|
|||
Контрольная работа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа по дисциплине: Экономика отраслевых рынков Тема №17 «Монополизм и концентрация производства: понятие и условия сближения»
Исполнитель: студентка Специальность Национальная экономика группа ЭПБ-09 П Ф. И. О Ширинкина Ксения Валерьевна
Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1 Сущность монополии 4 2 Сущность концентрации производства 8 3 Экономическое значение концентрации производства 10 4 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь 14 Заключение 20 Список использованных источников 22
ВВЕДЕНИЕ
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся с проблемой монополизации и концентрации. Возникла угроза для функционирования конкуренции, необходимой атрибутики рыночной экономики. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. В последнее время значительно повысилось внимание к анализу концентрации и связанного с ней монополизма. Это является закономерным в условиях рыночных отношений в экономике страны. В современной литературе процессы концентрации и монополизации трактуются следующим образом. Концентрация (от лат. concentratio - сосредоточение вокруг центра) - сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Концентрация производства - процесс все большего производства на крупных и крупнейших предприятиях. Монополизм - это состояние экономики, которое позволяет хозяйствующим субъектам навязывать собственные интересы обществу и другим хозяйствующим субъектам и игнорировать собственные потребности последних. Монополизм - господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснение конкурентов, продающий данный или аналогичный товар, контроля цен. А также это действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения данного участника рынка. Так, как отечественная экономика характеризуется высоким уровнем монополизации, то степень актуальности представленной темы очевидна.
1 СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ
Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы. Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Обращая внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Характерными чертами монополии являются следующие: 1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги. 2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу. 3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта. 4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую. Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы. Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественных монополистов. Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке. Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд. Есть несколько причин существования монополии. Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации. Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типом монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньше мере, 6 основных разновидностей данного явления: 1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала; 2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т. д.; 3) монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции; 4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП; 5) естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т. п. ); 6) монополизм, характерный для административно-командного типа экономики.
2 СУЩНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Уровень развития производительных сил и производственных отношений общества характеризуется степенью развития разделения труда и его обобществления. Разделение и обобществление труда находят выражение непосредственно в производственных процессах в виде дифференциации и концентрации операций по изготовлению продукции, а на уровне общественного производства в целом — в отраслевой дифференциации и концентрации производства. По мере дифференциации орудий труда дифференцируются и те отрасли производства, в которых эти орудия изготовляются. Отраслевая дифференциация выражается в росте числа отраслей производства, а концентрация — в сосредоточении производства на крупных предприятиях как в рамках каждой отрасли, так и в более широких границах, включающих производственные процессы разных отраслей. Концентрация производства имеет четыре формы: укрупнение предприятий, специализация, кооперирование и комбинирование. 1) Укрупнение предприятий — сосредоточение производства на крупных предприятиях, определяется научно–техническим прогрессом орудий труда (ростом производительности единичных мощностей машин, агрегатов, аппаратов, совершенствованием техники управления и т. п. ) и ростом объемов выпускаемой продукции. 2) Специализация — сосредоточение (концентрация) однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным. 3) Кооперирование — прямые производственные связи между предприятиями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции. 4) Комбинирование — соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства в одном предприятии (комбинате). Это рациональные формы отраслевой организации производства, все формы организации общественного производства взаимосвязаны. Формы организации промышленного производства часто дополняют одна другую, и только системный подход к их рассмотрению может обеспечить объективные решения по их использованию. При планировании развития форм организации промышленного производства предусматривается: 1)укрупнение предприятий в соответствии с ростом единичной мощности агрегатов и машин; 2)формирование новых и развитие действующих специализированных мощностей; 3)сосредоточение производства продукции в соответствующих специализированных отраслях промышленности; 4)ликвидация неоправданной рассредоточенности производства конструктивно и технологически однородной продукции на предприятиях различных отраслей; 5)освобождение предприятий от изготовления продукции, не соответствующей профилю; 6)создание и развитие специализированных предприятий по централизованному производству заготовок и изделий общеотраслевого применения, а также ремонту производственного аппарата; установление экономически выгодных связей по кооперации. В планах по совершенствованию форм организации производства учитываются затраты и определяется их народнохозяйственная эффективность. При разработке планов развития производства предусматривается осуществление отраслевой и межотраслевой специализации путем углубления специализации действующих и создания новых специализированных производств. При планировании развития отдельных отраслей промышленности используются оптимальные размеры производств и наиболее эффективные в данной отрасли формы концентрации.
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Концентрация выражается в создании и развитии крупных производств и предприятий, в сосредоточении большей части продукции каждой отрасли на специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования современной высокопроизводительной техники и неуклонного роста производительности общественного труда. Следует различать два взаимосвязанных понятия: концентрация производства и централизация управления. При рассмотрении проблем концентрации производства в практике, как правило, используется понятие «размеры предприятий». Наиболее точно уровень концентрации производства (на любом уровне) характеризуется абсолютными показателями объема выпускаемой продукции. Основными показателями уровня концентрации в промышленности являются размеры предприятий, определяемые: 1) годовым выпуском продукции; 2) среднегодовой численностью работающих; 3) среднегодовой стоимостью основных фондов; 4) потреблением электроэнергии за год; 5) удельным весом крупных предприятий в выпуске продукции всей отраслью; 6) средним размером предприятия в отрасли. Для характеристики уровня концентрации производства в отраслях, изготовляющих один вид продукции, используются натуральные показатели. Например, в электроэнергетике — средняя величина установленной мощности электростанций (в кВт); годовая выработка электроэнергии в расчете на одну электростанцию; удельный вес выработанной крупными и крупнейшими электростанциями электроэнергии в общем количестве электроэнергии, выработанной всеми станциями за год. В отраслях, изготовляющих разные виды продукции, уровень концентрации может определяться удельным весом крупных доменных печей в общей выплавке стали за год, удельным весом конверторов в общей выплавке стали за год, удельным весом мощных прокатных станов в общем производстве проката. В отраслях промышленности, в которых изготовляется разнообразная продукция (машиностроение, химическая, легкая, пищевая и другие отрасли), уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях. Например, удельным весом крупных производств в общем выпуске продукции за год по товарной (реализованной) продукции в неизменных ценах. В некоторых отраслях с многономенклатурной продукцией имеются производства, которые изготовляют однородную или же взаимозаменяемую продукцию, уровень концентрации может определяться также в натуральных или условно–натуральных измерителях. Например, сахар–песок — в тоннах, консервы — в условных банках, минеральные удобрения — в условных единицах (в пересчете на 100% питательных веществ), тракторы — в штуках и по мощности двигателя в лошадиных силах и т. п. Среднегодовая численность промышленно–производственного персонала характеризует размер предприятий показателем количества применяемого живого труда, но в связи с научно–техническим прогрессом, особенно механизацией и автоматизацией производства, количество промышленно–производственного персонала на отдельных предприятиях значительно сокращается и увеличивается стоимость промышленно–производственных фондов. Показатель стоимости промышленно–производственных фондов характеризует размер предприятий с точки зрения применяемого овеществленного труда. Каждый из этих показателей имеет свои достоинства и недостатки. Они могут использоваться при анализе отдельных сторон процесса концентрации производства. Первый — по уровню концентрации живого, второй — овеществленного труда. Высокий уровень концентрации не всегда отражает высокую экономическую эффективность производства. Между показателями концентрации производства и его экономическими показателями нет прямой связи. Если предприятия характеризуются только большими размерами, а их структура и масштабы выпуска продукции не являются оптимальными для данной отрасли, то уровень концентрации не может служить показателем эффективности производства. При планировании концентрации производства указывается необходимость сосредоточить изготовление однородной по конструктивно–технологическим признакам продукции или выполнения аналогичных работ на предприятиях оптимальных размеров. При определении уровней концентрации в промышленности учитывается влияние внутрипроизводственных и внешних факторов. Внутрипроизводственные факторы определяются оптимальными размерами производства продукции и предприятий с точки зрения максимального использования производственных ресурсов. К внешним факторам относятся транспорт, размеры сырьевой базы, наличие или возможность привлечения рабочей силы, водные ресурсы, климатические условия и т. п. Существенное влияние на внутрипроизводственные и внешние факторы оказывает научно–технический прогресс (совершенствование производственного аппарата, организация производства и управления, замена одних видов сырья другими, замена транспортных средств другими и пр. ). Уровень концентрации производства и определяемые им оптимальные размеры предприятий зависят от географического размещения промышленности и районирования, потребления готовой продукции (а часто сырья и топлива), наличия трудовых ресурсов в регионе и др. факторов. География источников сырья, топлива и трудовых ресурсов закономерно определяет экономически рациональные пределы концентрации и оптимальные размеры производства. На основании вышеуказанного можно сделать следующие выводы: 1) Концентрация производства в условиях доперестроечного периода развивалась быстрыми темпами и по числу крупных предприятий наша страна занимала первое место в мире. Концентрация производства имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества — это в основном возможность концентрации средств для развития производства и социальной сферы; недостатки — неспособность к быстрой перестройке производства на выпуск новой техники и диктат цен. Несмотря на это, концентрация в тот период сыграла свою положительную роль. Быстрыми темпами развивались отрасли промышленности, создавались новые отрасли, например, такие, как электронная, радиотехническая, атомная, космическая и др. 2) В условиях перестройки управления экономикой, перехода к рыночным отношениям концентрация постепенно утрачивает свои преимущества. Основное значение в условиях рынка приобретает, например, перестройка производства на другой вид продукции. 3) В новых условиях хозяйствования российской промышленности необходимы структурная перестройка, дифференциация крупных предприятий, создание малых предприятий, способных быстро перестраиваться на выпуск новых изделий, осваивать и производить новую технику, решать вопросы занятости населения. Такая работа проводится, но темпы ее пока недостаточны.
4 КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Давно известно, что концентрация и монополизация, как явления в экономике, тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов. В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 60-х годов на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству, монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий — 1/2 общего оборота, либо на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота. Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель: доля 4 крупнейших предприятий. Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель — дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель — индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI). В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации — доля отдельного предприятия на рынке продаж, что явно недостаточно. Использование зарубежного опыта в этом плане позволит обеспечить объективность при определении уровня концентрации, лучше знать структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., является первым в истории России антимонопольным законодательным актом. В развитии экономики России этому закону отводится важная роль, поскольку без появления и развития конкуренции, ограничения и пресечения монополистической деятельности предприятий невозможен переход к рынку. Закон призван способствовать созданию благоприятных условий для конкурентной среды. Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства закон предусмотрел образование специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделил их рядом властных полномочий, в том числе давать нарушителям предписания и применять к ним различные виды санкций. Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, адресованы хозяйствующим субъектам (предпринимателям), занимающим доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым для закона является понятие «хозяйствующий субъект — предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» употребляются как синонимы. В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. В дальнейшем был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно этому закону ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Наиболее важным нововведением является уточнение критериев, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка (раньше было 35% и более). Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Таким образом, наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм. Прежние 35% рынка, как и раньше, оставлены в качестве нижней планки, т. е. если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем, антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им. Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах. Она исчисляется по значениям коэффициентов концентрации (например, CR 3 — доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) который используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли. где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями , для 100 фирм с долей в 1% . Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли. Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и 10000/n снизу, где — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли). С 1982 г. в США HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовсого» законодательства: при HHI< =1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800< HHI слияния и поглощения допускаются, если Δ HHI< =50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI> 100. По значениям коэффициентов концентрации (CR) и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка: I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100%; 1800 < HHI < 10000 Вывод: слабая конкурентная среда II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70%; 1000 < HHI < 1800 Вывод: умеренно концентрированный рынок III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45%; HHI < 1000, где Н - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли); Вывод: неконцентрированный рынок По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оцениваются наличие и степень развитости конкуренции. При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства. Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства. Реальная ситуация не столь однородна. Монополии национального масштаба, т. е. предприятии, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного, и основном это так называемые «технологические монополии»: оборонный комплекс, трубопроводный транспорт, почта и др. Более характерны для экономики страны другие модели: 1) локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Примером могут служить предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции или по обслуживанию населения в отдельных районах страны, которые занимают монопольное положение; 2)олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (например, производство легковых автомобилей); 3)наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров; 4)деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки (например, рынки банковских, страховых услуг, рынки бытовой и офисной мебели и др. ). Однако степень концентрации производства на внутреннем рынке не является единственным критерием, определяющим состояние конкурентной среды. В условиях либерализации внешней торговли все большую роль начинают играть экспортно-импортные операции, их характер и масштабы. Действующее антимонопольное законодательство в России, естественно, еще далеко от совершенства и, по сути, только формируется. Его недостатки: 1) не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих капиталистических стран. 2) недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства; 3) нет четкой ясности, что делать с предприятиями-монополистами и как выводить их из этого состояния; 4)неясность в понимании рынка продаж в региональном аспекте для предприятий, выпускающих различную продукцию, что не дает возможности объективно определить, является ли то или иное предприятие монополистом; 5) Создание и использование совершенного и действенного антимонопольного законодательства в России являются основой для здоровой конкуренции и способствуют повышению эффективности функционирования субъектов рыночной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концентрация - один из важнейших факторов повышения эффективности производства и его хозяйственной устойчивости. Эффективность и хозяйственная устойчивость возрастают при концентрации производства в связи с расширяющимися возможностями маневра материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами; их более рациональным использованием; меньшей зависимостью от внешних факторов. Концентрация производства создает благоприятные организационные условия для быстрого освоения современных технологий и переключения на новую номенклатуру. Тем самым достигается необходимый уровень конкурентоспособности. Монополия (греч. “монос” – один, “полео” – продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Процесс концентрации, по-разному проходящий в различных секторах экономики и в разных странах, не является, тем не менее, бесконечным. Прежде всего у него есть технический предел: в рамках того или иного данного рынка рациональное сочетание факторов производства предполагает наличие некоего оптимального размера предприятия, превышение которого влечет за собой снижение рентабельности в результате появления и нарастания негативных явлений (непроизводительное расходование ресурсов, несогласованность действий, усложнение управленческих структур). Кроме того, правительства могут быть вынуждены приостановить или ограничить процесс концентрации в той мере, в какой он, естественно, сопровождается тенденциями к монополизации. Рассматривая в этой перспективе процесс концентрации предприятий, можно сказать, что он должен развиваться с большей гибкостью и вместе с тем более последовательно, отдавая предпочтение принципам свободного, естественного расширения и технологической совместимости производственных единиц. Концентрация производства подвержена влиянию совокупности множества факторов. Их число и соотношение, применительно к условиям конкретного времени и места, может быть различным. Факторы концентрации производства относятся к числу динамичных. Изменение их состава и характера происходит в связи с изменением факторов. Их число и соотношение зависят от особенностей экономической системы общества и характера общественного строя в целом, поступательного развития научно технического прогресса, экономико-географических условий конкретной территории и многих других. В ходе концентрации производства по территории России важно также учитывать свойственную эпохе научно-технической революции эволюцию представлений об общественном производстве. Его уже нельзя отождествиального или вещественного производства. Все больший удельный вес в экономике большинства стран начинает приобретать сфера нематериального производства, или, как ее иногда называют, сфера услуг. Она с полным правом должна входить в общественное производство, поскольку обществу важно производить не только средства для жизни, но и осуществлять производство самой жизни во всех ее формах. Вот почему в составе общественного производства все более значимыми становятся такие его сферы, как здравоохранение, образование, информационное обслуживание, и другие. Объекты, представляющие названные и другие сферы общественного производства, также подлежат концентрации в географическом пространстве со всеми присущими этому процессу закономерностями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги, статьи
1. Веснин В. Р. Менеджмент. Учебник. – М.: Проспект. – 2004. – 504 с. 2. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 260с. 3. Водопьянов В. П. Экономика предприятия (конспект лекций в схемах). – М.: Приор-издат, 2006. – 112с. 4. Раицкий К. А. Экономика органазации (предприятия). Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2003. 252с. 5. Зайцев Н. Л. Экономика организации. Учебник. – М.: Экзамен, 2004. – 624 с. 6. Экономика предприятия. Учебник для вузов. /Под ред В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2004. 742 с.
Интернет ресурсы
7. http: //slovari. yandex. ru/ 8. http: //www. bse. info-spravka. ru/bse/id_38900 9. http: //www. ussr-encyclopedia. ru/? aid=36475 10. http: //emerecu. ukma. kiev. ua/books/Econ/Samuel/10. htm http: //www. grandars. ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/indeks-herfindalya-hirshmana. html 11. http: //www. insidebusiness. ru/biznes/marketing/indeks-kherfindalya-khirshmana. html
|
|||
|