|
|||
мой край родной
Донбасс – мой край родной
Детство - ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера. От выбора содержания, форм и методов психолого-педагогической работы, наполнения развивающей предметно-пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств – патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны и гордость за свой народ, и свою Родину. Поэтому, учитывая актуальность этой проблемы и требования нормативно-правовых документов образования (Закон ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017 г., Типовом положении о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики) была разработана программа «Донбасс - мой край родной». Она позволяет объединить усилия семьи, общественности и других организаций, расположенных на территории города в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Программа начинается с пояснительной записки, в которой подчеркивается актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения. Основная цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национального и природного наследия родного края. Для достижения этой цели программой выделены задачи: · Образовательные: · формировать у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет; · формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее; · формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края; · объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. · Развивающие: · расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию; · развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления; · развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. · Воспитательные: o воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой; o воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края; o поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края; o воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам. Затем следуют структурированные макросферы, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам: · Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»: · микросфера «Дыхание времен»; · микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»; · микросфера «Секреты русских мастеров»; · микросфера «Летопись народной мудрости». · Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»: · микросфера «Человек и закон»; · микросфера «Гражданская позиция»; · микросфера «Мои права и обязанности»; · микросфера «Трудом славен человек»; · микросфера «Учимся жить среди людей». · Макросфера 3. «Донбасс – моя Родина»: · микросфера «Я – житель Донбасса»; · микросфера «Природа Донбасса»; · микросфера «Культура Донбасса». Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. В конце каждой микросферы представлены прогнозируемые результаты деятельности. С целью реализации целей и задач, программа рекомендует использование педагогами в работе следующие технологии: · социоигровые, · портфолио, · информационно-коммуникационные, · проектной деятельности, · здоровьесберегающие, а также формы работы, такие как: · игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-драматизации, театральные постановки); · конкурсы и викторины; · экскурсии, целевые прогулки; · праздники и развлечения, концерты и музыкальные гостиные, познавательные, физкультурно-музыкальные и спортивно-театрализованные досуги; · создание альбомов, самодельных книг, стенгазет; · проектная деятельность и др. Программа построена по принципу систематичности и последовательности в обучении, т. е. знания, умения и навыки формируются в определенном порядке, логически связываются и последующие опираются на предыдущие. Большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников, также выделены формы работы с ними.
Сегодня детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольной образовательной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействиеразличных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие географическихкарт, атласов, макетов, альбомов, буклетов, отражающих содержание образовательной программы «Донбасс – мой край родной». Центр развития читательской культуры дошкольников предполагает наполненность иллюстративным материалом, способствующим развитию у детей сочинительства о родном городе: создание рассказов, стихов и сценариев (по сказкам, легендам, рассказам писателей и поэтов Донбасса). Центр развития художественно-музыкальной деятельности детей обеспечен аудиозаписями произведений композиторов родного края; элементами национальных костюмов для организации театрализованной деятельности детей. Примерный перечень материально-технического сопровождения программы: • дидактические и наглядные пособия; • современные средства ТСО (интерактивная доска, компьютеры, проектор и т. д. ); • методическая, краеведческая, художественная литература о Донецком крае; • репродукции и иллюстрации картин донецких художников; • фотоальбомы «Донецк», «Донецкий край», «Города Донецкого края», «Промышленные предприятия Донецкого края», «Донбасс архитектурный», «Народные промыслы Донбасса», «Художники Донецкого края», «Знаменитые люди Донецкого края», «Памятные места и достопримечательности Донбасса», «Заповедники» и т. д.; • художественная литература по теме: «Донбасские поэты»; • электронные презентации в соответствии с тематическим планированием; • аудиозаписи, видеофильмы; • карты; • символика городов (районов) Донецкой Народной Республики; • буклеты, наборы открыток. В приложении нам рекомендуют материалы для бесед «Выдающиеся деятели Донбасса». Тут перечислены знаменитые жители Донбасса, которые прославили и продолжают прославлять наш родной Донбасс (Береговой Георгий Тимофеевич – летчик-космонавт, Бойко Григорий Филиппович – поэт, Кобзон Иосиф Давыдович - певец), кратко указана автобиография, примерные проекты в рамках программы, где указаны цель, задачи и ожидаемые результаты («Самый лучший город на Земле», «Семейный альбом», «Есть такая профессия – Родине служить»). Рекомендуется перечень патриотических песен для прослушивания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и перечень полезных интернет ресурсов для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
|
|||
|