Содержание работы по преодолению отклонений в развитии
| Темы, используемые на занятиях
| Содержание коррекционно-воспитательной работы
| Колич. часов
|
Сентябрь I — II недели Фронтальное обследование
|
I этап — подготовительный 10 занятий
|
Режим молчания. Коррекция физиологического и речевого дыхания. Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус. Устранение речевых и двигательных уловок.
| 1. Строение и функции речевого аппарата.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Артикуляционные упражнения.
4. Релаксация мышц рук.
5. Пространственно-временные представления.
| Развитие и совершенствование основных психических процессов:
1. устойчивость внимания, 2. наблюдательности,
3. способности к запоминанию
4. способности к переключению внимания,
5. позновательной активности.
6. Развитие общей и мелкой моторики.
7. Устранение логофобии.
8. Коррекция общего и речевого поведения.
|
|
II этап 5 часов
|
Сопряженная речь.
Отраженная речь.
| Ритмические ряды.
1. Упражнение «Мяч».
2. Упражнение «Колокол».
3. Упражнение «Сети».
| Работа над темпом и ритмом речи.
Координация движения с речью.
|
|
III — этап 30 часов
|
Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу: на уровне слова, на уровне словосочетания, на уровне предложения, на уровне рассказа.
Устранение и расширение лексического запаса.
| 1. Фрукты.
2. Овощи.
3. Геометрические фигуры.
4. Цифры.
5. Звуки и буквы.
6. Большая буква в именах собственных.
7. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
8. Ударение в слове.
9. Безударные гласные.
10. Дикие животные.
11. Согласные и гласные звуки.
12. Времена года.
13. Звонкие и глухие согласные.
14. Профессии.
15. Буквы Я, Е, Ю, Е.
16. Предлоги и приставки.
17. Домашние животные.
18. Слово, слог.
19. Предложение.
20. Дифференциация звуков [в-ф]
21. Дифференциация звуков [п-б]
22. Дифференциация звуков [т-д]
23. Дифференциация звуков [с-з]
24. Дифференциация звуков [ш-ж]
25. Дифференциация звуков [з-ж]
26. Звуки [р-л] и буквы Р, Л.
| Формирование умений и навыков речевого общения: 1. ответы на вопросы в
точном соответствии с заданием;
2. ответы на вопросы по ходу деятельности;
3. ответы по итогам деятельности;
4. применение инструкций, схем при подготовке высказывания.
|
|
IV этап 15 часов
|
Контекстная речь.
Формирование навыка речи без запинок: на уровне слова, на уровне словосочетания, на уровне предложения, на уровне рассказа, диалогическая речь, монологическая речь, рассуждения, сравнения, умозаключения.
| 1. Уроки общения.
2. Устные сочинения.
3. Рассказы из личного опыта.
4. Пересказы художественных произведений.
5. Беседы о музыке.
6. Беседы о живописи.
7. Сказки-инсценировки.
| 1. Употребление усвоенных терминов в высказывании.
2. Обращение за разъяснением к логопеду, товарищам.
3. Пояснение заданий, инструкций.
4. Рассказ о последовательности выполнения работы (завершающая речь).
5. Рассказ о предстоящей работе (предъявляющая речь).
6. Устные связные высказывания.
Соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог). Устные связные высказывания. Совершенствование просодической стороны речи.
|
|
Май III-IV недели Фронтальное обследование.
|