Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сергий Радонежский



Я предлагаю вам поговорить о Сергие Радонежском. Он является одним из самых почитаемых православных святых.  

 Подвижников в истории человечества было много. Они приходили в разное время, к разным народам. Если посмотреть даты рождения подвижников, то можно сделать вывод, что они рождались в то время и среди того народа, где была очень тяжелая ситуация.

 Один из таких светочей был Сергий Радонежский. Точной даты рождения его нет, неизвестен и возраст: то ли 70 лет, по одним источникам, то ли 78 – по другим, известно лишь дата ухода Преподобного в мир иной – 25 сентября 1392 года.

 Самым тяжелым испытанием для России, наверное, было время нашествия на Русь татаромонголов. Их иго длилось 200 лет. Терзали Русь и междоусобные раздоры и войны между русскими князьями. Разъединение Руси на отдельные княжества не способствовало освобождению, а, наоборот, еще более ослабляло русское государство. Только единение может сделать государство могучим, крепким.  

 И вот в это тяжелое время в Ростове Великом в обедневшей боярской семье родился третий сын, названный при крещении Варфоломеем. Отец мальчика Кирилл и мать Мария были людьми знатными, некогда богатыми и благочестивыми. Они всегда приглашали к себе странников, угощали за общим столом, а их рассказы, непохожие на обычную жизнь, глубоко западали в душу впечатлительного Варфоломея.

 Вскоре семья переехала в город Радонеж. В 7 лет Варфоломея отдали учиться, но грамота не давалась ему. Рос он тихим, застенчивым и набожным. Никто не мог предположить (да и он сам), что пройдут годы, и этот мальчик под именем Сергий прославится христианскими подвигами, и люди будут помнить его до сих пор (более 600 лет).  

 Однажды мальчик бежал по зеленому полю и увидел монаха, молящегося под раскидистым дубом. Он застыл на месте – никогда еще не видел таких людей: с добрым и в то же время величественным лицом! Закончив молитву, монах увидел мальчика и спросил:

- Что ты хочешь чадо?

- Я учусь грамоте, но плохо у меня идут науки. Не могу постичь я ученые премудрости, а так хочу!

Помолись обо мне, - промолвил Варфоломей.

Старец внимательно посмотрел на мальчика, помолился, благословил его и сказал: - Не печалься. Господь даст тебе разумение грамоты, и ты превзойдешь успехами братьев и сверстников твоих.

 С этих пор в Варфоломее как бы проснулось предчувствие предстоящего подвига. Он стал изучать священные писания, Житие Святых. Он соблюдал умеренность во всем, подвергал себя лишениям и ушел в свой духовный мир. Все это слагало характер будущего великого Подвижника и воспитателя народного духа.

 Варфоломей решил стать отшельником, но его престарелые родители нуждались в уходе, а братья, женившись, жили со своими семьями. Варфоломей ухаживал за своими родителями до их смерти и только после этого исполнил свою заветную мечту. Он уговорил старшего брата, который к тому времени овдовел и ушел в монахи, идти с ним в лес, построить кельи и там жить своим трудом. Варфоломей был убежден, что так он может подняться душой к Богу. Место в лесу, которое выбрали братья, было подсказано свыше, Варфоломей почувствовал это.

 Вскоре братья построили крепкую келью для жилья, рядом – небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Именно она положила начало будущей Троице-Сергиевой лавры, известной сейчас всему миру. Именно здесь Андрей Рублев писал свои иконы, отсюда уходило войско Дмитрия Донского на Куликово поле, а в Смутное время стены этой лавры будут 18 месяцев сдерживать натиск врага. Но все это – потом, а пока братья обживали эту глухомань. С приближением холодов брат Варфоломея стал роптать, что выжить в такую пору года в глухомани практически не возможно, далеко вода, ночью воют волки, заканчиваются припасы, и он покинул келью. Варфоломей остался один, но он знал, что с ним ничего не может приключиться.  

 Здесь же сбылась его вторая мечта: в построенной своими руками церкви он принял пострижение от игумена Митрофана, который специально для этого пришел в чащу. Когда человек становится монахом, он получает новое, духовное имя. Варфоломей становится Сергием. Трудно одному человеку в чащобе, но Сергий был не один: с ним были лес, земля, небо – мир Божий, с ним был сам Бог. Известно еще, что у Сергия был частый гость – косолапый мишка. На картинах многих известных художников рядом с изображением Преподобного вы можете видеть медведя.

 Интересные истории сохранились до наших дней. Однажды медведь пришел к келье Сергия, который в это время стоял, нагнувшись над большим деревом, и топором обрубал ветки, очищая ствол. Медведь приблизился к нему, ткнулся носом в край одежды, принюхался. А потом удовлетворенно проворчал и улегся поудобнее неподалеку. Преподобный, высокий, статный, мощного сложения, приостановил работу, посмотрел на зверя и что-то произнес. Медведь встал и подошел к человеку. Сергий взглянул в глаза зверя и положил руку на его мохнатую голову, погладил и снова принялся за работу. Несколько раз за лето этот мохнатый зверь приходил к келье, подолгу лежал около небольшого деревянного крыльца, по которому в избушку входил человек. Зимой, медведь из-за голода покинул свою берлогу и пришел к избушке Преподобного. Нет страшнее голодного хищника, но Сергий разделил с мишкой свою скромную пищу. Не раз приходил зимой медведь погреться и покормиться к гостеприимной избушке и никогда Сергий не отказал ему в куске хлеба. Прибегали и другие звери и уходили обласканные, не боясь страшного хозяина леса – медведя.

 Постепенно вокруг благословенного жилья стали селиться люди… Медведь их не трогал и не боялся, но стал приходить реже. Иногда он сопровождал Преподобного, когда тот ходил за водой или в Его одиноких путешествиях по лесу. Иногда к Преподобному приходили другие люди, и они о чем-то беседовали. Медведь в таких случаях стоял спокойно около своего Покровителя, и его не боялись.

  Вот такие чудные истории рассказывают о Сергии. А мы идем дальше.

 И вот пошла по Руси молва, что живет среди леса Божий человек. Стали приходить к Сергию люди: кто за советом, кто за добрым словом, а кто и за тем, чтобы остаться жить вдали от людей. Никого не прогонял Сергий, для всех находилось тепло сердца, доброе слово, ласковый взгляд. Вскоре вновь прибывшими были построены новые кельи, поставили вокруг забор и ворота. Образовался новый монастырь. Сергий предупреждал всех, что жизнь в монастыре будет трудная. Устав, который был составлен самим Сергием, предусматривал ежеминутный труд: то ли духовный – молитва, то ли физический – монахи все добывали себе своими руками. Сергий никого никогда не заставлял что-то делать, но если монах ленился, он сам исполнял его работу, и монаху становилось стыдно: уже не повторялся случай лени.

 Много удивительных рассказов слышали люди о необыкновенном Игумене: говорили о чудесных исцелениях самых безнадежных болезней, о его прозорливости, о его мудрых наставлениях, не раз в корне изменявших жизнь приходивших к нему, о его подвигах, совершенных тайно и явно. Людям, хотевшим встретиться с Сергием приходилось пробираться болотами, лесами, где было много всяких опасностей от диких зверей. Добравшись до обители, путники не сразу могли узнать Преподобного. Он всегда трудился в худой, выгоревшей и заплатанной ряске, подпоясанный обрывком веревки. Остальные иноки были одеты лучше старца. Руки старца были мозолистые и огрубевшие от работы, лицо было обветренно, а сам он был крепким и с виду очень сильным, не смотря на возраст. Во всей фигуре чувствовалась какаято особенная мощь, и делал он свою работу уверенно и спокойно. Навещали обитель великие князья, кланяясь старцу в ноги, потом долго беседовал с ними. Держался Старец очень просто, он никогда не выделял и обращался одинаково сердечно со всеми, невзирая на то, был ли это знатный боярин или простой мужик.

 Был в монастыре такой случай. Почти у всех монахов закончился запас хлеба. Сам Преподобный уже 3 дня ничего не ел. Он узнал, что у одного монаха есть еще запас. Сергий пришел к нему и сказал:

- Я слышал, ты хочешь построить сени к келье. Я готов сделать эту работу за решето гнилых сухарей.

 Монах смутился, хотел сразу вынести сухари, но Сергий сказал, что плату берет после выполненной работы. И он весь день трудился, пока не построил сени. Тогда только принял Сергий от монаха гнилой хлеб и стал его есть, запивая водой.

 Этот эпизод и другие показывают кротость, великодушие Сергия, ни одним словом не попрекнувшего черствого сердцем и расчетливого брата и ученика своего, потому что они касались его лично, эти поступки называются смирением.

 Став против своей воли игуменом в своем монастыре, Сергий ничего не изменил ни в обращении своем с братией, ни в своей труженической жизни. Лишь принял большую ответственность. Как и раньше нес он все работы и служил братии, «как раб купленный», носил воду, кроил и шил одежду и обувь, варил квас для всех и одежду носил ветхую и покрытую заплатами, так что трудно было отличить, кто был старший, ибо Преподобный воплотил в себе завет Христа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугой». Вот таким был Преподобный Сергий!

Сам никогда не просил милостыню и не разрешал своим монахам.

Много чудес совершалось вокруг Сергия. Жаловались монахи, что далеко ходить по воду. Услышав это, Сергий с двумя иноками ушел в лес. Недалеко от монастыря в одной ложбине он осенил землю крестом, и в тот же момент из этого места забил источник. Это было начало «чудес». За его святую жизнь Бог дал ему способность исцелять больных, воскрешать мертвых, силу слова, которое, попадая в сердце, зажигало его любовью, отвагой, верой, а также способность видеть и слышать за много-много километров от места его нахождения.

 Достиг монастыря слух, что Мамай идет на Русь с многочисленными полчищами. И тут выступил во всей силе Преподобный Сергий. Кто же другой мог поднять весь народ и вдохнуть в него несокрушимую веру в победу? Самый мирный подвижник, чуждый всякому насилию. Без колебаний благословил он народ на ратный подвиг, за Отечество!

 И произошло чудо! Московский князь Дмитрий, будущий Дмитрий Донской, собирает войско. И отправился князь к Сергию. Более ста лет никто не пытался отразить врага, он первый взялся за оружие. Князь спросил:

- Идти ли на врага? Устоим ли?

Сергий посмотрел ему в глаза и сказал:

- Княже, твой долг – заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю. Знай – Мамая ждет гибель, а русское войско – победа. И помни, ты возвратишься невредимым, но многие из русских падут на поле брани. Вечная им память!

 На эту битву Сергий благословил двух своих монахов, которые когда-то были знатными бойцами – Пересвета и Ослябля.

 6 сентября 1380 года на берегу реки Дон князь Дмитрий получил грамоту и просфору от Преподобного. В грамоте Сергий благословлял войско идти на татар. Весть эта быстро облетела полки. Через два дня началась Куликовская битва. Начал ее по обычаю поединок между Дмитрием и предводителем татар. Ранен Дмитрий не был. Продолжил поединок богатырь Челибей – тут же вызвался троицкий монах-богатырь Пересвет. Схватившись с Челибеем и поразив его, сам пал бездыханно. Началась общая битва.

 Преподобный в это время находился с братией в церкви. Тело его было здесь, но духом он был там, где свершалась судьба Родины. Перед его вдохновленными очами проходили все перипетии боя, он сообщал братии о ходе битвы, называл имена раненых и павших воинов и тут же читал заупокойные молитвы за них, пал и Ослябля. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов и воздал благодарение Богу.  

Предсказание Сергия исполнилось. Возвратившись, князь Дмитрий прежде всего едет к Преподобному.

 Велико значение этой победы. Она подняла дух русского народа. Московский князь Дмитрий, теперь уже Донской, понимал, что только единение княжеств будет способствовать полному освобождению Родины. И он стремиться объединить князей вокруг Москвы. В этом ему помогает Сергий, он мирит князей, убеждает объединиться, доказывает, и его слушают, ему верят, поступают по его вере. Помогали ему Высшие Силы. Не один раз являлась ему Матерь Божия с предупреждениями о грядущих событиях, с указаниями и советами.

 Ушел из жизни Преподобный легко, светло. С плачем провожали его в последний путь братия и весь русский народ.

  Любимое слово Сергия было «РАДОСТЬ»: радость в духе, радость в труде, радость во всем.

Давайте и мы с вами будем следовать его завету – жить в радости и вере во все хорошее.

  Давайте рассмотрим семантику этого слова:

РА дость. Ра – это свет, Бог солнца в мифологии. Достижение СВЕТА, Просветление. Планету Земля наши предки называли Тер РА - терем света или терем под Солнцем. При встрече друг с другом они произносили: «Радости Вам», что означало – достижение света, просветления. Ни этот ли удивительный божественный источник Света сокрыт в словах: культуРА (почитание Света), кРАсота, РАй, РАссвет (восхождение Солнца) и др.

«Радость – это особая мудрость» - так говорили мудрецы, а уныние они отнесли к смертным грехам. Не потому ли один из скаутских законов гласит: «Скаут весел и никогда не падает духом». Задумайтесь над этим. Это не праздное веселье, а очень важное состояние – бодрость и радость Духа.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.