Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





6. Из предложения 15 выпишите словосочета­ние со связью согласование.



ТЕКСТ 3

(1) Когда мальчика взяли в детдом, он сам подробно, в полном сознании, все рассказал о гибели своей матери, и этот рассказ подробно записан в книге детдома. (2) Через несколько дней мальчик заболел менингитом, и за ним днем и ночью ухаживала Анна Михайловна. (3) Эта обыкновенная женщина, с обыкновенными слабостями, в те дни была действительно прекрасна и боролась за жизнь мальчика целыми ночами, не закрывая глаз. (4) Когда менингит был побежден, началась новая борьба с дифтерией, и, когда прошел дифтерит, начались тяжелые последствия голодной болезни.

(5) Сам доктор называл выздоровление Вовочки биологическим чудом и после «чуда» – делом рук Анны Михайловны. (6) Трудно представить, что переживал мальчик во время борьбы за его жизнь. (7) Но можно догадываться, что в минуты просветления его сознания образ новой мамы замещал прежний, и мало-помалу Вовочка, выздоравливая, выходил из старой жизни в новую с полным забвением всего, что было с ним в страшные дни блокады.

(8) Можно сказать, прежний Вовочка умер, и от него, как надгробный памятник, осталась в книгах детдома только запись рассказа о гибели его старой мамы. (9) Новый Вовочка вышел на свет силой материнской любви своей новой мамы.

(10) Стороной, от людей, узнал, наконец, отец Вовочки о гибели жены своей в Ленинграде и о спасении сына, и что за мальчиком самоотверженно ухаживает новая женщина, и что ребенок вовсе забыл свое прошлое, и это было больно.

(11) Анна Михайловна сама написала отцу, чтобы для жизни Вовочки он постарался забыть свое прошлое.

(12) «Боюсь вам сказать, – писала она, – как это “забыть”. (13) Может быть, вы возьмете, большой Вовочка, пример с вашего маленького: он болел и со мной выздоравливал и теперь живет и любит меня не меньше, чем старую маму. (14) Я осмелюсь напомнить вам, что для большого Вовочки наша родина, как для маленького, – тоже ведь как мать и что вы так многодля нее делаете. (15) Простите, мне трудно выразить то, что я чувствую: сейчас у нас поют соловьи, и мне кажется, что они в пении своем тоже трудятся. (16) Вот я сейчас вижу перед окном одного. (17) Трудится он, и не для себя поет, и будет петь на другой год пусть другой соловей, но песенка все та же. (18) И вот я тоже вместо старой мамы тружусь, и песенка моя Вовочке все та же, и вы тоже свою жизнь отдаете. (19) И все это вместе складывается – и выходит родина, для которой мы все живем: кажется – для себя, а выходит – для родины».

(20) Так писала Анна Михайловна, сама того не зная, что делает для Вовочки-отца то же самое, что и для сына его. (21) И письма в детдом стали приходить чаще.

(22) В последнем своем письме он писал: «Соловьи и у нас тут на фронте поют, только я до сих пор не обращал на них никакого внимания. (23) Но теперь, после ваших писем, слышу: поют... ».

(24) И уже значительно позже, после ранения, после возвращения в строй, однажды он вернулся в свою часть из опасной разведки, и ему вручили целую пачку давно искавших его писем. (25) Он еле мог держаться на ногах, теперь бы только спать и спать, но при взгляде на почерк сон прошел.

(26) Вовочка-отец в ответ писал: «Милый друг, слышу, опять взялась наша артиллерия. (27) И знаете, я не забочусь о снарядах, о силах, – этого хватит у нас, я думаю лишь о том, чтобы хватило ваших материнских сил для победы».

(По М. М. Пришвину)

1. Какая мысль соответствует содержанию текста?

1) Чтобы продолжать жить, нужно забыть все, что было в прошлом.

2) Маленький Вовочка после болезни забыл о прежней жизни все, потому что принял Анну Михайловну за свою маму.

3) Для воевавших важно было знать, что им есть за что сражаться.

4) Вести о сыне, а затем письма из детдома доставляли боль солдату-отцу.

2. Какое из перечисленных утверждений явля­ется ошибочным?

1) Предложения 1–4 повествуют о действиях персонажей.

2) Предложения 5–7 содержат описание.

3) В предложениях 13–17 представлено рас­суждение.

4) Предложения 24–25 содержат элемент опи­сания.

3. Какое слово использовано в тексте в пере­носном значении?

1)Обыкновенная (предложение 3),

2) просветления (предложение 7),

3) песенка (предложение 18),

4) осмелюсь (предложение 14).

4. Из предложения 25 выпишите слово, образо­ванное приставочным способом.

5. Из предложений 510 выпишите субстан­тивированное прилагательное.

6. Из предложения 15 выпишите словосочета­ние со связью согласование.

7. Среди предложений 2027 найдите одно­составное неопределенно-личное, являющееся частью сложного предложения.

8. Среди предложений 2027 найдите ослож­ненное обособленным обстоятельством. Напи­шите номер этого предложения.

9. Среди предложений 48 найдите сложнопод­чиненное предложение с придаточным изъясни­тельным. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 59 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью антонима и лексического повтора. На­пишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, состав­ленной на основе текста, который вы анализи­ровали, выполняя задания 110.

В этом фрагменте рассматриваются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствую­щие номеру термина из списка.

Соблюдайте последовательность цифр при ответе.

 

«Рассказывая удивительную историю времен Великой Отечественной войны, М. М. Пришвин с помощью ______ (обыкновенная женщина, с обыкновенными слабостями) стремится подчер­кнуть, что произошла она с обычными людьми. Такое лексическое средство, как ______ (пред­ложения 2, 7, 8–9, 22–23), помогает автору по­казать, как различалась жизнь героев в мирное и военное время, до болезни мальчика и после его выздоровления, как трудно было Анне Михайловне, Вовочке и Вовочке-отцу. А такой троп, как _____ (предложения 8–9), позволяет читателю оценить то, что сделала для мальчика женщина с большим, любящим сердцем матери. Оживить персонажей, приблизить их к читателям помогает синтаксическое средство ______ (предложения 12–19, 22–23, 26–27)».

 

Список терминов:

 

1) развернутая метафора,

2) эпитеты,

3) антонимы,

4) лексический повтор,

5) сравнительный оборот,

6) вводные конструкции,

7) градация,

8) предложения с прямой речью.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.