|
|||
Использование синквейн- технологии в работеИспользование синквейн- технологии в работе учителя – логопеда «Дидактический синквейн». Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Использование дидактического синквейна наиболее эффективно для развития лексико – грамматической стороны речи и развития связной речи. У детей с ОНР трудности в развитии грамматически правильной речи очевидны. Лексико – грамматическая сторона речи у таких детей значительно отстаёт от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания. У детей с ОНР присутствуют проблемы в развитии словесно – логического мышления, возникают трудности овладения такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение и обобщение. Развить эти способности и помогает технология дидактического синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна. · Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; · Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; · Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; · Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; · Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы, может быть одно слово. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Дидактический синквейн мы составляем с детьми 6-7 лет с речевыми нарушениями в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме 1 раз в неделю. При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: · Составление краткого рассказа по готовому синквейну ( с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); Например: 1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Прячется, боится, убегает. 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное. В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. · Сотавление синквейна по прослушанному рассказу; · Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо её определить); Например, 1.. ………. 2. Снежная, холодная. 3. Морозит, заметает, восхищает. 4. Серебристым снегом укрывает землю. 5. Волшебница. · Можно составить синквейн – загадку. (например, Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия). · Составление синквейнов в конце изученной лексической темы; Например, Лексическая тема: «8-е Марта» 1. Мама. 2. Умная, красивая. 3. Читает, вяжет, готовит. 4. Любит меня и папу. 5. Семья. Лексическая тема «Домашние животные» 1. Лошадь. 2. Добрая, сильная. 3. Скачет, ржёт, возит. 4. Лошадь пасется на лугу. 5. Домашнее животное. Можно при составлении синквейнов включать в работу с детьми и другие задания: - «Отгадай, о ком (о чём) рассказывали» ( В начале не произносится первая строка). - «Закончи рассказ» (ребёнок называет обобщающее слово). - «Найди ошибки» (неправильное согласование слов, либо неверное использование признака предмета, действия и т. д; - Можно использовать соревнование: «кто назовёт больше нужных слов…». К работе с дидактическим синквейном активно подключаются родители. Даётся работа на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Всё это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить. Результаты обследования детей показывают, что использование технологии дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказывваемой логопедисеской помощи ребёнку дошкольнику.
|
|||
|