Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Использование синквейн- технологии в работе



Использование синквейн- технологии в работе

учителя – логопеда

  «Дидактический синквейн».  Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.  Использование дидактического синквейна наиболее эффективно для развития лексико – грамматической стороны речи и развития связной речи. У детей с ОНР трудности в развитии грамматически правильной речи очевидны. Лексико – грамматическая сторона речи у таких детей значительно отстаёт от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания. У детей с ОНР присутствуют проблемы в развитии словесно – логического мышления, возникают трудности овладения такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение и обобщение. Развить эти способности и помогает технология дидактического синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

· Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

· Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

· Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

· Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

· Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы, может быть одно слово.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Дидактический синквейн мы составляем с детьми 6-7 лет с речевыми нарушениями в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме 1 раз в неделю.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:

· Составление краткого рассказа по готовому синквейну ( с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

Например:

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

  В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и  лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким  животным жить трудно.        

· Сотавление синквейна по прослушанному рассказу;

· Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна  для определения отсутствующей части. Например,  дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо её определить);

Например,

              1.. ……….

              2. Снежная, холодная.

              3. Морозит, заметает, восхищает.

              4. Серебристым снегом укрывает землю.

              5. Волшебница.

· Можно составить синквейн – загадку.

(например, Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия).

· Составление синквейнов в конце изученной лексической темы;

Например, Лексическая тема: «8-е Марта»

1. Мама.

2. Умная, красивая.

3. Читает, вяжет, готовит.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема «Домашние животные»

1. Лошадь.

2. Добрая, сильная.

3. Скачет, ржёт, возит.

4. Лошадь пасется на лугу.

5. Домашнее животное.

Можно при составлении синквейнов включать в работу с детьми и другие задания:

- «Отгадай, о ком (о чём) рассказывали» ( В начале не произносится первая строка).

- «Закончи рассказ» (ребёнок называет обобщающее слово).

- «Найди ошибки» (неправильное согласование слов, либо неверное использование признака предмета, действия и т. д;

- Можно использовать соревнование: «кто назовёт больше нужных слов…».

К работе с дидактическим синквейном активно подключаются родители. Даётся работа на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.  Всё это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить. Результаты обследования детей показывают, что использование технологии дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказывваемой логопедисеской помощи ребёнку дошкольнику.

                          

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.