|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Русский язык в профессиональной деятельностиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Русский язык в профессиональной деятельности Практическое занятие №4. Система согласных русского языка
После изучения данных тем вы должны знать: 1) что означает термин «консонантизм»; сколько согласных звуков в русском языке; 2) чем с артикуляционной точки зрения отличаются гласные от согласных; 3) по каким артикуляционным признакам дифференцируются согласные русского языка; 4) какие фонетические процессы называются позиционнымии какие позиционные процессы в области согласных происходят в русском языке; 5) какие фонетические процессы называются комбинаторнымии какие комбинаторные процессы происходят в речевом потоке с согласными звуками. Опираясь на полученные знания, вы должны уметь 1) давать акустическую и артикуляционную характеристику согласных звуков русского языка; 2) определять согласные звуки по описанию их артикуляции или классификационных признаков.
Практические задания 1) Заполните таблицу «Артикуляционная классификация согласных звуков»
2) Воспользовавшись таблицей, охарактеризуйте по образцу согласные звуки данных ниже слов:
Слова для анализа: сок, рот, фон, лай, гриб, шум. 3) Выделите смычные взрывные согласные звуки: шутка, шубка, дело, медный, рост, хор, дом, сало, злой, сон.
4) Выделите щелевые согласные звуки: шар, хор, сор, земля, юг, жизнь, февраль, щётка. 5) Выделите смычно-проходные согласные звуки: рама, лето, настил, метр, снег, белый. 6) Выделите аффрикаты в следующих словах: часовой, чистый, целый, ценный, конечный. 7) Укажите, чем отличается артикуляция звуков: [б] - [б’], [б] - [п], [б] - [м], [б] - [в], [б] - [т]. 8) Охарактеризуйте артикуляцию согласных звуков: [р], [г], [м’], [з]. 9) Определите согласный звук по его классификационным признакам: а) шумный, звонкий; губно-губной; смычный, взрывной; твёрдый; б) сонорный; среднеязычный, средненёбный, щелевой, мягкий; в) шумный, глухой; заднеязычный, задненёбный; щелевой; мягкий; г) сонорный; переднеязычный, зубной; смычно-проходной, боковой; твёрдый. 10) Определите согласный звук по описанию его артикуляции. · Язык оттянут назад. · Мягкое нёбо закрывает носовой резонатор. · Задняя часть языка поднимается к мягкому нёбу и смыкается с ним. · Сильная воздушная струя разрывает смычку. · Голосовые складки дрожат.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|