|
|||
6. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью согласование.Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕКСТ 3 (1) Когда мальчика взяли в детдом, он сам подробно, в полном сознании, все рассказал о гибели своей матери, и этот рассказ подробно записан в книге детдома. (2) Через несколько дней мальчик заболел менингитом, и за ним днем и ночью ухаживала Анна Михайловна. (3) Эта обыкновенная женщина, с обыкновенными слабостями, в те дни была действительно прекрасна и боролась за жизнь мальчика целыми ночами, не закрывая глаз. (4) Когда менингит был побежден, началась новая борьба с дифтерией, и, когда прошел дифтерит, начались тяжелые последствия голодной болезни. (5) Сам доктор называл выздоровление Вовочки биологическим чудом и после «чуда» – делом рук Анны Михайловны. (6) Трудно представить, что переживал мальчик во время борьбы за его жизнь. (7) Но можно догадываться, что в минуты просветления его сознания образ новой мамы замещал прежний, и мало-помалу Вовочка, выздоравливая, выходил из старой жизни в новую с полным забвением всего, что было с ним в страшные дни блокады. (8) Можно сказать, прежний Вовочка умер, и от него, как надгробный памятник, осталась в книгах детдома только запись рассказа о гибели его старой мамы. (9) Новый Вовочка вышел на свет силой материнской любви своей новой мамы. (10) Стороной, от людей, узнал, наконец, отец Вовочки о гибели жены своей в Ленинграде и о спасении сына, и что за мальчиком самоотверженно ухаживает новая женщина, и что ребенок вовсе забыл свое прошлое, и это было больно. (11) Анна Михайловна сама написала отцу, чтобы для жизни Вовочки он постарался забыть свое прошлое. (12) «Боюсь вам сказать, – писала она, – как это “забыть”. (13) Может быть, вы возьмете, большой Вовочка, пример с вашего маленького: он болел и со мной выздоравливал и теперь живет и любит меня не меньше, чем старую маму. (14) Я осмелюсь напомнить вам, что для большого Вовочки наша родина, как для маленького, – тоже ведь как мать и что вы так многодля нее делаете. (15) Простите, мне трудно выразить то, что я чувствую: сейчас у нас поют соловьи, и мне кажется, что они в пении своем тоже трудятся. (16) Вот я сейчас вижу перед окном одного. (17) Трудится он, и не для себя поет, и будет петь на другой год пусть другой соловей, но песенка все та же. (18) И вот я тоже вместо старой мамы тружусь, и песенка моя Вовочке все та же, и вы тоже свою жизнь отдаете. (19) И все это вместе складывается – и выходит родина, для которой мы все живем: кажется – для себя, а выходит – для родины». (20) Так писала Анна Михайловна, сама того не зная, что делает для Вовочки-отца то же самое, что и для сына его. (21) И письма в детдом стали приходить чаще. (22) В последнем своем письме он писал: «Соловьи и у нас тут на фронте поют, только я до сих пор не обращал на них никакого внимания. (23) Но теперь, после ваших писем, слышу: поют... ». (24) И уже значительно позже, после ранения, после возвращения в строй, однажды он вернулся в свою часть из опасной разведки, и ему вручили целую пачку давно искавших его писем. (25) Он еле мог держаться на ногах, теперь бы только спать и спать, но при взгляде на почерк сон прошел. (26) Вовочка-отец в ответ писал: «Милый друг, слышу, опять взялась наша артиллерия. (27) И знаете, я не забочусь о снарядах, о силах, – этого хватит у нас, я думаю лишь о том, чтобы хватило ваших материнских сил для победы». (По М. М. Пришвину) 1. Какая мысль соответствует содержанию текста? 1) Чтобы продолжать жить, нужно забыть все, что было в прошлом. 2) Маленький Вовочка после болезни забыл о прежней жизни все, потому что принял Анну Михайловну за свою маму. 3) Для воевавших важно было знать, что им есть за что сражаться. 4) Вести о сыне, а затем письма из детдома доставляли боль солдату-отцу. 2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) Предложения 1–4 повествуют о действиях персонажей. 2) Предложения 5–7 содержат описание. 3) В предложениях 13–17 представлено рассуждение. 4) Предложения 24–25 содержат элемент описания. 3. Какое слово использовано в тексте в переносном значении? 1)Обыкновенная (предложение 3), 2) просветления (предложение 7), 3) песенка (предложение 18), 4) осмелюсь (предложение 14). 4. Из предложения 25 выпишите слово, образованное приставочным способом. 5. Из предложений 5–10 выпишите субстантивированное прилагательное. 6. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью согласование. 7. Среди предложений 20–27 найдите односоставное неопределенно-личное, являющееся частью сложного предложения. 8. Среди предложений 20–27 найдите осложненное обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 9. Среди предложений 4–8 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения. 10. Среди предложений 5–9 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью антонима и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1–10. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Соблюдайте последовательность цифр при ответе.
«Рассказывая удивительную историю времен Великой Отечественной войны, М. М. Пришвин с помощью ______ (обыкновенная женщина, с обыкновенными слабостями) стремится подчеркнуть, что произошла она с обычными людьми. Такое лексическое средство, как ______ (предложения 2, 7, 8–9, 22–23), помогает автору показать, как различалась жизнь героев в мирное и военное время, до болезни мальчика и после его выздоровления, как трудно было Анне Михайловне, Вовочке и Вовочке-отцу. А такой троп, как _____ (предложения 8–9), позволяет читателю оценить то, что сделала для мальчика женщина с большим, любящим сердцем матери. Оживить персонажей, приблизить их к читателям помогает синтаксическое средство ______ (предложения 12–19, 22–23, 26–27)».
Список терминов:
1) развернутая метафора, 2) эпитеты, 3) антонимы, 4) лексический повтор, 5) сравнительный оборот, 6) вводные конструкции, 7) градация, 8) предложения с прямой речью.
|
|||
|