Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«трезвенная» деятельность И. П. Мордвинова



 

А. А. Титова,

библиограф по краеведению

Тихвинской Центральной районной библиотеки им. И. П. Мордвинова

 

«Вино – не вода, человеку беда»:

«трезвенная» деятельность И. П. Мордвинова

«Полезный совет.

" Не о хлебе едином бывает жив человек". – Ради забот о хлебе объединяется народ в кооперативные общества. И ради запросов духа тоже надо объединять в общества. Устраивайте общества просвещения, самообразования, трезвости».

Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год

 

Исаакий Петрович Мордвинов родился 5 июля 1871 г. в д. Жилая Глина Большегорской волости Тихвинского уезда Новгородской губернии.

При помощи В. Д. Кренке[1] Мордвинов поступил в знаменитую новгородскую Александровскую школу, готовившую учителей. По ее окончании работал в школах Тихвинского уезда и в Григорьевской земской сельскохозяйственной школе в Новгороде. Тогда же начал выступать в печати. Произведения И. П. Мордвинова публиковались в изданиях: «Детское чтение», «Север», «Вестник трезвости», «Стрекоза», «Осколки», «Беседа», «Наука и жизнь» (С. -Петербург), «Литературные вечера» (Москва), «Осы» (Томск), «Овод» (Иркутск), «Заря жизни» (Екатеринбург) и др.

Молодой учитель участвовал в земских кампаниях по борьбе с голодом и холерой, был избран санитарным попечителем всего Тихвинского уезда. Участвовал и в нелегальной работе, попал под подозрение полиции и был привлечен к дознанию. Вынужденно покинул Тихвинский уезд и перевелся учителем в Лужский уезд. В 1896 г. переехал в Лифляндию, в г. Валка, работал учителем русского языка в железнодорожной школе. Здесь он женился на Марте Пренцовне Вá вер.

Исаакий Петрович продолжал активно участвовать в революционной деятельности. Он примкнул к революционному кружку польской социалистической партии, а позже к организованной в Риге латышской рабочей социал-демократической партии. Некоторое время скрывался, сначала в Каролен, затем в Пскове, где вступил в партию эсеров.

В октябре 1910 г. Мордвинова арестовали. В конце 1912 г. Мордвинов был освобожден из заключения и вернулся в Тихвин. Здесь Исаакий Петрович познакомился с Сергеем Александровичем Цвылевым, сыном петербургского купца – неподалеку от Тихвина была усадьба Цвылевых «Исадский Бор». С. А. Цвылев становится участником всех просветительских начинаний Мордвинова, оказывает им финансовую поддержку. Мордвинов и Цвылев были в числе членов-учредителей Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древностей, позже превратившегося в самостоятельное общество, которое заложило основы местного краеведения. И. П. Мордвинов был секретарем ТО НОЛД. В 1914 г. был основан ежемесячный краеведческий журнал «Тихвинец». В доме, который Цвылев купил для Мордвинова, начал действовать первый в Тихвине музей; в уезде проводились исследовательские экспедиции.

В 1916 году Исаакий Петрович поступил на службу в тихвинское земство инструктором внешкольного образования.

После Октябрьской революции И. П. Мордвинов остался на прежней должности. В апреле 1918 года он, по поручению местного совета, основал в Тихвине газету «Наш край». С конца 1918 г. Мордвинов преподавал на курсах внешкольного образования в Петрограде, позже – в Институте внешкольного образования.

Из-за болезни ему пришлось вернуться в Тихвин. Здесь он читал педагогические дисциплины в Тихвинском педагогическом техникуме, был уполномоченным Главархива и отдела по делам музеев в Тихвинском уезде. В 1920–1921 гг. Мордвинов заведовал губернским отделом охраны памятников.

В 1919 г. он был арестован, но ненадолго, вновь арестован в 1921 г., освобождён через 3 месяца, без предъявления официального обвинения.

Мордвинов был замечательным педагогом-практиком, он широко пропагандировал идею организации детской жизни в школе, подчеркивая воспитательное значение клубных занятий с детьми, школьных праздников и других подобных форм, организовывал культурно-просветительные общества, народные библиотеки, ездил по деревням с передвижным киноаппаратом «Кок», сопровождая сеансы беседами. Вместе с сыном Антонием, будущим геологом, обследовал Тихвинский уезд.

Как ученый Исаакий Петрович занимался историей, этнографией, краеведением, в том числе, краеведческой библиографией. Интерес к прошлому возник у него уже в юности. Он записывал предания, разыскивал старые рукописи.

Мордвинов был членом-сотрудником Археологической комиссии при Академии наук, состоял во многих научных организациях: Новгородском обществе любителей древности, Русском историческом обществе, Псковской губернской ученой архивной комиссии.

Опубликованы и переиздаются исторические работы И. П. Мордвинова: «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье», «Шведское разорение в Тихвине», «Тихвин и Столбово, 1609–1617 гг. », «Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год» и др.

Скончался И. П. Мордвинов 31 марта 1925 г. в Тихвине. Похоронили его в Большом Богородицком монастыре около Успенского собора.

 

«Из всех отраслей культ. просв. дела И. П. всего более поработал в области трезвенной пропаганды», – писал ученик, друг и соратник Мордвинова Владислав Иосифович Равдоникас[2]. Он утверждал, что изначально Мордвинов открыл в Валке «русское общество трезвости совершенно нового просветительного типа» для ведения революционной и просветительской деятельности, но «С течением времени он увлекся борьбой за трезвость ради нее самой и среди трезвенных деятелей в России выдвинулся на одно из первых мест. Борьбу с народным пьянством он понимал очень широко, – как борьбу за организацию разумных развлечений, за поднятие культурного уровня народа, и мыслил ее в форме разносторонней культурно-просветительной работы. Общество трезвости, по его мнению, должно быть универсальной формой внешкольной работы, – клубом, народным домом, театром, библиотекой, а трезвенник пропагандист должен быть внешкольником»[3].

Тщательно изучила антиалкогольную деятельность Исаакия Петровича Мордвинова Екатерина Константиновна Спиридонова. Этой деятельности посвящены два параграфа в главе № 3 «Просветительская деятельность И. П. Мордвинова» ее диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова (1871–1925 гг. )»[4]: § 2. Взгляды И. П. Мордвинова на вопросы борьбы за трезвость и его антиалкогольные работы; § 3. Работы о детском алкоголизме и о трезвенном воспитании детей.

 

Неприятие пьянства было основано на личных впечатлениях Мордвинова: «Если я, положим, прожил в деревне 20 лет, близко видел и ощущал деревенскую пьяную разруху – пропой мирских денег и имущества, от полевых участков до деревенского быка включительно, пропой урожая, заработка, имущественного инвентаря, – то мое личное убеждение в том, что народ беднеет от пьянства, не может быть неискренно: это убеждение навязано мне самою жизнью, навязано очевидностью, и я не могу от него освободиться»[5].

Конечно, пьянство было бедой не только крестьянской жизни: «Почему пили и пьют выдающиеся, передовые люди? вполне сознающие, конечно, ужасающий вред опьянения? В силу угнетения духа. Условия среды, эпохи, общественного строя угнетали их, парализировали их духовные силы, не давали последним действовать в потребном направлении, – и в результате получилось пьянство, позволяющее человеку забыть все невзгоды, обиды, и томительные боли неудовлетворенного бытия»[6].

В дневниковых записях[7] Исаакия Петровича упоминания о водке и пьяных идут исключительно в негативном ключе: «9 мая. < …> Заходил Левихин. Разсказал, как у него умерла дочурка от воспаления мозга. В гостях напоили девочку разными водками, а на утро она и головы не подняла. Умерла – 9 дней не хоронили; думали – жива»[8]; «Вчера перед моими окнами разыгралась возмутительнейшая сцена. Два пьяных эстонца били какого-то латыша»[9] и т. п. Особенно много таких записей в дневнике за 1917 год: «По берегу реки гулял какой то пьяный солдат и стрелял в окна домов»; «Враг на пороге, а в доме братоубийство и пьяное зверство»; «С пьяными красногвардейцами не могут справиться сами большевики»; «Какой то господин, явившийся в склад, разсказал самую последнюю новость: „Галич пал! ” – не австрийский, а костромской. Солдаты разгромили винный склад, расхитили водку и спирт, перепились, зажгли город, пограбили и побили население, насиловали и резали женщин. Часть погромщиков проехала мимо Тихвина в Питер с запасами водки. Смеялись: „приятно попить николаевскую слезу”»[10] и т. п. Негативное отношение к алкоголю сохраняется в случае употребления его самим Мордвиновым: «Вечер прошел очень глупо – за водкой. Собралась разнокалиберщина, сидели до 5-го часа утра и говорили о пустяках»[11]. Упоминания о том, что сам И. П. Мордвинов изредка выпивал встречаются в дневниковых записях за 1899–1900 гг. «Позднее в дневниках уже не говорится об употреблении алкоголя, время от времени внимание уделяется размышлениям о трезвости»[12]. Без негативной окраски употребление алкоголя встречается в дневниках только раз – по случаю рождения первенца Антония: «Несмотря на свою нервозность, я выдержал характер и казался вполне спокойным, хотя этому в большей мере помогла водка. < …> Стакан водки с крепким чаем успокоил меня»[13].

Исаакий Петрович не только декларировал: «Каждый убежденный трезвенник, каждый общественный работник священник, учитель, врач – могут и, как сознательные граждане, должны пропагандировать при каждом удобном случае идеи трезвости»[14], но сам весьма активно следовал своему призыву.

Способы пропаганды трезвости И. П. Мордвинов видел масштабно и комплексно. Он предлагал и использовал сам самые разные формы «трезвенной» деятельности – книги и статьи, антиалкогольные выставки, «трезвенные» музеи, народные праздники. Говоря о группах средств борьбы с алкоголизмом в обществах трезвости, он перечислял шесть их видов (разрядов): 1) воздействие духовно-нравственного характера; 2) средства объединительного характера (сплочение коллективных сил); 3) образовательные; 4) содействующие подъему материальной культуры; 5) благотворительные средства; 6) разумные развлечения154[15]. «В 1915 г. выставки антиалкогольные и военного лубка (т. е. картин) в с. Мелегиже и ус. Исадский Бор. Статьи о них в „Родной Жизни” 1915 т. – „Выставка народных картин в деревне” № 28 и „Деревенская антиалкогольная выставка” – № 30; в „Новг. Севере № 60 – „Народный праздник и выставка лубков”. Опыты оказались удачными. Предполагается устройство передвижных выставок антиалкогольных и по родиноведению – „Наш край”.

Народные праздники. Были в 1915 г. удачные опыты – в с. Мелегиже (по почину свящ. П. Созина) и в ус. Исадском Бору С. А. Цвылева. В Мелегиже праздник состоял из костюмированных шествий, спектаклей, игр, танцев, музыки и др. В Исадском Бору особенно удались игры на призы. Статьи о них: – „Новые деревенские праздники”, – „Родная Жизнь” 1915 г., № 40; – „Новый деревенский праздник”, –„Новгород. Север”, № 59; Руководящая ст. в „Вестник Трезвости” 191 б г., № 258 – 259, – „Деревенские праздники, как новое культурное дело”.

Новгор. губ. зем. собрание 1916 г. постановило – издать для распространения по губернии доклад И. Мордвинова: „Новые деревенские праздники и работа по их организации”»[16].

Видение картины в целом проявилось в методике проведения народных чтений, которые, по мнению Мордвинова, должны были проводиться не только о «неупотреблении» алкоголя, но и на другие темы: медицина, гигиена, сельское хозяйство и пр. Он полагал, что любая интересная и полезная тема была способна отвлечь народ от пьянства.

Синтетический подход проявлялся у И. П. Мордвинова и в работе с обществами трезвости. Эти общества, в его представлении, могли подразделяться на самостоятельные кружки, которые занимались узконаправленной деятельностью: духовно-нравственный, хозяйственный, специальной трезвенной борьбы, экономический, благотворительный, драматический, певческий, музыкальный, библиотечный, народных чтений, фотографов-любителей, педагогический, общеобразовательный, развлечений и увеселений (им проводились игры и танцевальные вечера), женский (занимался воспитанием семейной трезвости). Такой подход к делу не только служил ему на пользу, но и позволял Исаакию Петровичу реализовывать его разнообразные таланты.

В деле просвещения И. П. Мордвинов был приверженцем передовых технологий, в том числе, и в антиалкогольной пропаганде. Например, он пропагандировал использование световых картин, фотографий, кинематографа.

Принцип наглядности был для Исаакия Петровича одним из основополагающих. Он считал важным применение вспомогательных наглядных пособий. Благодаря ещё одному из своих талантов – художника, он самостоятельно готовил наглядный материал для трезвенных чтений, декорации для народных спектаклей, сам иллюстрировал свои издания (например, «Первую школьную книжку о трезвости»)[17].

Особое внимание Исаакий Петрович уделял обществам трезвости, существовавшим при многих церквях и школах Тихвинского уезда: «В виду наклонности народа возместить отсутствие водки суррогатами, необходимо усилить проповедь трезвости. Рекомендуется оживление существующих и учреждение новых общ. трезвости. Все указания можно получить от инструктора, уже много работавшего по антиалкогольной пропаганде»[18].

И. П. Мордвинов «писал, что разного рода „попечительства” о народной трезвости использовали только образовательные средства, не допуская при этом народ в собственный состав. И. П. Мордвинов отмечал их вялое развитие и низкую продуктивность. < …> Напротив, церковно-приходские братства и общества трезвости, образованные при поддержке Церкви, при помощи проповедей и благодаря осознанно установленной цели воздействовать на многих людей, достигали наилучших результатов в антиалкогольной пропаганде»[19]. Духовенство смогло принять деятельное участие в борьбе за трезвость и возглавить ее во время «антиводочной революции» 1859 г., продолжить эту работу и на рубеже XIX–ХХ вв. И. П. Мордвинов особенно ставил во внимание подвижнический образ жизни сельских священников, боровшихся за трезвость. Он писал: «В то время, когда за трезвость ломаются копья на думской трибуне, на кафедрах ученых обществ, на газетных страницах; когда, по-видимому, кипит горячая работа, сулящая народу что-то когда-то, – напрягающая все силы к поимке проблематического журавля, < …> там, в глуши деревень, среди невежественного, косного, убогого крестьянства, без шума и блеска ширится и растет подлинная активная борьба с алкоголизмом, влагающая в руки народа ту самую синицу, которая так нужна ему в настоящий момент. И дело этой, безусловно, значительной по результатам и размерам борьбы выносят на своих плечах, руководимые служителями церкви, общества трезвости – те самые, бедные материально, но богатые духовно общества, к которым, в силу некоторых досадных недоразумений и случайных исключений, так пренебрежительно относится большинство представителей современной интеллигенции»[20].

И. П. Мордвинов активно сотрудничал с Александро-Невским обществом трезвости при Воскресенской церкви (г. Санкт-Петербург), преобразованным позже во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости. В 1911 г. в печати он был охарактеризован как один из выдающихся работников АНОТ. «Это Общество являлось тогда крупнейшей подобной организацией в России. За годы своей деятельности оно зарегистрировало более 200 тысяч членов-трезвенников, построило несколько храмов, организовало несколько тысяч богослужебных и внебогослужебных бесед, оказывало влияние на многие трезвенные организации по всей стране»[21]. И. П. Мордвинов установил контакты с представителями АНОТ в 1906 г.: «Еще в Валке он завязал сношения с Александро-Невскнм обществом трезвости в Петербурге, руководимым свищ. Галкиным, П. Миртовым и др. Это общество имело значительные средства, содержало свою типографию, издавало журнал («Трезвая жизнь»), в котором И. П. и был постоянным сотрудником»[22]. Журнал выходил с 1901 по 1917 гг. И. П. Мордвинов был не только автором, но и сотрудником редакции. В типографии АНОТ было издано около полусотни книг Мордвинова. В этой же типографии работал Рихард Карлович Спренне (7 февраля 1885 г., Замок-Луганская вол., Валкский уезд, Лифляндская губ. – 8 мая 1918 г., г. Тихвин), латыш, лютеранин, социал-демократ, железнодорожник, переводчик. С ним Мордвинов познакомился в г. Валка, принимал участие в жизни Рихарда Карловича и далее, в том числе поспособствовал его устройству на работу в АНОТ. Руководителем Александро-Невского общества трезвости был о. Петр Алексеевич Миртов (1871 г. – 1925 г. ), митрофорный протоиерей Воскресенской церкви, писатель, редактор журналов «Отдых Христианина», «Трезвая Жизнь» и «Воскресный Благовест» (г. Петроград), в которых тоже печатался И. П. Мордвинов. И П. А. Миртов, и Р. К. Спренне были членами Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древности.

И. П. Мордвинов от лица АНОТ отвечал подписчикам журнала «Трезвая жизнь», расширяя свою осведомленность по различным вопросам жизни трезвенных организаций, на основе чего был подготовлен труд «Общество трезвости, жизнь и работа в нем» (1910 г. )[23], где систематизировал и обобщил опыт организации обществ трезвости.

Была насущной проблема взаимодействия многочисленных российских обществ трезвости. В статье «Александро-Невское общество трезвости в С. -Петербурге» Исаакий Петрович писал: «Общество давно уже перестало быть исключительно столично-местным просветительным учреждением. Его влияние через журналы и книги, а также через пути живого общения с провинцией, сказываются на многих, подчас весьма отдаленных уголках России. Благодаря воздействию общества всюду возникают, растут и развиваются новые ячейки трезвости. Общество уже приступает к объединению всех этих трезвенных организаций в единый Всероссийский трезвенный союз»[24].

И. П. Мордвинов принял активное участие в Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством. (СПб., 28 декабря 1909 – 6 января 1910), представив ряд докладов, позже, видимо, опубликованных. В качестве корреспондента от АНОТ в 1909 г. он был командирован в Москву на Первую Всероссийскую выставку по алкоголизму. Огорчался, что экспонаты от провинциальных обществ трезвости на выставке отсутствовали[25].

В собрании И. П. Мордвинова сохранились 25 оригиналов писем от известнейшего деятеля в области борьбы за трезвость, выдающегося педагога Сергея Александровича Рачинского к священнику Петру Белоцветову 1890–1899 гг. В 1904 г. письма были переданы в редакцию АНОТ в Петербурге, а по прекращении его деятельности остались у сотрудника редакции И. П. Мордвинова. Он, понимая ценность попавших к нему писем, видимо, собирался направить их в рукописное отделение Российской публичной библиотеки, предварительно сделав копии некоторых из них. Но в итоге и оригиналы, и копии И. П. Мордвинова сохранились в СПбИИ РАН. «Благодаря щепетильному подходу И. П. Мордвинова к хранению письменных источников до нас дошли и другие ценные материалы, связанные с историей борьбы за трезвость в России. Сохранение этих источников также позволяет говорить о важной просветительской роли И. П. Мордвинова как борца за трезвость»[26].

Одна из ипостасей Мордвинова – библиограф. Он – автор указателя «Граф А. А. Аракчеев», краеведческого указателя «Тихвиниана». В своей антиалкогольной деятельности он тоже проявил себя как библиограф. Известны несколько его таких публикаций:

Мордвинов, И. П. Справочник. Указатель журнальных статей по борьбе с пьянством / И. П. Мордвинов // Трезвая жизнь. – 1909. – № 6. – С. 93–95.

Трезвенная литература для народной школы [С. 1–16]. Указатель статей и брошюр по вопросам школьной борьбы с алкоголизмом [С. 17–26] / [И. П. Мордвинов]. – СПб.: Тип. АНОТ, 1911. – 26 с. – (Библиотека «Трезвой жизни». – № 227).

Мордвинов, И. П. Указатель статей и брошюр по вопросам школьной борьбы с алкоголизмом / И. П. Мордвинов // Трезвая жизнь. – 1911. – № 10. – С. 380–384.

Мордвинов, И. П. Указатель статей и брошюр по вопросам школьной борьбы с алкоголизмом / И. П. Мордвинов // Трезвая жизнь. – 1911. – № 11. – С. 468–473.

[Мордвинов, И. П. ] Указатель русской противоалкогольной литературы, вышедшей из печати в 1911-м году. Бесплатное приложение к журналу «Трезвая жизнь» за 1912 г. / [И. П. Мордвинов]. – СПб.: Тип. АНОТ, 1912. – 55 с.

Он делал и библиографические обзоры антиалкогольной литературы (см., напр.: Мордвинов И. П. Литературные заметки // Вестник трезвости. 1901. №75. С. 28–31). В журнале «Трезвая жизнь» с сентября 1908 г. он вел рубрику «О книгах» (1908. № 9. С. 121–128; 1909. № 1. С. 107–113; № 3–4. С. 107–114).

Наиболее активно Исаакий Петрович боролся за трезвый образ жизни как писатель – опубликовано свыше 50 его книг и брошюр и свыше 300 статей. Список из 23-х публикаций Мордвинова о «борьбе за трезвость» был опубликован на обложке первого номера журнала «Тихвинец». Рукопись этого списка хранится в собрании И. П. Мордвинова в СПбИИ РАН [27]. Более полный перечень работ о трезвости приведен в рукописном библиографическом списке всех сочинений И. П. Мордвинова за 1892–1918 гг. [28]

Е. К. Спиридонова предлагает такую классификацию антиалкогольных произведений И. П. Мордвинова:

«Во-первых, это труды и публикации обобщающего характера, в том числе посвященные законодательным вопросам. Сюда же следует отнести и сочинения, посвященные многочисленным узкоспециальным темам. Во-вторых, это работы, тесно связанные с педагогической тематикой и направленные на воспитание у детей определенной системы жизненных ценностей. Третья группа – это литературно-художественные произведения И. П. Мордвинова на тему трезвости: разного рода беллетристические рассказы, повести, пьесы, стихи на трезвенную тему, адресованные взрослым либо детям, либо предназначенные для семейного чтения»[29].

В. И. Равдоникас отзывается о них так: «Очень интересны его трезвенные рассказы (свыше 30), напр. сборник «Отрава», «Могила исправила» «Пирушка» «Кошмарная ночь (быль о непорочной ручке)» и мн. др.; написанные живо и приспособленные для народных чтений; к некоторым из них были изготовлены и продавались световые картины»[30].

Было популярно увлекательное произведение «Как вознесенцы с вином воевали», выдержавшее 2 издания[31]. Это произведение, во многом автобиографическое, представляет собой красочное руководство по культурно-просветительской работе в деревне.

Стоит особо отметить «Школьные книги о трезвости»:

Первая школьная книжка о трезвости. Сб. для школьников-первогодков, научившихся читать. СПб., 1911;

Третья школьная книжка о трезвости. Сб. ст. и стихов для третьегодников нар. школ. СПб., 1911.

«Вторая школьная книжка о трезвости» не вышла в свет, хотя в первом выпуске Исаакий Петрович даже сообщал, что она печатается.

В качестве иллюстрации приведем текст одной из страниц книги И. П. Мордвинова «Первая школьная книжка о трезвости»:

«Старая сказка о вине.

Пришел к человеку бес и говорит:

– Я за душой пришел.

Человек стал просить:

– Не тронь меня.

Бес говорить:

– Вот выбирай из трех дел любое – либо сестру бей, либо отца убей, либо вино пей. Тогда я тебя не трону.

Задумался человек.

– Сестру жаль. Как ее бить? Отца жаль. Как его убить? Буду лучше вино пить.

Стал человек пить вино. Во хмелю начал сестру бить. Потом остервенился от пьянства и отца убил.

Вино полюбил – Бога позабыл.

От вина преступления».

Исаакий Петрович был новатором во многих областях деятельности, как на уездном уровне, так и общероссийском. Недаром он писал в одном из своих стихотворений: «Мне хотелось идти неизбитой тропой».

Новаторство И. П. Мордвинова отмечает Е. К. Спиридонова: «Особую роль в антиалкогольном просвещении юношества, как и в деле просвещения взрослых, И. П. Мордвинов усматривал в библиотеках. Он указывал на скудность школьных библиотек, к тому же, замечал отсутствие какой-либо детской литературы о вреде алкоголизма. Так что в создании подобных трезвенных школьных пособий с применением игровой методики он был новатором. Он старался сделать рассказы для детей разных возрастов доступными для их понимания. В дальнейшем некоторые из произведений были опубликованы в журнале „Наша школа”. В нем обязательной рубрикой стали трезвенные произведения, а также задания для детей с трезвенной тематикой – даже арифметические задачи. Таким образом, основы здорового образа жизни прививались в игровой форме»[32].

С 1905 г. И. П. Мордвинов публиковал приложение к журналу «Трезвая жизнь» – «Листок трезвости для школьников», первый детский трезвенный журнал. До него в стране подобных изданий не появлялось. Мордвинов применил зарубежную идею на русской почве. Школу И. П. Мордвинов считал одним из важнейших элементов трезвенного просвещения[33]. Он писал: «Каждая идеальная общеобразовательная школа сама по себе является сильнейшим и важнейшим врагом алкоголизма»[34]. Обращался он и к опыту работы заграничных школ[35].

Обосновывал потребность в детской трезвенной литературе Исаакий Петрович статистикой, собранной им во время ежегодных опросов в одной из начальных школ, доказывающей, что от 96 до 100% ее учащихся уже употребляли алкоголь[36]. Была статистика по детскому алкоголизму и на Первой Всероссийской выставке по алкоголизму в Москве.

Как педагог, Исаакий Петрович уделил много времени разработке методике трезвенной работы в школе. Его произведения были обращены как к детям, так и к учителям[37]. Он, например, предлагал ввести курс трезвости в школе[38]. Ввиду открытия трезвенной комиссии в Государственной Думе он утверждал возможность утверждения закона о трезвенном курсе уже в 1908 г. и его практического осуществления в 1909–1910 учебном году. Мордвинов разработал методическое пособие с примерами трезвенных задач для учителей народных школ и семинарий[39], предлагал вводить трезвенные элементы в уроки истории, Закона Божия, русского языка, чистописания и пения и многое другое. Например, среди текстов в брошюре «Ученические сочинения для начальной школы» есть такие: «Пьянство с ума сводит», «От чего сгорела деревня? », «Водка – яд».

Антиалкогольная работа с детьми не должна была сосредотачиваться только в стенах школы. Значение деятельности И. П. Мордвинова в этом направлении отмечает Г. В. Гусев[40]. Воспитание детей в духе трезвости не должно было идти только сверху. Более эффективна была деятельность самих детей. «Детские общества – это порог к позднейшей общественности и разумной трезвенности»[41].

Возможно было и обратное воздействие – детей на взрослых. В основном на родителей, в избах которых дети по вечерам вслух читали «трезвенные» книги. «Через детей, умело управляя школьной библиотекой, учитель может рассеять много добра и света среди взрослого народа»[42].

О работе детей в трудах за трезвый образ жизни Исаакий Петрович говорил не только как педагог, но и как родитель. В брошюре «Школа трезвенных работников в семье»[43] он рассказывает, как его сыновья Антоний и Лев, «подражая отцу, стали самостоятельными инициаторами и организаторами детского общества трезвости. Также они увлеклись созданием собственных трезвенных рукописных журналов, где помещались любопытные рисунки, стихи и рассказы их сверстников на трезвенные темы. Оказалось, что работа такого общества в миниатюре была вполне „взрослой”»[44].

Пропаганде трезвости и здорового образа жизни И. П. Мордвинов уделял много сил и времени, расценивая решение проблемы алкоголизма как задачу государственной важности, так как «только в трезвенном государстве можно быть спокойным за ненарушимость гражданских прав»[45].

Он писал: «Вера, нравственность, просвещение, – вот основы, на которых покоится трезвость»[46].

И. П. Мордвинов считал, что алкоголизм влиял на общее состояние генофонда, на криминогенную ситуацию и на обороноспособность страны[47]. Полагая самым главным и действенным в деле борьбы за трезвый образ жизни народное движение, действие просветителей, поддержанное со временем широкими слоями населения, тем не менее, признавал и важность государственных мер. Он с надеждой смотрел на возможные действия Государственной Думы, обращался к важнейшим недавним вехам российского законодательства, высказывался о необходимости законодательного урегулирования трезвенной школьной борьбы. Законы нужны были для ослабления и ограничения противодействия среди недоброжелателей благого начинания, которыми пускались в ход «и угрозы, и клевета, и гонения, и подкуп», а закон мог бы этому противодействовать»[48].

И. П. Мордвинов писал: «Мы стоим за закономерные действия и за твердую закономерную власть. Плохую услугу оказывают те, кто позволяет себе расшатывать принципы власти… Но еще большим злом является, когда сама власть подрывает уважение к себе рядом мало продуманных мер, направляемых к пресечению тех или других непорядков жизни. С невежеством и темнотой народной, с проявлениями самоуправства и невоспитанной воли надо бороться, – но только действительными средствами. Иначе, такая расправа оставит в жизни темный, злой след»[49].

Он неоднократно указывал на то, что государственный контроль над общественными структурами и за трезвенной деятельностью необходим, но без привлечения к антиалкогольной борьбе широких народных масс это дело безнадежно.

Мордвинов предлагал заменить попечительства и комитеты о трезвости при Государственном совете на единый «Комитет народной трезвости», новый орган в правительственного аппарата, регулирующий антиалкогольную деятельность. Комитету следовало на научной основе проводить статистические исследования о детском и взрослом алкоголизме, взаимосвязи несчастных случаев и пьянства, влиянии алкоголя на здоровье и др. В состав «Академии трезвости», помогающей этому комитету, должно было войти не только чиновникам, но и ученым, и представителям Церкви[50].

И. П. Мордвинов предлагал целый проект государственной организации трезвости нового типа, опережая многих современников.

В статье «Новые мечтания» он развивал идеи, касающиеся возможных «трезвенных» перемен благодаря действиям Государственной Думы, считая что, не сразу, постепенно, ее действия будут двигаться к успеху «О трезвости заговорила интеллигенция, о борьбе за трезвость начинает мечтать большая публика. Это – победа. Значительная победа» [51]:

Вся деятельность И. П. Мордвинова в борьбе за трезвый образ жизни была направлена на благополучие и счастливую жизнь сограждан с одной стороны, развитие и благополучие России с другой. Недаром одна из статей Исаакия Петровича носит характерное название «Познание родины и общество трезвости»[52].

 

Илл.:

1. Мордвинов И. П.

2. Мордвинов И. П. 1907 г.

3. Цвылев С. А.

4. Миртов П. А.

5. Спренне Р. К.

6. Мордвинов И. П. Первая школьная книжка о трезвости (Обложка).

7-9. Рисунки И. П. Мордвинова – иллюстрации из «Первой школьной книжки о трезвости».


[1] Виктор Данилович Кренке (1816–1893), генерал-лейтенант, просветитель, литератор.

[2] Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. Очерк жизни и деятельности (1871 – 1925). Тихвин: Советская типография, 1926. С. 27.

[3] Там же. С. 27.

[4] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова (1871–1925 гг. ) диссертация … кандидата Исторических наук: 07. 00. 02 [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет], 2016. 290 с.

[5] Мордвинов И. П. Правда та и эта // Трезвая жизнь. 1908. № 5–6. С. 149.

[6] Дневник И. П. Мордвинова за 1900 г. ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 16об., 17.

[7] Цитаты из дневников И. П. Мордвинова приведены по публикациям Е. К. Спиридоновой и П. Самокрасова.

[8] Дневник И. П. Мордвинова за 1900 г. ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1.

[9] Дневник И. П. Мордвинова за 1897 г. ЦГИА СПб, фонд 2253. Оп. 1.

[10] Дневник И. П. Мордвинова за 1917 г. ЦГИА СПб, фонд 2253. Оп. 1.

[11] Дневник И. П. Мордвинова за 1897 г. ЦГИА СПб, фонд 2253. Оп. 1.

[12] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 152.

[13] Дневник И. П. Мордвинова за 1900 г. ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

[14] Мордвинов И. П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб., 1910. С. 4.

[15] Мордвинов И. П. Справочник. Схематический план работы современного общества трезвости // Трезвая жизнь. 1909. № 3–4. С. 127.

[16] Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. Тихвин, 1916. С. 118.

[17] Мордвинов И. П. Первая школьная книжка о трезвости. Сб. для школьников-первогодков, научившихся читать / И. П. Мордвинов. СПб.: Тип. АНОТ, 1911. 39 с.

[18] Там же. С. 118-119.

[19] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 153.

[20] Мордвинов И. П. Общества трезвости, руководимые духовенством, основы их деятельности и современная работа // Трезвая жизнь. 1910. № 3. С. 263.

[21] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова…С. 153.

[22] Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов… С. 11.

[23][23] Мордвинов, И. П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб.: Тип. АНОТ, 1910. 228 с.

[24] Мордвинов И. П. Александро-Невское общество трезвости в С. -Петербурге (Десятилетие деятельности (1898–1908 г. ) // Трезвая жизнь. 1908. № 11. С. 5.

[25] Мордвинов И. П. С Первой Всероссийской выставки трезвости (От нашего корреспондента из Москвы) // Трезвая жизнь. 1909. № 1. С. 70.

[26] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 156.

[27] СПбИИ РАН. Ф. 89. Оп. 1. Д. 85. Л. 37; Тихвинец. 1914. № 1. С. [30].

[28] СПбИИ РАН. Ф. 89. Оп. 1. Д. 84.

[29] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 159–160.

[30] Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов… С. 28.

[31] Мордвинов И. П. О том, как вознесенцы с вином воевали. СПб.: Александро-Невск. о-во трезвости, 1903. 182 с.; Мордвинов И. П. О том, как вознесенцы с вином воевали: Очерки из истории одной культурно-просветительной работы. 2-е изд., испр. и дол. СПб.: Александро-Невск. о-во трезвости, 1911. 178 с., ил.

[32] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 176.

[33] См., напр.: Мордвинов И. П. Трезвость и школа. Из опыта организационной работы с пьянством путем школы. СПб., 1909; Мордвинов И. П. 1) Алкоголизм и школа // Трезвая жизнь. 1905. № 1. С. 112–125; 1907. № 6. С. 88–102.

[34] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 16об.

[35] См., напр.: Мордвинов, И. П. Заграничная школа в борьбе с алкоголизмом / И. П. Мордвинов. Ревель: Тип. «Рев. Изв. », 1901. 32 с.

[36] Мордвинов И. П. Алкоголизм и школа // Трезвая жизнь. 1905. № 1. С. 115.

[37] См., напр.: Мордвинов, И. П. Программа курса учения о трезвости для начальных школ // Трезвая жизнь. 1910. № 3. С. 283–297.

[38] Мордвинов И. П. К вопросу о введении курса трезвости в школы // Трезвая жизнь. 1908. № 4. С. 56–64.

[39] Мордвинов И. П. Трезвенный элемент в курсе арифметики. СПб.: Основа, 1912. 8 с.

[40] Гусев Г. В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX — начало ХX в. ) // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 63–76.

[41] Мордвинов И. П. Желательное дело // Трезвая жизнь. 1908. № 3–4. С. 120.

[42] Там же. С. 124.

[43] Старый учитель [Мордвинов, И. П. ] Школа трезвенных работников в семье. (Простой рассказ об одном воспитательном опыте). [Отдельный оттиск из журнала «В борьбе за трезвость». 1915. № 9–10]. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1915. 29 с.

[44] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 185.

[45] Мордвинов И. П. Алкоголизм и школа // Трезвая жизнь. 1907. № 6. С. 89.

[46] Мордвинов И. П. Железнодорожное общество трезвости // Трезвая жизнь. 1910. № 8. С. 154.

[47] Мордвинов И. П. Трезвые вести. К вопросу о вырождении русского народа от пьянства // Трезвая жизнь. 1906. № 6. С. 107.

[48] Мордвинов И. П. Алкоголизм и школа // Трезвая жизнь. 1907. № 6. С. 95–97.

[49] Мордвинов И. П. Ужас // Трезвая жизнь. 1908. № 1. С. 45.

[50] Мордвинов И. П. Желательное дело // Трезвая жизнь. 1908. № 5–6. С. 157–163.

[51] Мордвинов И. П. Новые мечтания // Трезвая жизнь. 1908. № 5–6. С. 196.

[52] Мордвинов И. П. Познание родины и общество трезвости / И. П. Мордвинов. Как изучение родины помогает нашим врагам до сих пор не умереть с голоду / Н. Вр. Пг.: Тип. О-ва распространения религиозно-нравственных произведений, 1916. 24 с. (Трезвенная б-ка „Родной жизни”; Кн. 1). Беспл. прил. к журн. „Родная жизнь” за 1916 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.