Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





мой край родной



 

 

Донбасс –

мой край родной

 

 

Детство - ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера. От выбора содержания, форм и методов психолого-педагогической работы, наполнения развивающей предметно-пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств – патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны и гордость за свой народ, и свою Родину. Поэтому, учитывая актуальность этой проблемы и требования нормативно-правовых документов образования (Закон ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017 г., Типовом положении о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики) была разработана программа «Донбасс - мой край родной». Она позволяет объединить усилия семьи, общественности и других организаций, расположенных на территории города в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Программа начинается с пояснительной записки, в которой подчеркивается актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основная цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национального и природного наследия родного края.

Для достижения этой цели программой выделены задачи:

· Образовательные:

· формировать у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;

· формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;

· формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края;

· объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

· Развивающие:

· расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;

· развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;

· развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.

· Воспитательные:

o воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;

o воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;

o поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;

o воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.

Затем следуют структурированные макросферы, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам:

· Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»:

· микросфера «Дыхание времен»;

· микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»;

· микросфера «Секреты русских мастеров»;

· микросфера «Летопись народной мудрости».

· Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»:

· микросфера «Человек и закон»;

· микросфера «Гражданская позиция»;

· микросфера «Мои права и обязанности»;

· микросфера «Трудом славен человек»;

· микросфера «Учимся жить среди людей».

· Макросфера 3. «Донбасс – моя Родина»:

· микросфера «Я – житель Донбасса»;

· микросфера «Природа Донбасса»;

· микросфера «Культура Донбасса».

Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. В конце каждой микросферы представлены прогнозируемые результаты деятельности.

С целью реализации целей и задач, программа рекомендует использование педагогами в работе следующие технологии:

· социоигровые,

· портфолио,

· информационно-коммуникационные,

· проектной деятельности,

· здоровьесберегающие,

а также формы работы, такие как:

· игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-драматизации, театральные постановки);

· конкурсы и викторины;

· экскурсии, целевые прогулки;

· праздники и развлечения, концерты и музыкальные гостиные, познавательные, физкультурно-музыкальные и спортивно-театрализованные досуги;

· создание альбомов, самодельных книг, стенгазет;

· проектная деятельность и др.

Программа построена по принципу систематичности и последовательности в обучении, т. е. знания, умения и навыки формируются в определенном порядке, логически связываются и последующие опираются на предыдущие.

Большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников, также выделены формы работы с ними.

 

 

Сегодня детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольной образовательной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействиеразличных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

 

 

Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие географическихкарт, атласов, макетов, альбомов, буклетов, отражающих содержание образовательной программы «Донбасс – мой край родной».

Центр развития читательской культуры дошкольников предполагает наполненность иллюстративным материалом, способствующим развитию у детей сочинительства о родном городе: создание рассказов, стихов и сценариев (по сказкам, легендам, рассказам писателей и поэтов Донбасса).

Центр развития художественно-музыкальной деятельности детей обеспечен аудиозаписями произведений композиторов родного края; элементами национальных костюмов для организации театрализованной деятельности детей.

Примерный перечень материально-технического сопровождения программы:

• дидактические и наглядные пособия;

• современные средства ТСО (интерактивная доска, компьютеры, проектор и т. д. );

• методическая, краеведческая, художественная литература о Донецком крае;

• репродукции и иллюстрации картин донецких художников;

• фотоальбомы «Донецк», «Донецкий край», «Города Донецкого края», «Промышленные предприятия Донецкого края», «Донбасс архитектурный», «Народные промыслы Донбасса», «Художники Донецкого края», «Знаменитые люди Донецкого края», «Памятные места и достопримечательности Донбасса», «Заповедники» и т. д.;

• художественная литература по теме: «Донбасские поэты»;

• электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;

• аудиозаписи, видеофильмы;

• карты;

• символика городов (районов) Донецкой Народной Республики;

• буклеты, наборы открыток.

В приложении нам рекомендуют материалы для бесед «Выдающиеся деятели Донбасса». Тут перечислены знаменитые жители Донбасса, которые прославили и продолжают прославлять наш родной Донбасс (Береговой Георгий Тимофеевич – летчик-космонавт, Бойко Григорий Филиппович – поэт, Кобзон Иосиф Давыдович - певец), кратко указана автобиография, примерные проекты в рамках программы, где указаны цель, задачи и ожидаемые результаты («Самый лучший город на Земле», «Семейный альбом», «Есть такая профессия – Родине служить»).

Рекомендуется перечень патриотических песен для прослушивания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и перечень полезных интернет ресурсов для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.