Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский язык в профессиональной деятельности



Русский язык в профессиональной деятельности

Практическое занятие №4.

Система согласных русского языка

 

После изучения данных тем вы должны знать:

1) что означает термин «консонантизм»; сколько согласных звуков в русском языке;

2) чем с артикуляционной точки зрения отличаются гласные от согласных;

3) по каким артикуляционным признакам дифференцируются согласные русского языка;

4) какие фонетические процессы называются позиционнымии какие позиционные процессы в области согласных происходят в русском языке;

5) какие фонетические процессы называются комбинаторнымии какие комбинаторные процессы происходят в речевом потоке с согласными звуками.

Опираясь на полученные знания, вы должны уметь

1) давать акустическую и артикуляционную характеристику согласных звуков русского языка;

2) определять согласные звуки по описанию их артикуляции или классификационных признаков.

 

Практические задания

1) Заполните таблицу «Артикуляционная классификация согласных звуков»

Способ

Место образования

 

Губные

Переднеяз.

Среднеяз. Заднеяз.

 

г/г г/з Зубн. Альв. П/нёбн. Средненебн. Задненёбн.

Щелевые

             

Смычн. взр.

             

См. -пр.        

Нос.              
Бок.              
Виб              

Аффрик.

             

 

2) Воспользовавшись таблицей, охарактеризуйте по образцу согласные звуки данных ниже слов:

Активные органы

Согласные звуки

б                            
Голосовые складки +                            
Губы: а) верхняя      б) нижняя + +                            
Язык а) передняя часть                              
     б) средняя часть                              
     в) задняя часть                              
Мягкое нёбо +                            

Слова для анализа: сок, рот, фон, лай, гриб, шум.

3)  Выделите смычные взрывные согласные звуки:

шутка, шубка, дело, медный, рост, хор, дом, сало, злой, сон.

 

4) Выделите щелевые согласные звуки:

шар, хор, сор, земля, юг, жизнь, февраль, щётка.

5) Выделите смычно-проходные согласные звуки:

рама, лето, настил, метр, снег, белый.

6) Выделите аффрикаты в следующих словах:

часовой, чистый, целый, ценный, конечный.

7) Укажите, чем отличается артикуляция звуков:

[б] - [б’], [б] - [п], [б] - [м], [б] - [в], [б] - [т].

8) Охарактеризуйте артикуляцию согласных звуков:

[р], [г], [м’], [з].

9) Определите согласный звук по его классификационным признакам:

а) шумный, звонкий; губно-губной; смычный, взрывной; твёрдый;

б) сонорный; среднеязычный, средненёбный, щелевой, мягкий;

в) шумный, глухой; заднеязычный, задненёбный; щелевой; мягкий;

г) сонорный; переднеязычный, зубной; смычно-проходной, боковой; твёрдый.

10) Определите согласный звук по описанию его артикуляции.

· Язык оттянут назад.

· Мягкое нёбо закрывает носовой резонатор.

· Задняя часть языка поднимается к мягкому нёбу и смыкается с ним.

· Сильная воздушная струя разрывает смычку.

· Голосовые складки дрожат.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.