное в со­от­вет­ству­ю­щих теориях, за­ко­нах и принципах; ос­но­ван­ные на фак­тах научные предположения, гипотезы, нуж­да­ю­щи­е­ся в даль­ней­шей проверке опытом. Тео­ре­ти­че­ские уровни от­дель­ных наук смы­ка­ют­ся в общетеоретическом, фи­ло­соф­ском объяснении от­кры­тых принципов и законов, в фор­ми­ро­ва­нии мировоззренческих и ме­то­до­ло­ги­че­ских сторон на­уч­но­го познания в целом <... >                                                                                                                 

                                                                                                                               (Спиркин А. Г. )

C 1. Как автор опре­де­ля­ет сущ­ность науки? Най­ди­те и вы­пи­ши­те из тек­ста любые два опре­де­ле­ния по­ня­тия наука. Сфор­му­ли­руй­те соб­ствен­ное опре­де­ле­ние этого по­ня­тия, опи­ра­ю­ще­е­ся на зна­ние курса.

C 2. Как автор опре­де­ля­ет пред­мет и метод науки? При­ве­ди­те ав­тор­ские ха­рак­те­ри­сти­ки пред­ме­та и ме­то­да. Опи­ра­ясь на текст и зна­ние курса, при­ве­ди­те клас­си­фи­ка­цию наук в за­ви­си­мо­сти от пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния. При­ве­ди­те при­мер любой кон­крет­ной науки и изу­ча­е­мо­го ею пред­ме­та. (Сна­ча­ла на­зо­ви­те науку, а затем изу­ча­е­мый ею пред­мет).

C 3. Автор пишет: «В каж­дой науке раз­ли­ча­ют­ся эм­пи­ри­че­ский уро­вень, т. е. на­коп­лен­ный фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал - итоги на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов, и тео­ре­ти­че­ский уро­вень, т. е. обоб­ще­ние эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, вы­ра­жен­ное в со­от­вет­ству­ю­щих тео­ри­ях, за­ко­нах и прин­ци­пах; ос­но­ван­ные на фак­тах на­уч­ные пред­по­ло­же­ния, ги­по­те­зы, нуж­да­ю­щи­е­ся в даль­ней­шей про­вер­ке опы­том». Опи­ра­ясь на зна­ние курса, при­ве­ди­те по два при­ме­ра зна­ния, по­лу­чен­но­го путем эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний

C 4. Автор пишет об ин­те­гра­ции на­уч­но­го зна­ния, сбли­же­нии между собою ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния в раз­ных об­ла­стях зна­ния, под­чер­ки­вая, что «тео­ре­ти­че­ские уров­ни от­дель­ных наук смы­ка­ют­ся в об­ще­тео­ре­ти­че­ском, фи­ло­соф­ском объ­яс­не­нии от­кры­тых прин­ци­пов и за­ко­нов, в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зрен­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских сто­рон на­уч­но­го по­зна­ния в целом». Толь­ко ли ин­те­гра­ция ха­рак­тер­на для со­вре­мен­ной науки?

Сфор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния и при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в ее обос­но­ва­ние.

 

Развитие со­вре­мен­ной науки по­ка­зы­ва­ет также все с боль­шей глубиной диа­лек­ти­че­ский характер есте­ствен­ных и об­ще­ствен­ных явлений, диа­лек­ти­че­скую взаимосвязь про­ти­во­ре­чи­вых понятий. Со­вре­мен­ная математика по­ка­зы­ва­ет диалектическое един­ство непрерывности и прерывности, тео­рия относительности по­ка­зы­ва­ет тесную диа­лек­ти­че­скую взаимосвязь между про­стран­ством и временем, мас­сой и энергией, кван­то­вая физика — вза­и­мо­связь между вол­ной и частицей, между ве­ще­ством и полем, био­ло­гия — вза­и­мо­связь между ор­га­низ­мом и сре­дой и т. д. И эти фак­то­ры указывают на про­цесс синтеза в науке, обу­слов­лен­но­го материальным един­ством и диа­лек­ти­че­ским характером мира.
Оказывается, что раз­лич­ные понятия и об­ла­сти вовсе не изо­ли­ро­ва­ны друг от друга какой-то рез­кой границей, а пе­ре­пле­та­ют­ся друг с другом, про­ни­зы­ва­ют друг друга; они на­хо­дят­ся в опре­де­лен­ной функциональной связи друг с другом, что одно вы­те­ка­ет из дру­го­го как при­чи­на и следствие. Ме­та­фи­зи­че­ский способ мыш­ле­ния ошибочно предполагает, что, например, не­об­хо­ди­мость радикально от­ли­ча­ет­ся от случайности, про­стран­ство — от вре­ме­ни и т. д., то есть что про­ти­во­ре­чия не яв­ля­ют­ся функцией дру­го­го противоречия, а что оба они не­за­ви­си­мы друг от друга. Так мир рас­се­ка­ет­ся метафизикой на массу не свя­зан­ных друг с дру­гом частей. В про­ти­во­по­лож­ность метафизике диа­лек­ти­ка показывает, что все по­ня­тия взаимно обос­но­вы­ва­ют друг друга и на­хо­дят­ся в опре­де­лен­ной функциональной взаимозависимости, ко­то­рую и не­об­хо­ди­мо вскрыть. (... )

Важной вехой в деле объ­еди­не­ния наук яв­ля­ет­ся создание кибернетики. (... ) Такие по­ня­тия кибернетики, как управление, связь, информация, об­рат­ная связь и другие, при­год­ны как для тео­рии математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, по­ли­ти­че­ской экономии и социологии. (... )

Огромная слож­ность и не­обо­зри­мость научных све­де­ний вынудили со­зда­вать машины для об­ра­бот­ки информации, ко­то­рые «удлиняют» пе­ре­гру­жен­ный человеческий мозг. Можно полагать, что эти ма­ши­ны помогут со­зда­нию единого на­уч­но­го языка, ко­ор­ди­ни­ро­ва­нию информации из раз­лич­ных отраслей науки, будут со­дей­ство­вать в деле кон­тро­ля логической точ­но­сти исходных те­зи­сов путем об­на­ру­же­ния и ис­клю­че­ния ошибочных результатов. (... )

Синтез наук яв­ля­ет­ся незаконченным, от­кры­тым процессом. Наука — это не готовая, за­кры­тая система. Новые факты каж­дый раз на­ру­ша­ют систему науки, выявляют новые противоречия. Од­на­ко это не означает, что нель­зя стремиться к более тес­но­му объединению дан­ных систем от­дель­ных наук. Про­цесс объединения можно за­кон­чить относительно как опре­де­лен­ный этап развития, ко­то­рый поднимет науку на новую, ка­че­ствен­но более вы­со­кую ступень.                                                                  (И. Земан. )

C 1. Какой про­цесс про­ис­хо­дит в со­вре­мен­ной науке? Чем он обу­слов­лен?

C 2. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет ме­та­фи­зи­че­ский и диа­лек­ти­че­ский спо­со­бы мыш­ле­ния?

C 3. Какой при­мер, сви­де­тель­ству­ю­щий об объ­еди­не­нии наук, при­во­дит автор? С опо­рой на зна­ния курса, со­об­ще­ния СМИ и со­ци­аль­ный опыт при­ве­ди­те два соб­ствен­ных при­ме­ра сбли­же­ния наук.

C 4. Автор пишет о со­зда­нии машин для об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рые по­мо­гут со­зда­нию еди­но­го на­уч­но­го языка, ко­ор­ди­ни­ро­ва­нию ин­фор­ма­ции из раз­лич­ных от­рас­лей науки. О пе­ре­хо­де к ка­ко­му типу об­ще­ства сви­де­тель­ству­ет дан­ный факт? Ука­жи­те любые три спе­ци­фи­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки об­ще­ства дан­но­го типа.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.