|
|||
Печатников переулокСтр 1 из 2Следующая ⇒ Как-то так получилось, что Печатников переулок стали называть обречённым ещё тогда, когда никакой обречённостью и там и не пахло. Просто Москомнаследие отказалось ставить под охрану дома в нижней части переулка ввиду отсутствия их очевидной архитектурной, либо исторической ценности. Статус памятника получил лишь знаменитый дом с кариатидами (№7), но понятно, что его сохранение в соседстве с проектируемым шестиэтажным бизнес-центром невозможно, да и просто бессмысленно. Нижняя часть Печатникова переулка уникальна именно целостностью своего ландшафта, запечатленного в сотнях картин и десятках кинофильмов. Сейчас этот классический вид изуродован бесформенным офисным зданием на углу бульвара и Трубной улицы, но это отнюдь не значит, что терять здесь уже нечего. В подтверждение этого в следующий четверг, 26 июня, ”Архнадзор” планирует провести День Печатникова переулка – разумеется, с танцами и угощениями, следите за рекламой. А пока публикуем историческую справку о доме №3, составленную научным сотрудником Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, кандидатом исторических наук Алексеем Бегловым. Сим опровергается ложный тезис об отсутствии исторической ценности этого строения и подтверждается мудрая истина: если история старого московского дома кажется нам безинтересной, значит мы её просто не знаем. На днях мы вернёмся к более подробному разговору о непреходящей ценности Печатников, неслучайно именуемых в определённых краеведческих кругах Сердцем столицы.
В доме № 3 по Печатникову переулку с 1924 по конец 1960-х гг. находился «скит» тайного православного монастыря. Начало «скиту» было положено монахиней московского Рождественского монастыря Евфросинией, которая в 1923 г. после закрытия своей обители переселилась в комнату на чердаке этого дома. В 1925–1926 гг. к м. Евфросинье присоединились две молодых монахини, которые были членами тайного монастыря, возникшего в эти годы при храмах московского Высоко-Петровского монастыря. Здесь с 1923 г. служило несколько духовников Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, известного в те годы центра старчества. Они и стали инициаторами создания сети тайных монастырей в столице. К середине 1930-х гг. число их тайных постриженников достигало 170–200 человек. Это был самый крупный из известных нам сейчас подпольных монастырей Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Новые насельницы «скита», монахини Евпраксия и Ксения были певчими левого хора Высоко-Петровского монастыря. Основателем и руководителем их подпольной общины был наместник Петровского монастыря схиархимандрит Игнатий (Лебедев; 1884–1938) – один из самых известных духовников этой обители. Он и был инициатором превращения комнаты м. Евфросинии в «скит» в честь иконы Божией Матери Знамение – тайного прибежища своей монашеской общины, где бы могли совершаться тайные постриги и богослужения, где монахини могли бы собираться для обсуждения вопросов внутренней жизни общины. Сам он неоднократно посещал «скит» и руководил его жизнью. В 1930 г. м. Евфросинья была арестована и выслана из Москвы. С этого момента главными хранительницами «скита» стали м. Евпраксия и Ксения. В 1935 г. был арестован и заключен в лагерь архим. Игнатий (Лебедев). В 1938 г. он умер в одном из Мордовских лагерей, а в 2000 г. он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых преподобномучеников. В период его заключения скит стал главным средоточием жизни его тайной монашеской общины. Здесь читались письма архим. Игнатия из лагеря, писались ответы, собирались для него посылки и т. д. После его гибели в заключении община не распалась и значение «скита» сохранялось по крайней мере в течение 1940-х гг. Окончательно «скит» прекратил существование в конце 1960-х гг., когда м. Евпраксия и Ксения получили комнату в коммунальной квартире в том же доме, после чего окно в их бывшей комнате на чердаке было заложено, и помещение стало нежилым. Комната на чердаке дома № 3 по Печатникову переулку – единственное из сохранившихся и известных нам помещений тайного православного монастыря 1920–1940-х гг. Она и сейчас несет на себе следы той непростой и героической жизни и могла бы стать замечательной музейной или просветительской площадкой. Упоминается в литературных произведениях: Фигурирует в фильмах:
|
|||
|