|
|||
Взгляд из ЕвропыИллюминированные Апокалипсисы появились в западно-христианском мире, вероятно, уже в V–VI веках. Памятники того времени не сохранились[76]. До нас дошел ряд лицевых Апокалипсисов каролингского времени, знаменитый Бамбергский Апокалипсис (1001–1002), созданный в Священной Римской империи, двадцать четыре испанских «Беата» (X–XIII вв. ) – Апокалипсиса с толкованиями бенедиктинца Беата из Лиебаны (VIII в. ), богатая традиция англо-нормандских Апокалипсисов XIII–XIV вв., печатные Апокалипсисы с гравюрами на дереве XV века и т. д. Помимо лицевых манускриптов с текстом Откровения Иоанна Богослова, изображения Антихриста встречались и в других рукописях: от иллюминированной Библии до миниатюр, сопровождающих «Откровение» Псевдо-Мефодия Патарского и различные сочинения с эсхатологической тематикой. Уже к XI веку в европейской традиции существовала пестрая гамма самых причудливых образов погибельного сына: человек, зверь с тремя или семью головами, антропоморфный монстр с устрашающими звериными чертами…[77] Его история была представлена во всех подробностях: изображались даже чудеса, которыми враг будет прельщать людей (несет по воздуху замок, извлекает воина из яйца и т. п. )[78]. Самый впечатляющий визуальный рассказ был создан во Франции в 1330-х годах. Это развернутый цикл иллюстраций к пьесе «Судный день», где подробнейшим образом, на 89 миниатюрах, была отражена вся история грядущего тирана: от рождения и обучения до многочисленных чудес, от вознесения на вершины власти до смерти[79]. Иконография Антихриста представляла его в двух основных личинах: человека (прельстителя, императора, псевдо-Христа) и апокалиптического Зверя. Между этими «полюсами» возникало множество синкретичных образов. Кроме того, особые знаки позволяли распознать демонического врага и в человеке, и в звероподобном монстре. Если Антихрист изображался в человеческом обличии, он мог быть младенцем (рождение), воином, императором, юношей в щеголеватой одежде, и при этом не иметь никаких отличительных признаков[80]. Иногда на его шее даже висит крест[81]. Это прельститель, который соблазнит людей в последние дни. Часто его можно узнать лишь благодаря сюжетной канве: рядом с ним притаились демоны, сам «император» восседает на чудовищном Левиафане[82] или на перевернутом корабле дураков, из уст кудрявого человека вылезает огромная жаба[83] (Откр. 16: 13) и т. п. Очень часто иллюминаторы стремились зрительно обнажить «двойную» (человеческую и сатанинскую) природу Антихриста. Это можно было сделать при помощи самых разных знаков. На немецкой гравюре XV века юноша-Антихрист, увлекаемый бесами, летит в пасть ада. Его волосы поднялись дыбом и напоминают классическую «прическу» демонов[84]. Во французской рукописи XIV в. многоликий враг показан как человек с козлиными рогами[85]. В другом французском манускрипте это юноша в модной одежде («камзоле», чулках) и со скипетром. На его голове – вздыбленные волосы, на которых, к тому же, стоит красная рогатая голова демона: она высунула язык и смотрит прямо на зрителя[86]. Порой Антихрист сам предстает в виде чудовищной головы, которая появляется на теле Жены-Церкви, взлетает на Небеса и, пораженная, падает на землю[87]. В некоторых случаях иконография Антихриста приближается к демоническим моделям. В его антропоморфном облике часто возникает своеобразное утроение, которое, с одной стороны, указывает на попытки лже-Мессии выдать себя за Бога[88], а с другой роднит его образ с известными в романском и готическом искусстве личинами дьявола[89]. К примеру, в английской рукописи XIV в. Антихрист сидит на радуге, а справа и слева помещены две такие же фигуры поменьше. Это не только «перевернутая копия» изображений Бога на радуге, но и сатанинская «Троица». Утраиваются не только фигуры, но и другие элементы: на лице у Антихриста и его двойников изображено не по два, а по три глаза[90]. Во французской Библии XIII в. «сын дьявола» выглядит как человек, одетый в тунику, с короной и рогами, а на его голове совмещаются три лица. Затем его облик приобретает все больше дьявольских черт: он чернеет, сереет, у него возникает козлиное копыто, но он неизменно изображается трехликим[91]. Эта модель явно соотносит его с трехликим сатаной. Обратившись к лицевым Апокалипсисам, где история погибельного сына следовала за текстом Откровения, мы убедимся, что систематизировать и вписать в четкие рамки все богатство существующих здесь образов попросту невозможно. Во французских, английских, испанских, немецких манускриптах (даже если не брать позднюю «полемическую» традицию эпохи Реформации) слишком велико количество вариаций и уникальных, авторских решений. Антихрист-Зверь чаще предстает в виде апокалиптического семиглавого чудовища. Разнообразие этих образов огромно: средневековый читатель мог встретить на миниатюрах самых необычных зверей, семиглавых змей, гибридных монстров или внешне «безобидных» маленьких тварей[92]. Тело зверя покрыто шерстью, перьями или чешуей, оно полосатое, разноцветное и т. п. На головах Антихриста, в соответствии с текстом Откровения, – рога и короны[93]. В некоторых случаях они похожи на те, которые изображались впоследствии в русских лицевых Апокалипсисах: короткие рога увенчаны маленькими золотыми шариками, образуя некое подобие венца на голове[94]. Вместо корон на рога могут быть «надеты» дополнительные маленькие головы (иногда они насажены на длинные рога, как на кол)[95]. Нередко сами рога принимают необычные формы: они длинные, как иглы дикобраза[96], раскидистые, как у оленя, а короны «развешены» на них, словно на дереве[97]. Яркий пример – французская миниатюра XIV века, где зверь похож на льва, на его огромных оленьих рогах висят короны, а из ушей и гривы выходят шесть «дополнительных» рогов со звериными головами на концах[98]. В цикле миниатюр шесть голов зверя нередко «исчезают», и он становится одноглавым[99]. Наконец, Зверя могли наделять теми или иными знаками, которые подчеркивали его связь с Люцифером и высокое положение в демонической иерархии. В некоторых рукописях все головы Зверя и головы Змея-дьявола венчают нимбы. Этот прием активно используется в английских рукописях XIII в. [100], но его можно встретить и в более поздних манускриптах (как, к примеру, в немецком Апокалипсисе XV в. )[101]. Уже из такого краткого обзора можно понять, как многочисленны и разнообразны образы Антихриста в средневековой европейской традиции. История апокалиптического врага развертывалась в детальное повествование, и вариативность образов – следствие глубокой сюжетной проработки. Миниатюры наглядно иллюстрируют основные деяния, которые должен совершить погибельный сын. Он предстает и обольстительным юношей, и грозным императором, и Зверем во множестве личин. Синкретические образы демонстрируют зрителю одновременно и попытки врага выдать себя за Господа, и его истинную демоническую сущность. Такого многоцветия форм, красок и смыслов не найти в восточной иконографии. Однако и здесь Антихрист имел богатый набор визуальных «масок».
|
|||
|