Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мысли в учительской



 

ШКОЛА ЖИЗНИ

 

Уроки Шалвы АМОНАШВИЛИ

 

ПОЧЕМУ НЕ ПРОЖИТЬ НАМ ЖИЗНЬ

ГЕРОЯМИ ДУХА

 

Мысли в учительской

 

 

Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. — с. 64 (Антология гуманной педагогики).

 

 

1. Друзья мои, учителя-коллеги!

Не кажется ли вам, что жизнь учителя — подвиг?

А учитель — герой?

Герой Духа!

Мы предназначены быть героями Духа, но что с нами происходит?

Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок.

Мы — художники жизни, но картины жизни, созданные нами, порой возмущают нас самих — они безлики, размыты, иногда попросту безобразны.

Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становятся всё больше.

Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается.

Мы даём уроки, но от них не видим никакого чуда.

Мы дарим детям знания, а они не радуются.

Мы несём обществу благо, а общество неблагодарно нам.

Мы причастны к качеству жизни, а жизнь становится всё хуже и хуже, в ней вот-вот восторжествует бездуховность и безнравственность, то есть тьма.

2. Коллеги!

Мы рождены быть героями Духа. Но Дух наш тускнеет и гаснет.

Не отсюда ли главные беды нашего образовательного мира и все трагедии воспитания?

Герой Духа мыслит духовно и героически, а мы унижаем себя, мыслим грубо материально и считаем себя маленькими людьми, от которых ничего не зависит.

Герой Духа призван помочь ребёнку раскрыть в себе Божественный образ, а мы насилуем его голыми знаниями.

Герой Духа ради спасения одного погибающего ребёнка положит жизнь свою, а мы не страдаем из-за убежавших от нас и пропавших миллионов детей.

Герой Духа ставит перед собой цель вести детей к Свету — к духовному и нравственному прозрению, а мы возвеличиваем горсть выгодно продаваемых знаний.

Герой Духа утверждает Педагогику Света, а мы насаждаем педагогику серости и насилия.

Герой Духа живет чувством долга ответственности перед Богом за воспитание ребёнка, а наша ответственность не уходит дальше министерских предписаний.

Герой Духа не забывает ни днём, ни ночью, что он герой Духа. А мы забыли о нашем Высоком Предназначении.

3. Друзья мои, учителя-коллеги!

Мы рождены быть Героями Духа.

Но не погрузился ли кто в липкую трясину земных забот и потому принимает детей за сосуды для хранения в них жидких знаний?

Не порвал ли кто свою связующую с Высшим серебряную нить и потому стал скукой для своих учеников?

Не покинуло ли кого ангельское терпение перед неуравновешенным и неугомонным детством, которое есть Божья нива, и потому превратился он в тучу смога над Божьей нивой?

Не потерял ли кто Веру, Надежду и Любовь к детям и потому блуждает, как призрак, в тёмных лабиринтах воспитания?

Не иссякли ли у кого благородные чувства, и потому не превратился ли кто в бесчувственного и озлобленного надсмотрщика за детьми?

Не стал ли кто падшим ангелом и потому наращивает в жизни детей бездуховность?

Не променял ли кто учительскую совесть на хрустальную вазу или на позолоченный столовый набор?

Не подгоняет ли кто свои дары Духа к грошам вознаграждения учительского труда?

Но, может быть, заброшен кто в огород образования случайно и падает, как камень, на головы ни в чём не повинных детей?

А может быть, кто нашёл в огороде образования скудный кусок хлеба за свои хилые способности и радуется теплу, обретённому в тине?

Невежество и злоба, зависть и серость по-прежнему проникают в огород образования, как насекомые, грызущие корни молодых саженцев.

Как же нам быть?

Звать Диогена, чтобы он днём со свечой в руке отличал учителя от не учителя среди нас?

Кто отделит плевелы от зёрен?

Мы же все называемся учителями!..

Ведь нам нужно, чтобы школа обновлялась постоянно.

Говорю от имени П. П. Блонского: «Учитель, смотри, не являешься ли часто именно ты сам главным препятствием обновления школы? »

Добавлю от себя: не обманывайтесь, ибо дети, так же как Бог, видят всё... Бойтесь!

4. Друзья мои, учителя-коллеги!

Спросите:

— Как в школе идут дела?

И ответит начальство:

— Хорошо в школе идут дела.

— В школу завезли компьютеры. Вот!

— Подключили школу к интернету. Вот!

— Работаем по новым программам, углублённым и расширенным. Вот!

— Разработали новый учебный план с дополнительными предметами.

— У нас уже есть новые образовательные стандарты.

— Завезены новые западные технологии образования.

— Вводим двенадцатый класс.

— Изданы новые указы, приказы, законы, инструкции, циркуляры.

— Всё новое.

— Что же ещё нужно для реформы, обновления, модернизации школы?

— Хорошо идут дела в школе, она обновляется.

Но не обманывается ли начальство?

5. Спросите: «Где вы берёте меру реформы, или модернизации, или обновления? »

И вам покажут на карте: Запад!

Но что нам Запад, когда мы — Восток?

Что нам Европа, когда мы — Евразия?

Там у них были крестовые походы и в них вовлекали даже детей. Десятки тысяч детей погибли в «детский» крестовый поход. У нас таких походов не было и детей наших в них не вовлекали.

Там свирепствовала инквизиция, выискивая и уничтожая инакомыслящих христиан. Здесь инквизиция не свирепствовала.

Да, была у нас диктатура пролетариата, что унесла миллионы жизней, но она свергнута.

Там есть диктатура доллара, и она тоже уносит миллионы жизней, но она не свергнута.

Оттуда шли мировые войны.

Отсюда не шли мировые войны.

Там амбиции всемирного господства.

Здесь нет больше амбиций всемирного господства, а светится чувство Отечества.

Здесь ещё теплится духовность и зреют надежды на её возрождение.

Там кичатся цивилизацией и не замечают духовного застоя.

Здесь ещё хранится стремление к общности.

Там сплошь и рядом самость.

Нужно ли нам принять диктатуру доллара, которая так порабощает? Нужно ли нам поддаваться зрелищам насилия, которые так растлевают? Нужны ли нам западные образовательные «технологии», которые без души и сердца? Нужны ли нам программы и индустрия секса, которые есть вторжение в наши нравственные святыни?

Школа есть носитель Духа нации, народа, Отечества.

Что нам Запад?

6. Говорят мудрецы: «Народ, которому ещё может предстоять восхождение, будет мечтать о герое, но дряхлому народу понятие героя будет обременительным и ненужным. Пусть этот народ ещё купается в золоте, пусть пышет самоуверенностью, но он уже не способен на подвиг».

Мы устремлены в будущее.

В это будущее мы идём через обновление.

Где же мера этого обновления?

Она в обновлении Школы.

А школу реформирует учитель, но он же и деформирует её.

Обновляется учитель — значит, обновляется школа.

Деградирует учитель — значит, деградирует школа.

А что со школой, то и с обществом.

Только! Только! Только Учитель — Герой Духа — есть творец героического преобразования мира просвещения, а значит — Отечества.

Жизнь мертва без героев Духа.

7. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Слово «герой» в переводе означает «сын Земли».

Хотите знать, кто мы есть?

Вот слушайте.

Увидел Бог, что множились пороки людей и порочными становились всякие их помыслы, и Он сказал: «Сотру с лица земли человека, которого сотворил Я». Но сжалился Он над людьми, ибо любил их, созданных Им по образу и подобию Самого Себя.

Но люди возомнили о себе, и мысли и дела их не стали менее порочными и грешными.

Так это было много тысяч лет тому назад (и длится по сей день).

Созвал Бог Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли путь. Как быть? »

Один Высокий Дух посоветовал: «Навеем на каждого человека вещий сон и покажем, какой скрежет зубовный могут навлечь на себя люди, ведя себя таким образом».

Но Бог сказал: «Люди могут оставить сон во сне и, проснувшись, ничего не помнить, и если даже будут помнить, то не поверят ему».

Другой Высокий Дух предложил: «Пошлём людям манну небесную, пусть увидят они, как милостив Бог и как Он их любит».

Но сказал Бог: «Люди могут принять милость Бога как должное».

Третий Высокий Дух посоветовал: «Осушим все реки, все родники, все колодцы, и пусть каждый жаждущий получает глоток воды от Бога».

Но сказал Бог: «Так люди превратятся в стадо баранов, толпящихся у водопоя».

Тогда сказал четвёртый Высокий Дух: «Господи, Ты вложил в них Свой образ. Но увидеть Его в себе они сами не могут. Вложим теперь в каждого жажду к познанию и дадим учителя».

И сказал Бог: «Да будет так».

Выбрал Он одного Высокого Духа и направил к людям: «Будешь людям Учителем, и наречёшься Моисеем, и принесёшь им Мой Закон».

Потом послал Он другого Высокого Духа: «Будешь людям Учителем, и назовёшься Буддой, и принесёшь им тайну о восхождении Духа».

Затем послал Он Сына Своего Единородного Иисуса Христа: «Будешь людям Учителем и откроешь им тайну Царствия Небесного».

Потом послал Великого Духа: «Будешь Учителем, и назовёшься Мухаммедом, и утвердишь в них Моё Всемогущество и Мою Милостивость».

Но видел Бог, что в учителях нуждались не только взрослые, но и дети. Собрал Он всех светлых ангелов и сказал им: «Будете учителями для детей. Несите им Мой Свет и помогите узреть в себе Мой Образ. Устремите их стать такими же совершенными, как Я. И запомните: нет Моей Воли, чтобы погиб один из малых сих».

С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Они и называются учителями.

Это — мы.

Но мыслитель предупредил: «Не думайте, что скоро утвердится значение учителя. Тысячелетия пройдут, но учитель не будет признан».

А другой мыслитель изрёк: «Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению... »

8. Друзья мои, учителя-коллеги!

Что может поднять нас над обыденностью и хаосом, как не крылья подвига?

Кто есть герой Духа?

Герой Духа тот, кто своим пророческим Словом определит смысл учительства на путях подлинного образования души и сердца: «Иже успеет услышать своего духа голос, над бездной вознесется».

Сергий Радонежский!.. Радонежский!.. Радонежский!..

Герой Духа есть тот, кто не дорожит жизнью, но сознательно жертвует ею, чтобы сопровождать в Вечность своих обречённых на гибель воспитанников, и тем самым создаёт образ Учительской Совести.

Корчак! Корчак! Корчак!

Герой Духа бережно несёт Чашу Сердца, полную Любви, и готов отдать её на созидание счастья людей.

Сухомлинский! Сухомлинский! Сухомлинский!

Герой Духа утверждает самозабвенную и страдальческую преданность к детям.

Песталоцци! Песталоцци! Песталоцци!

Герой Духа насыщает образовательное пространство мудростью, которую черпает сам из Высших Миров!

Коменский! Коменский! Коменский!

Герой Духа пропитывает образовательное пространство Духом Народа.

Ушинский! Ушинский! Ушинский!

Герой Духа облагороживает образование чувством любви к Родине.

Гогебашвили! Гогебашвили! Гогебашвили!

Герой Духа спасает детей от пожаров социальных потрясений и разрушений.

Макаренко! Макаренко! Макаренко!

Говорят нам: «Умейте быть там, где герои Духа».

9. Наставляют мудрецы:

— Ноша героя Духа будет Ношей Мира.

— Герой Духа знает, ради чего трудится и страдает.

— Герой Духа не убоится опасностей, хотя и будет знать их истинные размеры.

— Герой Духа знает, что его земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это
знание не ослабляет устремление.

— Сердце героя Духа принимает самоотверженность во имя общего блага.

— Герой Духа знает, как его стремление каждого дня приобщает его к строительству
жизни.

— Герой Духа не будет умалять себя плотскими мыслями.

— Огненное творчество героя Духа сравнимо лишь с Огнём самого высокого напряжения.

— Образ героя Духа может быть изображён как Несущий Чашу с вековыми накоплениями.

— Столпы народа утверждаются только качеством героизма Духа и Сердца.

Не всегда трубный глас оповещает героя Духа.

— Путь героя Духа усеян не всегда цветами человеческой благодарности.

Говорят мудрецы:

— Мы разделяем героев на бессознательных и сознательных. Разница между ними велика.
 Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут отступить. Но сознательные герои Духа не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить им своё Сердце. Там и совершается полёт в Будущее. Суровое знание опасности лишь даёт герою радость.

И утверждают мудрецы:

— Учитель есть лучший герой Духа. Учителя-коллеги, лишь геройство Духа приличествует нам.

10. Пришли в школу два молодых учителя. Один сказал своим ученикам:

— Пойдём в гору, будем познавать через трудности.

Сказал другой своим ученикам:

— Умный в гору не пойдёт, будем познавать от лёгкого.

Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, всё более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.

Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них лёгкость и удобство. И так десять лет.

Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.

Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трёхмерным.

Первые научились летать.

Вторые научились копать.

Первые научились видеть всё вокруг.

Вторые научились видеть лишь перед носом.

Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую — вторые?

Сказано: творите героев.

Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть герой Духа.

11. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Будете ли вы смеяться, если скажут нам убедительно: «Идеи управляют миром»?

Наше сознание насиловалось много лет, когда с детства твердили нам обратное: «Бытие управляет миром».

А что же делает в жизни человека Вера, этот таинственный внутренний отголосок Истины, это прекрасное личное чувствознание?

Ни один человек, ни всё человечество без Веры жить не может и развиваться не будет.

Вера есть Великий Путеводитель Человечества, она сопровождает и ведёт его с момента обретения им сознания и поведёт его и впредь в глубь грядущих тысячелетий.

Вера руководит личной жизнью каждого человека от рождения до ухода из жизни.

12. «Вера есть предчувствие знания».

Вера есть собиратель всех войск познания.

Вера — стрела в познании.

Вера есть опережающее знание.

Вера — стержень жизни, основа её восхождения.

Вера есть в человеке Свет Вечности, Свет Ведущий, Путь к Высшему.

13. Нет неверия. Всякое неверие есть вера в противоположное.

Не верить ни во что есть не что иное, как проявление злобы из-за своей искажённой судьбы.

Человек не может не верить, ибо Вера есть свойство Духа.

Ребёнок рождается с чувством веры, и он доверяет это великое чувство нам, взрослым, не для того, чтобы навязывали ему свою веру или своё неверие, а для того, чтобы мы уберегли её для свободного насыщения Высшим Светом.

Самые важные наши жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру.

От неё идут прекрасные понятия: Верность, Доверие, Уверенность.

Вера несёт человеку Свет только тогда, когда она находится в тесной связи с преданностью и служением, суровостью долга и устремлением к познанию и совершенствованию.

Однако вопрос «Во что верить? » вовсе не является праздным для героя Духа.

Конечно, в начале было Слово. Конечно, Идеи управляют Миром.

Конечно, действуя во имя Духа, герой Духа не отрывается от земли.

Высшая Вера даёт жизнь высшим полётам мысли и созидательным утверждениям ради общего блага.

14. Вера наша есть творец среды.

Среда становится хорошей или плохой в зависимости от нашего характера, взглядов, устремлений, в зависимости от того, во что мы верим.

В нашей субъективной воле возможность творить условия среды.

Но почему мы даём среде властвовать над нами, а не меняем обстоятельства и отношения к ним?

Жестокость взрослых порождает жестокость в детях.

Безалаберность взрослых творит беспризорность детей.

Авторитаризм учителей гасит страсть к познанию в учениках.

Бездуховность взрослых уничтожает чувство долга в молодых.

Боль Василия Александровича Сухомлинского: «Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение юных душ в результате того, что человек в юные годы теряет веру. Становится не верующим ни во что — это же страшно. Не верит в добро. Не верит в святыни. Не верит в человека. Не верит сам себе. На всё ему наплевать».

Герой Духа идёт против течения.

Мудрец наставляет: «Пусть поверх тьмы сияет Свет! »

15. На всё наплевать не только молодым, но и многим взрослым.

Пришла женщина в детдом усыновить шестилетнего мальчика.

Мальчик все годы ждал, что придёт мама и заберёт его с собой.

Он любил маму, ни разу не видя её.

Женщина была красиво одета. У неё были длинные светлые волосы. Красивые ресницы, румяные щёки. На шее висела цепочка с большим крестом с драгоценными камнями.

Она улыбалась. Её ласковые слова пленили мальчика.

Она держала в руках цветную коробочку с конструктором.

— Я твоя мама! — сказала она мальчику ласково. — Ты пойдёшь со мной?

— Да... — сказал мальчик. В его «да» звучали радость и тревога — а вдруг мама передумает.
 А мама у него самая красивая в мире.

— Зови меня мамой...

— Да, мамочка!

Привела она домой мальчика.

Оставила с игрушкой в комнате, а сама поспешила в ванную. Сняла с головы парик с длинными светлыми волосами, сдёрнула прекрасные ресницы, смыла румянец, переоделась в балахон, выплеснула изо рта ласковый голос и так предстала перед ребёнком.

Мальчик не узнал её и закричал в страшном испуге: — Мамочкаааа!.. — и спрятался под столом.

А «мамочка» как хищница надвигалась на него и рычала:

— Займусь я теперь твоим воспитанием, паршивец... Выходи из-под стола...

— Мааамааа... — кричал мальчик и пытался вырваться из когтей хищницы, но не мог.

Маму он потерял насовсем.

Беда, когда ребёнок теряет воспитателя, но трижды беда, когда он теряет веру в воспитателя.

16. Хотите проверить, как нам представляются дети через «бытие определяет сознание», то есть через материалистическое их восприятие?

Я выписал эти высказывания из разных книг:

Дети — цветы.

Они — цветы нашей жизни.

Они — цветы на наших могилах.

Дети — наша радость в жизни.

Они — наше счастье.

Но они и горе наше.

Дети — наши будущие слёзы или будущая радость.

Дети — наша забота, наше спокойствие, наша тревога.

Дети — наша гордость.

Они — оправдание нашей жизни.

Они — надежда нашей старости.

Но они и кара нашей старости.

Дети — наши наследники.

Они — продолжатели наших дел.

Какая скучная была бы наша жизнь без детей.

И так далее.

Ну, что тут скажете? Всё верно, так ведь?

Только заметьте, пожалуйста, как мы постоянно твердим: «наша», «наше».

Почему мы смотрим на детей только через себя? Не потому ли, что через детей своих мы хотим, во-первых, утвердить самих себя, а во-вторых, обеспечиваем свою старость? А слова-то какие, расчувствуешься: «Дети — цветы на наших могилах»...

Раз дети наша собственность, то мы можем поступать с ними так, как хотим.

В собственности этой мыслится и доля государства, оно тоже твердит: «Дети — наше... »

Такой собственнический взгляд на детей руководит нашим педагогическим сознанием. Оно рождает в нас то страх за наше собственное будущее, и потому, говорим мы, детей надо держать в руках, воспитывать строго, надо подчинять их нашей воле. Вот и слагается авторитарная педагогика.

То тает наше сердце от умиления к «цветам» нашим, — не трогать, не запрещать, только ласкать, пусть так и цветут. И тогда слагаем противоположную — безалаберную — педагогику.

Кто-то ищет и среднее, что-то вроде строго-ласковой педагогики.

17. Но какой же может сложиться у нас взгляд на детей, если мы видим их через Веру? — «В начале было Слово»?

Пусть скажет нам об этом Ян Амос Коменский, ибо ему виднее. Я цитирую его, но буду выделять некоторые определения.

«Если кто-либо пожелает основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так предписывает нам попечение о них, тот найдёт для этого много причин. Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то смотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божьему.

Ты увидишь в них не только происшедших от нас

обитателей мира

и Благодетелей Вселенной,

наместников Бога среди творений,

но и наравне с нами

соучастников Христа,

царских жрецов,

избранный народ,

спутников ангелов,

судей дьяволов,

утешение небес,

ужас ада,

наследников небес во все века.

Что можно придумать более возвышенного? »

А Иисус Христос предупреждает нас: «Если кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, ему лучше было бы, если повесили бы на шею мельничный жернов и потопили бы во глубине морской. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на Небесах каждый день видят Лице Отца Моего Небесного... И нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

18. Кто может отрицать, что если воспитаем в детях благодетелей Вселенной и соучастников Христа, то они ещё больше будут заботиться о своих родных, о родине, о восхождении людей?

Кто может найти хоть один аргумент против того, что дети, воспитанные по начертанию Божьему, украсят нашу жизнь, станут истинным счастьем для нас?

Кто докажет нам, что дети, ставшие судьями дьяволов и ужасами ада, безучастно будут глядеть на ту дьявольскую тьму, в которую хотят нас погрузить?

Я радуюсь всем, кто читал и перечитывает Педагогику Коменского и впитывает в себя суть, суть, суть его учения. Учитель этот и есть герой Духа.

Герой Духа не тот, кто свершил некий поступок и гордо пожинает лавры. А тот, кто постоянно, ежечасно готовит себя для мужественных поступков и свершает их в каждом затемнённом уголке педагогического лабиринта, не думая о том, прославится он ими или осудят его из-за них.

19. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Вы не чувствуете скованность вашего педагогического сознания от материалистической трёхмерности?

Сказано: трёхмерность есть окова демона, тот, кто сковал человеческое сознание трёхмерностью, был настоящим тюремщиком.

Как мы чувствуем себя в этой тюрьме — свободно?

Но не забудем: все четыре стены тюремной камеры ещё не есть четырёхмерное пространство.

Осознание всех четырёх сторон Света ещё не есть многомерное его восприятие.

Мудрецы утверждают: дети в первых вопросах своих часто устремляются за пределы условных ограничений.

Но чем же мы заняты?

Ставим ловушки этим устремлениям.

Нам не нужно, чтобы дети вторгались в непонятные нам какие-то сферы так называемой духовности, для нас лучше, если они будут такими же разумными, какими являемся мы сами, — со «здравым смыслом».

Сказано: «Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит».

20. Говорят мудрецы: древняя мудрость никогда не настаивала на трёх измерениях.

Почему же тогда мы настаиваем и не учимся у наших же детей, как ломать ограничения, как открывать себе чудный мир, который царствует именно за ограничениями и к которому причастна наша судьба?

Говорят ещё, что люди начинают заниматься ограничениями, когда светильники сердца гаснут.

Мудрецы упрекают нас за то, что наше сознание не хочет понять основы самоусовершенствования и мы закрываем самим себе самые ценные возможности.

Четвёртое измерение, мерность духовная, самая Чудная, Прекрасная, Высшая Мерность есть путь расширения сознания, путь познания сути Божественной Истины.

Герой Духа там, где Истина.

Поиск Истины есть геройство Духа.

Но если моя беда во мне и моё сознание не хочет, не хочу я принять Высшую Мерность, которая требует от меня Веры, преданности, служения и т. д., — что тогда?

Тогда беда и детям от меня, ибо приму я их цветами на моей могиле, а не спутниками Христа. А за цветами, которые взращивают для могилы, надо ухаживать с чувством грусти и скорби, а не с чувством радости.

Не находите ли резкую разницу между этими педагогиками?

21. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Может быть, отважиться нам и принять четвёртую мерность? Она поможет нам расширить наше сознание, даст чудную искру обновления нашему педагогическому мышлению.

Признание четвёртой мерности будет достойным поступком учителя — героя Духа. Искра эта внесёт в наше сознание принцип, который гласит о том, что Дух есть бессмертная сущность.

Почему не признать нам эту мерность, если признавали её творцы мировой классической педагогики от Квинтилиана до Сухомлинского, от которых мы унаследовали великолепный, Божественный Храм Образования?

Четвёртая мерность снимет наши земные трёхмерные ограничения вроде: материя, время, пространство, или же — длина, ширина, высота; а в педагогическом мышлении — наследственность, среда, воспитание, или же — школа, семья, ребёнок; учитель, родители, ученик и т. п.

Четвёртая мерность может выражаться по-разному рядом с этими измерениями:

— материя, время, пространство, Высший Мир (Тонкий Мир, Царство Небесное, Духовный Мир);

— длина, ширина, высота, Беспредельность;

— наследственность, среда, воспитание, Миссия (Предназначение, Смысл Жизни, Призвание);

— школа, семья, ребёнок, Душа;

— родители, учитель, ученик, Путник Вечности (Вселенной).

Четвёртая Высшая Мерность есть источник новых познаний.

Сказано: «Голос Бога открывает всё при наличии Духовности».

22. Итак, Дух есть наша бессмертная сущность.

Вы признаете это?

Наше признание станет нашей Верой.

Из этого следуют выводы.

Первый вывод. Духовность есть наша целенаправленная устремлённость к совершенствованию нашего Духа, нашей Сущности.

Цель совершенствования высокая. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», — вот она какая.

Второй вывод. Путь к совершенствованию Духа лежит на Земле — это есть образ жизни каждого из нас среди людей.

Главными составными образа жизни являются: чистота наших помыслов, утверждение общего блага, щедрость даров нашего Духа.

Третий вывод. Сознание расширяется — оно синтезирует в себе Мир Земной и Мир Высший, смысл жизни на Земле и смысл жизни в Высшем Мире.

Такое расширение сознания даст нам понимание эволюции человечества на Земле и во Вселенной, наполнит нас чувством суровости долга за свою жизнь, ибо мы рождены друг для друга.

Духовность ближе к пониманию Культуры, что есть Почитание Света. Духовность не сводится ни к морали, хотя есть источник нравственности; ни к изощрённой интеллектуальности, хотя открывает иные миры для познания; ни к религиозности, ибо она есть путь познания в себе Творца, а религиозность лишь сокращает этот путь.

23. Говорят мудрецы:

— Духовность есть основа всякого бытия, вечного и бессмертного.

— Духовность развивается на врождённом чувстве Веры.

— Высокая Духовность есть любовь ко всему Прекрасному.

— Любовь к высшей красоте способствует возвышению духовности.

— Интеллект, уравновешенный высокой духовностью, — великая Мощь в Космосе.

— Распознавание и признание противоположений несравнимо способствует развитию духовности.

— Чтобы устремить Дух, надо изгнать ненужные мысли.

24. В одном городе мне показали мальчика. Тогда ему было пять лет. Играл он под столом
с игрушечными машинами. Позвали его ко мне.

— Назовите имя какой-либо выдающейся личности, — сказали мне.

Я назвал.

Мальчик взглянул на горевшую люстру и через несколько секунд начал описывать полный портрет того, кого я назвал, вплоть до очень примечательных деталей.

Потом пригласившие меня задали мальчику вопросы.

— Спроси, кто у нас в гостях? Мальчик говорит, что учитель.

— Спроси, почему он в наш город приехал? Мальчик говорит, чтобы учить учителей.
(Я действительно приехал для встречи с учителями. )

— Спроси, хорошее ли он дело делает? Мальчик говорит, что пусть продолжает так.
Это есть чистый факт.

Искать ли сейчас нам лазейки, чтобы «научно», материалистически «доказать», что такое невозможно, или что это есть плод сдвинутого воображения? Или же, может быть, приписать подобного рода явления оккультизму, и потому убегать далеко от них, чтобы не смущать наше материалистическое сознание?

25. Я видел девочку шести-семи лет. Она рисовала картину перед моими глазами. Рука с карандашом скользила по бумаге плавно, как бы сама по себе, и возводила изумительный, таинственный, прекрасный мир. Повторяю: утончённое исполнение и неизвестная действительность! А девочке — шесть-семь лет.

Спрашиваю: «Откуда у тебя такие образы? »

— Я вижу их! — говорит девочка.

Спрашиваю: «Ты увидела этот мир во сне? »

— Зачем? Я его вижу сейчас.

Спрашиваю: «Где ты этот мир видишь? »

— Мне не верят, когда говорю, но вот здесь.

Спрашиваю: «Скажи, пожалуйста, этот мир перед тобой — он как картина? Без движения и звуков? »

— Нет, он движется, эти люди ходят, чем-то заняты, иногда слышу их разговор, но не понимаю.

Спрашиваю: «Они тоже видят тебя? »

—Да, видят, и хотят, чтобы я рисовала их. Спрашиваю: «А кто научил тебя так рисовать? »

— Никто, я сама.

Это факт.

Что мне скажет трёхмерная ограниченность?

Она скажет, что девочка не в себе и у неё больная фантазия, что её надо вести к психиатру, чтобы закрыл он «окошечко», куда она заглядывает. Кто мне объяснит, откуда у маленькой девочки такое превосходное искусство рисования, если она ни у кого не училась и не успела бы научиться?

Спросите у педагогики: как быть с девочкой с таким необычным проявлением?

И скажет она вам: не обращать внимания, и явление погаснет само.

26. Я знал ещё одного мальчика...

Знаю ещё одну девочку...

Знаю многих девочек и мальчиков с необычными способностями и проявлениями.

Но я ли только знаю о них?

А рядом с вами, дорогие коллеги, нет таких детей?

Как нам с ними быть?

Можно пугаться таких способностей и спешить лишить их детей.

Можно закрыть глаза на них, как будто их нет.

Можно удивляться и восхищаться и так проявлять порог нашего сознания.

Но вот вопрос: не несут ли эти дети дары духа своего людям, чтобы помочь нам расширить своё сознание, ускорить нашу эволюцию и наше духовное созревание?

В Мироздании нет случайностей, нет их в Природе.

Нет случайных детей. И дети с такими способностями тоже не случайно пришедшие в наш земной мир.

Потому не достойно ли было бы применить нам Чудную, Прекрасную, Высшую Мерность, расширить наше сознание и хотя бы для начала оглянуться вокруг, чтобы лучше увидеть этих детей и сердцем приветствовать их?

Детей Света!

27. Когда глаза человека не достигают звёздных далей, он придумывает телескоп и приближает к себе Звёздное Небо. Когда телескоп тоже оказывается бессильным, а человеку хочется заглянуть ещё в глубь Космоса, он придумывает радиотелескоп и исследует Дальние Миры. Но когда и этого недостаточно, он закрывает глаза и созерцает Беспредельность внутри самого себя. И тогда он открывает в себе самую важную Истину — суть Творца. Вот тогда и начинает он объяснять себе всё.

Альберт Эйнштейн: «Знать, что существует скрытая реальность, которая открывается нам как высшая мудрость и блистательная красота, знать и ощущать это — вот ядро истинной религиозности».

Вы ещё не знаете, что есть скрытая реальность?

28. Когда глаза человека не замечают мельчайших частиц, он делает микроскоп и многократно увеличивает их. Когда микроскоп не в состоянии улавливать более мелкие частицы, а человеку хочется заглянуть ещё в глубь микромира, он придумывает электронный микроскоп и познаёт жизнь мельчайших частиц. Но когда и этого недостаточно, тогда он закрывает глаза и созерцает беспредельно малое внутри самого себя. И он тогда открывает в себе присутствие Творца.

Луи Пастер: «Потомки наши от души посмеются над глупостью современных учёных материалистов. Чем больше узнаю я природу, тем больше изумляюсь неподражаемым делам Созидателя».

Вы ещё не посмеялись?

29. Через углубление в объективные истины мыслитель обретает субъективную Истину. Она не может находиться вне его самого, она только в нём. Она и есть его расширенное до многомерности сознание. И познанию тогда нет предела.

«Ребёнок, пойми, что ты есть мой микрокосмос! » — восклицал Коменский, веря, что микрокосмос способен объять макрокосмос.

Но материалистическая педагогика не приняла такого Коменского.

Человек мог сократить себе путь к высшим знаниям, заранее приняв Веру как источник всего.

Но принимает Творца не каждый. И как бы ни гордились и ни кичились мы богатством постигнутых нами знаний и плода ми цивилизаций, они могли бы быть куда более
вершинными и чистыми, если бы шли мы к ним не только с помощью телескопов и микро
скопов, но и под водительством Духа.

30. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Я радостен, и, пожалуйста, не гасите мою радость, а если можете, умножьте её.

Я радостен, потому что открыл для себя Сокровенную Педагогику, Педагогику Классики и зову вас, чтобы вам тоже досталась радость.

Это так же, как ребёнок, который впервые увидел бабочку, порхавшую над цветком, красивую, с большими разноцветными крылышками. Ребёнок удивлён и восхищён.

— Мама, папа, взрослые, посмотрите на чудо!

Он думал, что и взрослые увидят бабочку впервые и тоже порадуются.

И чему же порадовались взрослые?

Не бабочке, конечно, ибо они знали бабочек.

Порадовались тому, что ребёнок познал бабочку.

Но кто-то из взрослых удивился бабочке, которая так порадовала ребёнка, ибо такого рода бабочку он раньше не видел.

Этот ребёнок я.

31. Я принял и поверил в Прекрасную Высшую Мерность, и вся педагогика преобразовывается во мне.

Это так же, как Иисус открыл глаза слепому от рождения.

Он увидел мир и восхитился.

Он знал, что есть солнце, но вот оно, настоящее солнце.

Он знал, что есть облака, но вот настоящие облака.

Знал, что есть цветы, но вот они — настоящие.

Что есть горы, но вот настоящие горы.

Знал людей, но вот они какие.

И в его внутреннем мире теней началось преображение через Чудную, Прекрасную, Высшую Мерность: он знал тени вещей, а теперь познал их свет.

Этот слепой — я.

32. А теперь спросите меня, учителя-коллеги: чем стала для меня Педагогика?

Я не отвечу вам, как раньше мог ответить: педагогика есть наука о закономерностях и т. д. и т. п.

А скажу, как мальчик, восхищённый бабочкой:

Педагогика есть планетарная и Вселенская форма Сознания, высочайшая культура мышления.

После Религиозного Сознания Педагогическое Сознание есть самое высшее из всех остальных форм сознаний. А религиозное сознание, вера в Творца есть его опора.

Она — мера жизни, мера духовности, мера приобщённости к культуре, мера всех наук.

Суть Педагогики: забота и озабоченность о судьбе каждого ребёнка, о судьбе человечества.

Педагогика есть сфера Духа, Мудрости, Чувствознания, Интуиции, Опыта, Искусства, Науки.

Она есть личностное состояние Духа каждого учителя и воспитателя.

Она вырастает в человеке из прирождённого родительского чувства.

Воплощается и утверждается в деятельности людей в форме самого высочайшего искусства.

В отличие от педагогики теней, которая тоже называется Педагогикой, я назвал Педагогику с Чудной, Прекрасной, Высшей Мерностью — Педагогикой Света или Гуманной Педагогикой.

Сказано: «Иди путём Любви, иди путём Сердца, иди путём Творчества, иди путём щита Веры».

33. Но не хотите ли спросить меня о более важном, скажем: на чём основывается Гуманная Педагогика?

Я не стану рассказывать вам, как мог рассказать раньше, о её научных основах в виде принципов материализма, которые, кстати, тоже есть допущения трёхмерного мышления.

А скажу как слепой, у которого открылись глаза: Гуманная Педагогика, Педагогика Света, основывается на Вере, иначе — на допущениях, которые не имеют обычных доказательств, кроме Веры, которая есть предчувствие знания, Мудрость Сердца.

Сила допущений в нашей жизни велика.

Вся жизнь, как правило, строится и течёт на допущениях, осознанных или не осознанных нами. И в науке тоже: всё, что считается научно обоснованным, имеет в фундаменте научно не обоснованное допущение.

Вот, к примеру, прекрасное и мужественное допущение Николая Ивановича Лобачевского:

«В плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести более одной прямой, не пересекающей данной». На этом допущении создана новая Геометрия Лобачевского, которая вывела философию и науку на новый уровень осознания Вселенной.

Вы можете принять в своё сознание такое утверждение?

Берите лист бумаги, проведите по нему прямую, поставьте точку вне данной прямой и попытайтесь провести через эту точку не одну, а две, три и более параллельных линий к дан-

ной. Получится? В этом вам поможет не чистый лист бумаги, линейка и карандаш, а ваша способность воображения иного мира с Чудной Мерностью.

34. Итак, о допущениях Гуманной Педагогики.

Источником для этих допущений является Вера, что есть чувствознание и что есть личная внутренняя Истина, Вера в Творца, Вера в Идею Творения, в то, что «В начале было Слово».

Кстати, все классические педагогические учения — Квинтилиана, Коменского, Песталоцци, Ушинского, Корчака, Макаренко, Сухомлинского (я перечислил не все имена, но имею в виду всех) — основываются не на науке, а на Вере в самое Высшее — в Творца. На Идеале, Идее, на Убеждённости, на Мудрости Сердца. И потому каждый высший мыслитель педагогики есть не родоначальник педагогической науки, а творец Высшей Педагогической Мысли. Я бы их труды назвал Священными Педагогическими Писаниями.

Итак, в основу Гуманной Педагогики я кладу следующие допущения:

— Высший Духовный Мир есть реальность.

— Душа каждого человека бессмертна и устремлена к совершенствованию до Богочеловеческого состояния.

— Земная жизнь есть отрезок пути совершенствования.

35. «Если это так», — скажу я и поспешу, в первую очередь, узнать, тогда кто же есть ребёнок и с чем он идёт ко мне, к своему учителю.

«Если это так», — скажу ещё и обращусь к самому себе: «кто тогда я — учитель — для ребёнка и какой мир я обязан строить вокруг него».

Так кто же есть ребёнок, если эти допущения становятся сутью Чудной Мерности для меня?

И возникает триада.

Первое. Ребёнок есть Явление в нашей земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться, чтобы обрести отрезок пути восхождения и совершенствования души и тем самым дать импульс обновлению общества.

Душа в материальном мире приобретает удивительный инструмент — тело для деятельности, утверждений и свершений. Тело, которое создавалось природою в течение многих миллионов лет, есть совершенный инструмент для деятельности Духа в условиях нашей материальной планеты.

В одной мудрой книге я читаю о том, что удовольствие и боль, любовь и ненависть, радость и горе, мысль и свершения являются выражением обладающего самосознанием бессмертного Духа, а мозг — это лишь клавиатура чудеснейшего инструмента, на котором человеческий Дух играет свою симфонию жизни, как музыкант выражает себя на своей скрипке.

Потом я открываю словарь, в котором толкуется суть слов, и узнаю о том, что:

Ребёнок — возрождённое новое Бытие.

Ребята — несущие Тайну возрождения Бытия.

Дети — действующие в Истине.

Мне эти толкования понравились куда больше, чем толкования всех остальных словарей, где, скажем, Ребята — молодые люди, парни или дети, и больше ничего. В таких трёхмерных словарях понятия Ребята, Ребёнок, Дети, Ученик, Воспитанник и т. д. никакого намёка о Чудном Измерении не несут.

36. Второе. Ребёнок есть носитель своего предназначения, иначе, своей Миссии.

На Земле с пустыми руками не рождается никто. В каждом есть свои возможные дары Духа для людей, и если он воплотит их в действительность, это и будет его путём совершенствования и восхождения.

С пустыми руками не явились в земную жизнь ни Шота Руставели, ни Александр Сергеевич Пушкин, ни Фёдор Михайлович Достоевский, ни Альберт Эйнштейн, ни Пётр Ильич Чайковский, ни Владимир Иванович Вернадский, ни...

Но кто-то прервёт меня: «Они же великие люди, гении. Они особые. Но какая миссия может быть в простом смертном? »

Сперва надо понять единство и целостность Вселенной.

Люди рождаются вовсе не случайно, а друг для друга.

Мы — путь друг для друга, ибо плоды моей миссии предназначены вам, а моя миссия для своего утверждения надеется на плоды ваших миссий.

Будущее поколение ждёт достойных плодов наших миссий, тогда оно ещё успешнее будет совершенствоваться и оставит последующему поколению свои дары Духа.

Потому маленьких людей с маленькими миссиями не бывает.

Никто не является «маленьким человеком», если сам не сделает себя таким или не поможет ему в этом, увы, его учитель.

И кто устремится к познанию своей сути, того сердце поведёт по правильным тропинкам, а может быть, и откроет сокрытую в себе тайну, и помочь ему в этом может и должен учитель.

Это учитель Царскосельского лицея Кравцов сказал: «У Вас, Пушкин, в математике всегда нуль. Садитесь и пишите свои стихи! »

Как сказал философ, если я не открою в себе свой смысл жизни, то сам поиск смысла жизни уже будет смыслом моей жизни.

37. Конечно, в маленьком Александре Сергеевиче Пушкине уже присутствовала его великая миссия: оставить человечеству Пушкиниану.

Но какая же была миссия няни его — Арины Родионовны? Она дала поэту истоки русского Слова, русской духовности (не только она, разумеется), русского народного творчества. Не зря посвящал Александр Сергеевич (и даже его друзья) ей свои прекрасные стихи.

Представим теперь, каким стало бы творчество Пушкина, не будь в его жизни этой простой женщины? А как обеднел бы духовный мир человечества, не будь в нём Пушкинианы.

Я утверждаю: Арина Родионовна пришла в этот мир с миссией содействовать становлению творца и, к счастью, она свершила её.

Любая великая миссия требует содействия огромного количества людей, предназначения которых в большей или меньшей степени пересекаются с жизнью носителя великой миссии.

Каждый из нас есть носитель своей судьбы, и жить вне судьбы есть великая трагедия для человека. Жить же в своей судьбе есть великое счастье.

Но беда в том, говорит философ, что большинство людей живёт вне своей судьбы, и тем самым разрушает судьбы других, ибо всё едино и взаимосвязано.

Космос не любит случайностей, Небеса их не допускают.

Однако, говорят мудрецы, неразумие свободной воли человека может выпустить пожирающие чудовища.

38. Третье. Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа, которая не поддаётся измерению. Ребёнок всё может, только воспитайте его достойно.

Ребёнок есть существо космическое, он — микрокосмос и вынашивает в себе могущество и безграничность макромира.

Он, как человек Духа, устремлён к объятию всего Космоса, познанного и не познанного.

В нём заложена возможность стать Богочеловеком, ибо сотворен он по образу и подобию Бога. Потому призывал Иисус Христос: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Устремления к одухотворению своей человеческой сущности ребёнку присущи изначально. Чувство владения неограниченной энергией Духа питает все устремления.

Энергия Духа проявляется и утверждается в виде Божественных дарований: мысль, чувства, свобода выбора, воля, познание, устремление, речь, любовь, вера, желания, страдания, смысл жизни, счастье, служение, долг и так до бесконечности.

Мыслители говорят: «Можно достичь преображения целей жизни лишь допущением сознания всеначальной энергии».

39. Всеначальная Божественная Энергия проявляется в ребенке и через Мудрость Природы.

Природа не скупится в отношении ребёнка: она щедро одаривает его всеми своими богатствами, ибо заключает в ребёнке саму себя. Она даёт ему мощнейшие импульсы к развитию, взрослению и свободе. Она закладывает в ребёнке законы его преобразования, согласовывая их с Космосом.

Истинно, ребёнок всемогущ.

Он есть союз и синтез Неба и Земли, Духа и Природы, Души и Тела. Через него люди становятся соработниками у Бога.

Ребёнок всё может, лишь бы не подвела педагогика, лишь бы образовательный процесс охватил всю гармонию Духа и Природы, заключённую в нём.

Только учитель — герой Духа — не позволит разрушить великий союз Неба и Земли в ребёнке.

40. Владимир Вернадский в 1922 году записал в дневнике: «По-видимому, вопрос души начинает всё больше входить в науку, что и должно быть, так как понятия материи, энергии потеряли прежние формы. Энтелехия, кванты, проблемы относительности (я бы к этому перечислению добавил: Теория физического вакуума и торсионных полей,
проблемы генетики, речи... — Ш. А. ) и т. п. заполняют сейчас содержание мысли. Невольно человек (научно) приходит к формам, исторически сложившимся в человечестве путём философского, художественного, религиозного творчества».

Видите, я не одинок в своих допущениях.

41. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Я зову вас, как тот ребёнок, который впервые увидел бабочку:

— Посмотрите, какая высота — наша душа небесного происхождения! Педагогика начинается с Звёздного Неба!

Открыл ли я кому-либо из вас что-нибудь новое?

Может быть, кто-то из вас тоже не знал, как и я, что это так?

Однако моё восхищение превращается во мне в Веру и устремление.

И Вера зарождает во мне тревогу души: как же тогда мне — учителю — идти к детям?

Они носители в себе Вечности, явились в этот мир с предназначением нести людям свои дары Духа и обрести себе путь восхождения; в них безграничность.

42. И что же будет, если я приду к ним со своей ограниченной педагогикой, которая вовсе не признаёт в них никакого всемогущества, никакой вечности, никаких даров Духа? Не признаёт никакого Духа и Духовности.

Она — эта педагогика теней — велит мне насупиться и сделаться неким озабоченным охотником за редкими птицами, ловить их и сажать в клетку. Да ещё верить, что так я оберегаю этих редких птиц от хищников, среди которых бывают и сами люди, оберегаю их от голода и холода, от лишних полётов и перелётов.

Какое самомнение! Какая самость!

Я ловлю их, подрезаю крылья и сажаю в клетку так же, как когда-то посадили в клетку меня самого; и до сих пор чирикаю в ней как «свободно мыслящий» учитель-материалист.

Приду к своим ученикам на урок, огляжу всех исподлобья.

Где миссии? Где явления? Где всемогущество? Я их не вижу!

Это о них, что ли, только что разглагольствовали, или о совсем других детях, которые ещё не родились и родятся не знаем когда?

Сейчас посмотрим.

— Откройте тетради для домашних заданий... Буду проверять... Быстро...

Безграничность! Ха-ха! А домашнее задание выполнить не смогли.

— Кого вызвать... Кого вызвать... Тебя уже вызывал... Тебя тоже... Выходи ты, быстро, у
нас мало времени!..

Миссия! Ха-ха! Как бы не так! Под партой прячутся, учиться не хотят!

— Кто мне ответит на мой вопрос... Кто-кто-кто?.. Рук не вижу... Рук не вижу... — Дай дневник, «два». Завтра без родителей не приходи!..

Явления! Ха-ха! Может быть, для своих родителей! Придут они завтра, и промою им мозги.

Вот они — хорошие дети!

Но вот они — плохие дети!

Хорошие дети развитые, сразу понимают, запоминают, выполняют.

Плохие же — недоразвитые, не хотят учиться, не понимают и запомнить не могут.

Должно быть, у хороших детей — хорошие миссии, у плохих — плохие.

Так, что ли?

Они невоспитуемые, необучаемые. Они — горе наше. Они явились в этот мир, чтобы злить нас.

Коллеги, надо освободить школу от носителей плохих миссий и тёмных энергий!

Откройте дверь, чтобы выставить их из школы, или же, в крайнем случае, давайте откроем педагогические резервации для них...

43. Тревожится моё сердце!

Если с завтрашнего дня всё буду продолжать делать так же авторитарно и властно, если моя педагогика бессмертное в ребёнке примет как смертное, если неограниченность в ребёнке превратит она в ограниченность, если её неверие будет рассеивать дары Духа детей, как прежде, — тогда какой же я учитель — герой Духа!

А я хочу им быть!

Нет, «как прежде», «как обычно», «как все» в моей педагогической жизни впредь не должно быть! Я лучше буду каяться перед своими учениками, признаваться им в своих заблуждениях, исповедоваться, давать обет! Потом помолюсь!

Да, я грешил. Может быть, нехотя, может быть, в силу своего неотёсанного характера, может быть, от непонимания сути своего служения...

Я внушал им смысл короткой земной жизни и давал знания, достаточные для этой жизни. Сам не имел и их тоже лишал Высшего Смысла существования.

Учил правилам мыслить, но не давал возможности мыслить о Высшем, потому они не научились у меня мыслить.

Учил правилам любви, но не давал им возможности любить Того, от Которого и идёт Любовь, потому не научились они у меня Любви.

Я буду каяться и исповедоваться перед своими учениками, перед самим собой, перед Высшим, Кто допустил меня к детям.

Это не будет самобичевание.

Это будет освобождение моей Педагогической Совести.

Это будет начало жизни героя Духа!

44. Задал я самому себе три вопроса.

Первый вопрос: Могу ли я видеть в своём ученике Путника Вечности?

Тогда я пойму суровость долга учителя.

Второй вопрос: Могу ли я видеть в себе проводника Путника Вечности?

Тогда откроется во мне моя педагогическая Искра Божия.

Третий вопрос: Могу ли я понять и принять Правду Путника Вечности?

Тогда мне будет дано понять, какие ему преподнести дары Духа.

45. Установил я для себя три закона.

Первый закон: Любить любого ребёнка, ибо Любовь есть преобразующая сила Духа и Сердца.

Второй закон: Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть, ибо Нет воли Творца, чтобы погиб один из малых сих.

Третий закон: Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка, ибо Вера в Будущее есть творец настоящего.

46. Задал я самому себе три принципа.

Первый принцип: Одухотворять среду вокруг ребёнка.

Основание: Среда есть сила, проявляющая Тайну Творца.

Второй принцип: Утверждать в ребёнке его личность.

Основание: Личность есть устремлённость к проявлению своей сути.

Третий принцип: Проявлять творческое терпение, помогая ребёнку в самопознании.

Основание: Творящее терпение не даст огню Духа погаснуть.

47. Устремлён я к раскрытию своего характера в трёх качествах.

Первое качество: Доброта. Доброта учителя к ученику есть матерь доброты сердца ученика ко всему миру. Второе качество: Искренность.

Учительская искренность есть условие духовного единения с учеником.

Третье качество: Преданность.

Преданность учителя умножает в ученике надежду на спасение и дарит ему убежище.

48. Развиваю в себе профессиональное мастерство в трёх аспектах.

Первый аспект: Изящное исполнение педагогических процессов.

Основание: Бытие в прекрасном откроет в ученике чувство прекрасного.

Второй аспект: Непрерывное обновление.

Основание: Обновление есть зов из Будущего и устремлённость к Будущему.

Третий аспект: Творчество.

Основание: Творчество делает учителя Свет дарящим.

49. Живу я по трём заповедям, которые сам для себя сочинил.

Первая заповедь: Верить в безграничность ребёнка.

Основание: Если Вселенная действительно безгранична, а Природа не имеет исчисления в своём творчестве, то единственная модель Вселенной и Природы есть Ребёнок.

Вторая заповедь: Верить в свою Искру Божию.

Основание: Раз Творец так любит детей, то Он любит их через Своих ангелов, которых Он назвал Учителями и которые есть носители Его Света.

Третья заповедь: Верить в Силу Гуманной Педагогики.

Основание: Если Образ есть тайна в Ребёнке, то Гуманная Педагогика, Педагогика Света есть путь помощи Ребёнку постижения в себе её сути.

Сказано: «Считайте Сердце главным судьёй и Веру — мощью».

50. Дам торжествовать в себе законам Прекрасного, то есть Искренности, то есть Сердца, то есть Блага, то есть Света.

Если спешишь помочь, помоги красиво.

Если спешишь проявить сострадание, сострадай красиво.

Если любишь, люби красиво.

Если даришь, дари красиво.

И если всё это касается ребёнка, то делай ещё прекраснее.

Воспитывай красиво.

Учи красиво.

Наставляй красиво.

Если благо дарится красиво, дар будет принят.

Если благо дарится безобразно, оно будет отвергнуто.

Прекрасные знания будут торжествовать на прекрасных уроках.

Прекрасные знания будут страдать на безобразных уроках.

Если совершенствуешься сам, устремишь к совершенствованию других.

Если восполняешься Светом сам, восполнишь Светом других.

Говорят мудрецы: «Осознание Красоты спасёт мир».

51. Спросят: Вы — учитель?

Отвечу: Я — ученик своих учеников.

Спросят: Кто же вы есть для них?

Отвечу: Я половина каждого из них.

Спросят: Вы их знаете?

Отвечу: Так же, как знаю Беспредельность.

Спросят: Как вы их воспитываете?

Отвечу: Как яблоко растит в себе семя.

Спросят: Где ваша педагогика?

Отвечу: Я черпаю её из Звёздного Неба.

Спросят: Где ваше Звёздное Небо?

Отвечу: Во мне.

52. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Почему не прожить нам нашу учительскую жизнь героями Духа?

Я открываю Музей Педагогических Недоразумений.

Не хотите ли подарить Музею свои педагогические нелепости, недоразумения, от которых собираетесь избавиться насовсем?

Я приму их и помещу рядом с моими педагогическими недоразумениями, которые обнаруживаю в своих мыслях и практике после того, как моё сознание приняло Чудную, Прекрасную, Высшую Мерность.

Давайте выставим в Музее все изощрённые формы нашего учительского авторитаризма: крики, строгости, отметки, наказания, красные чернила, верхоглядство, всё, в чём только проявляется наша грубая власть над нашими учениками.

Только экспонаты оформляйте в виде видеозаписей, чтобы ясно была слышна вибрация голоса и видна экспрессия движений тела учителя, а также состояние репрессируемых учеников.

Давайте выставим все изощрённые формы нашей оценочной деятельности. Присылайте дневники, в которых учительской рукой записано: «Папа, неужели нет у вас ремня для вашего сына? » Присылайте учительские угрозы вроде:

«Ты у меня оценку не получишь», «Я тебя придушу двойками». Присылайте педагогический град в виде пятибалльных, десятибалльных, двенадцатибалльных, стобалльных отметок. Высылайте ужас детей: контрольные, проверочные работы, тестирования. Присылайте оценочные нелепости, каковыми являются среднеарифметические баллы.

Принимаются импортные «технологии образования», бездетные, безучительские и бездумные.

Принимаются учебники по педагогике и методикам, в которых нет Любви, нет Сердца, нет Духовности.

Принимаются школьные учебники, которые как кирпичи по объёму и тяжести, учебные планы, программы, приказы, решения, для которых даже трёхмерность обуза, не говоря уже о Чудной Мерности.

Присылайте все способы, приёмы, формы учительской злобы, мстительности, учительских насмешек и издевательств.

Присылайте обнаученные недоразумения, вроде: «... на каждом уроке учитель должен строго и живо опрашивать трёх-четырёх учеников».

Достойны Музея Педагогических Недоразумений школы, которым присвоены громкие имена выдающихся мыслителей (школы имени Ушинского, Толстого, Сухомлинского и т. д. ), но внутри этих школ и не пахнет духом мыслителей.

Присылайте уроки комбинированные, уроки опроса и оценок, уроки контрольных проверок, на которых ведётся фронтальная борьба противоположностей.

Записывайте на видеокассеты и присылайте родительские собрания, педсоветы, методические заседания, на которых понятия духовности, сердечности, любви являются инородными.

Присылайте...

Но разве возможно перечислить всё?

Таких экспонатов ведь очень много в нашей жизни.

С ними далеко не пойдём, героями Духа не станем.

И чем обильнее будем снабжать Музей Педагогических Недоразумений подобными экспонатами, тем мощнее станет наша устремлённость к героизму.

Присылайте подлинные истории, наподобие нижеприведённого образца.

Семиклассники уговорили своих учителей не спрашивать их завтра, так как сегодня отмечают день рождения Маши, и они не успеют приготовить уроки. Но не предупредили они учительницу истории: её в тот день в школе не было.

На другой день она окинула взором класс по всем законам авторитаризма: «Кого вызвать? Кого вызвать? »

Ученики сказали, что не надо никого вызывать, они не подготовились к уроку — праздновали день рождения Маши.

Учительница рассвирепела не на шутку: — Пропади пропадом и день рождения Маши, и ваши дни рождения заодно!

И жирными красными чернилами она выставила двойки всем и в журнале, и в дневниках.

53. У всех есть свои священные слова.

У нас — у учителей — тоже есть они.

Слова эти — как Педагогическое Созвездие, по которому можно сверить направление мысли и утверждать практику.

Они зовут нас быть героями Духа.

Сотворил их для нас Вселенский Логос, наполнил их Чистой Мудростью, Смыслом Жизни, Высшей Духовностью и сказал нам: «Будьте же исполнители Слова, а неслышатели только, обманывающие самих себя».

Ведь звуковой строй каждого Священного Слова и каждый звук в нём несут в себе Божественную Тайну.

Слова эти — как окошечки в Беспредельность, откуда можно вечно черпать Свет, Мудрость, Знания.

Сказано: «Слово есть Сила Любви и Воли Отца Небесного».

Вы можете назвать Слова, которым предписано быть Священными для нашей учительской жизни?

Записываю:

Школа

Учитель

Ученик

Воспитание

Образование

Урок

Гуманность

Пусть все люди Земли трепещут перед этими Священными Словами, ибо в них тайна Их общей и частной судьбы, в них тайна бытия самой Вселенной!

54. Но вот поспешило невежество и преградило путь к светлым источникам. Оно вытеснило из Священных Слов их суть и заполнило их скудным опытом и знаниями людей, то есть человеческой самостью. Наше педагогическое мышление стало бездуховным, мы потеряли чувство героя Духа, мы оскудели.

Сказано: «Логика отравила многие слова. Наиболее священные слова попраны ногами невежества».

Открываю словари: один, другой, третий.

Моё педагогическое сознание и моя творческая практика спотыкаются об эти жалкие определения, как о камни, которыми забросана дорога.

Но камням этим суждено стать краеугольными в строительстве Храма Образования.

«Школа — учебно-воспитательное заведение».

«Воспитание — вырастить, дать образование, обучить правилам поведения».

«Образование — обучение, просвещение».

«Урок — основная форма обучения».

«Гуманность — человечность в общественной деятельности.

Гуманный — человечный, отзывчивый, культурный».

Истинно, «люди отбросили этику Духа и заключили себя в духовную неподвижность».

55. О, Великое Педагогическое Созвездие Священных Слов!

Мудрость в вас течёт из недр Беспредельности и Вечности, из Звёздного Неба.

Повторяют нынешние учёные мысль древнейших мудрецов: «Воспитание есть вечная категория». Но мои современники имеют в виду не саму Вечность, которая во Вселенной и которая в Духе, но нашу ограниченную жизнь на Земле. Они измеряют Вечность и Беспредельность земными мерами длины и времени, и потому эти понятия превращаются в пустышки.

А если в созвездии Ориона тоже рождаются дети и тоже их воспитывают?

А если в созвездии Плеяды тоже есть дети и тоже нуждаются в воспитании?

А если в бесчисленном количестве созвездий и галактик тоже живут дети?

Какой тогда станет категория воспитания?

Она станет и Вечной, и Вселенской.

Можно вообразить Вселенскую Книгу Мудрости Воспитания, из которой все планеты, миры, созвездия, галактики, где только царствует сознательная жизнь и рождаются дети, взрослые черпают знания о воспитании своих детей и постигают ту глубину мудрости, которую они в состоянии постигнуть.

Только сердцу героя Духа доступны страницы Вселенской Книги Мудрости Воспитания.

56. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Вы можете поверить в то, что эти великие и Священные для нас Слова были сотворены Логосом ради такой бессмыслицы?

Тогда послушайте, что скажет учёным мужам, занятым обнаучиванием Божественных понятий, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. «Столь знакомое нам слово «Школа» связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское «школа» восходит к латинскому «скале» — «лестница»... Речь идёт прежде всего о лестнице духовного восхождения человека, которая классически описана преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитой книге под названием «Лествица». В ней раскрыты 30 ступеней восхождения, и последняя, вершинная, названа «Любовью».

Итак, Школа — это лестница для духовного восхождения человека.

Сравните данную суть слова с тем, что я отложил для Музея Педагогических Недоразумений.

Что вам больше нравится? Выбирайте.

Герой Духа там, где выбор между духовным и бездуховным.

57. Но пойдём вглубь.

Где эта лестница (т. е. скале, т. е. школа) может находиться?

Ясно, что лестница эта тоже духовная и по ней на этажи «учебно-воспитательного заведения» не поднимешься.

Лестница для восхождения души и духовности ученика находится в учителе, и только.

Я — учитель — есть носитель этой Божественной лестницы. Я постигаю духовный мир каждого своего ученика и каждому подаю свою ступеньку, помогаю подняться и закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку. Ученик растёт, взрослеет, развивается, крепнет, окрыляется, в целом, образовывается. И это восхождение происходит в нём через меня, через своего учителя. Я — путь для ученика. Но и он есть мой путь, ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования моей учительской интуиции и искусства.

Я есть носитель скале, что означает школа.

Я — учитель — есть школа.

Где я буду вместе со своими учениками, там и будет школа. Она может быть и под деревом, в тени которого мы можем размышлять и познавать крылья бабочки и Звёздное Небо, камень в речке и душу в себе.

Ну что же, будем называть специально построенное помещение тоже школой, так как нет у нас другого слова для его обозначения, тем более что там мне и моим ученикам создаются условия для нашей совместной жизни.

Но не забудем, что было сказано: «Братья мои, неужели не знаете, что вы есть Храм Христа».

Также и я — учитель — есть школа.

Мудрец учит: «Геройство Духа нужно везде, где поиск Истины».

58. А что значит слово учитель? В чём его суть? И Будда был учителем, и Христос был учителем.

И все высочайшие мыслители называются учителями человечества.

Нас тоже зовут этим удивительным и таинственным словом «учитель».

Может ли оно быть случайно сложившимся потоком звуков, или в нём заключен смысл нашего предназначения, того, что называется служением?

Учитель и рядом — Ученик.

Нет учителя без ученика, и ученика — без учителя.

Рискну выдвинуть гипотезу, опираясь на Чудную, Прекрасную, Высшую Мерность. Я не боюсь того, что ошибусь, ибо ошибка в поиске Истины благословенна.

Так вот: суть понятий Учитель и Ученик (как и слов: Учение, Обучение, Учебник, Ученый и т. д. ), по моему глубокому убеждению, заключена в их едином ядре — уч.

А теперь я допускаю, что У есть начало санскритского слова ура, что означает: Огонь, Свет, Жизнь, Любовь, Бог.

Второй же звук Ч следует понимать как начало слова чело (сравните: Человек, то есть Дух, приходящий веками).

Тогда смотрите, как великолепно получается: УЧитель есть Дух, творящий, излучающий и дарящий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания. А УЧеник есть Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания.

Учитель Дух, дарящий Свет (Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания/.

А в словарях читаем: Учитель — лицо, которое обучает.

Выбирайте!

Нужно хоть на миг стать героем Духа, чтобы потом быть им на всю жизнь.

 

59. Священное Слово воспитание.

Все говорят о воспитании детей, но редко кто серьёзно занят им.

Какова же его суть?

Слово само говорит о своей сути: в-ос-пи-тание, то есть питание Оси.

О какой Оси идёт речь?

О духовной, конечно.

Ребёнок устремлён к духовному восхождению по скале.

Чем же нужно питать духовную Ось?

Здесь нам поможет загадочное и действительно таинственное понятие образ.

В ребёнке заключен Образ Творца. Помочь ему в раскрытии этого Образа в себе и есть суть образования. Это не процесс освоения суммы регламентированных знаний или результат этого процесса, а процесс раскрытия в нём того, ради чего он вообще и существует как Вселенская сущность и ради чего он явился в мир земной.

Учитель призван для того, чтобы помочь ребёнку в проявлении своей сути через питание его духовной оси образами. Ибо образ, существующий в ребёнке, может проявиться не иначе, как через заселение его духовного мира добрыми, прекрасными, возвышенными образами. Образами добра, любви, страдания и сострадания, радости и сорадости, духовности, героизма, познания. Образами красоты знаний и наук.

Образование свершается сегодня, но дышит оно Будущим, в него вовлечено Будущее.

Образованным будет тот, кто наиболее полно проявил свой образ или стремится к его проявлению, независимо от того, владеет ли какими-либо нормативными знаниями или нет. Формальная «образованность» не есть образованность по сути.

Вот что есть воспитание — питание духовной оси прекрасными образами Неба и Земли, Души и Тела.

Нужно ли напоминать вам, дорогие коллеги, что говорят словари о воспитании и об образовании?

Выбирайте!

Пространство образования должно быть заполнено лучами героев Духа.

60. Дорогие друзья, учителя-коллеги!

Я преклоняюсь перед величием урока.

Обидно, если кто скажет, что урок исчерпал свои возможности или, ещё хуже, урок погубил школу.

Это будет невежеством.

Все те «новые» изобретения, которые противопоставляются уроку, или тоже являются уроком со скрытыми качествами, или со временем достанутся мне как экспонаты для Музея Педагогических Недоразумений.

Не урок исчерпал свои возможности, и не он губит школу, а, как сказал один мудрый ученик, урок стал жертвой учителей.

Конечно, урок, который мы назвали основной формой обучения и насилуем им наших учеников, — такой урок действительно несёт вред обществу в целом.

Уроки есть дары учительского Духа, и потому они должны быть достойными Духа учителя, знающего тайну Неба и Земли, Души и Сердца.

Образ Дарящего есть образ Чудотворного Сердца.

Именно Чудотворного, ибо если наш ученик хоть раз примет наш сердечный дар сердцем и пониманием, то вся последующая жизнь станет для него жемчужинами уроков, которые поведут его вверх по Великой Вселенской Духовной Лестнице.

61. Урок!

Твоему благородству нет предела!

Да-да! Ребёнок рождается со своей миссией, смыслом жизни и местом в жизни, лишь бы не исказилась она в нём, не исказили её мы — люди, окружающие его и несущие ответственность за него.

Ты, урок, на страже судьбы каждого ребёнка.

Так велел тебе Тот, кто изрёк тебя!

У... РОК!

Опять У, что означает ура, то есть огонь, свет, жизнь, любовь, мудрость, Бог; рок есть судьба, предназначение, составная миссии, удары судьбы, которые будут подстерегать.

Кто поможет ученику найти в себе своё предназначение, своё место в жизни, свою судьбу? Кто научит его, как предостеречь себя от ударов судьбы, как извлекать из них уроки? Кто подарит ученику Свет, чтобы раскрылся в нём образ, который от Бога?

Сделает это учитель, который есть Свет Дарящий!

Придёт УЧитель к УЧенику, улыбнётся ему сердечной улыбкою и начнёт Великое Таинство одаривания Светом, что и есть урок.

Зажгутся в ученике Сердце и Мысль, и устремят они его к познанию Неба и Земли, к познанию самого себя как предназначенного для Неба и Земли.

Урок есть общность УЧителя с УЧеником.

Истинное учительство есть вечное наполнение ученика Светом.

Истинное же ученичество есть вечное устремление к Учителю, к Свету.

62. Урок — матерь жизни и сама жизнь.

И пусть отойдёт от него наука, если она только и знает, как сводить беспредельность к площади в ладонь, как упразднять из Бессмертия живую суть и помещать его в трёхмерную оболочку.

Кто воскресит урок в его Великой Миссии?

Кто решится растворить земные знания в Сердце своём, одухотворить их Высшими устремлениями и принести своим ученикам в дар:

Уроки Жизни

Уроки Удивления

Уроки Восхищения

Уроки Умиления



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.