|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Командные роли. Менеджеры-трудяги. Лидеры. Интеллектуалы. Переговорщики
Социальная психология. Под редакцией Фаломеевой……….. Тест Белбина (московский вариант) Таблица 13. 1 Сравнение гомогенных и гетерогенных групп
Однако есть и другое менее очевидное обстоятельство, объясняющее, почему в долгосрочной перспективе гетерогенные команды проявляют себя устойчивей и дают большее удовлетворение своим членам. В гомогенных группах с течением времени люди склонны развивать недостающие характеристики. При этом им приходится изменять свои; установки и склонности, отходить от своего психотипа, сильных черт,; любимых командных ролей (по меткому выражению Ю. М. Жукова», «перекручивать» свой психотип). Только гетерогенная группа в конечном счете позволяет своему члену полноценно «быть собой» и благодаря этому приносить пользу. Как подытожил свои многолетие исследования этого вопроса Р. М. Белбин, «команды, в которых было более одного генератора идей, выступали не лучше тех команд, в которых генераторов идей не было вообще. Сильные индивидуальные качества, которыми обладали сразу несколько игроков, не приносили особой пользы команде... Тут, как в кулинарном искусстве: перебор вкусных и необходимых ингредиентов портит все блюдо»[1] [4, с. 63]. В то же время на ранних этапах гетерогенной группе сложнее договориться. Это базовое противоречие приводит к нео6ходимости специальных усилий, направленных на рефлексию и «отладку» внутрикомандных процессов. Команда может решать их стихийно, естественным путем, либо форсировать события, пройдя через искусственный процесс командообразования. Комплектование команд: подход Р. М. Белбина. Итак, общий принцип комплектования команд заключается в достижении максимально возможной гетерогенности с точки зрения командных ролей в ролевых подходах (например, подход Р. М. Белбина или подход Ч. Дж. Маргерисона-Маккена) или с точки зрения психотипов в подходах типологических, например, основанный на юнгианской типологии подход И. Майерс — Бриггс, а также подход Д. У. Кейрси). Далее в качестве примера будет рассмотрен ролевой подход Р. М. Белбина, другие перечисленные подходы также нашли широчайшее применение [2; 8; 11]; Общая идея комплектования команд в ролевых подходах заключается том, чтобы определить, кто из команды мог бы выполнять какие роли с максимальной эффективностью, и сделать так, чтобы выполнялись все роли, необходимые для эффективной деятельности (табл. 11. 2). Список ролей может варьировать у различных исследователей и даже у одного и того же автора на разных этапах его творчества [4; 5]. Однако самое важное то, чтобы подобный список позволял сформировать команду по принципам взаимодополнительности, определить сильные и слабые стороны такой команды, позиционировать ее членов и определить возможности и направления саморазвития. Таблица 13. 2 Командные роли (модель Р. Белбина)
То, насколько успешно человек справится с той или иной командной ролью, определяется его установками и способностями. С точки зрения модели Белбина к командной работе способен не каждый, примерно для 30% не удается подобрать командную роль – это люди, более эффективные в индивидуальном режиме. Те же, кто склонны к командной работе, могут иметь две-три сильные командные роли, из которых они имеют возможность выбирать, и две-три роли, которые у них «выпадают» полностью (здесь человеку целесообразно искать партнеров по принципу взаимодополнения). Диагностика командных ролей может осуществляться с различной степенью точности. В наиболее полном виде проводится: § диагностика установок. Методы: опросники, самоотчеты, интервью. Определение индивидуальных предпочтений по командным ролям и общих установок на командную работу и сотрудничество; § диагностика способностей. Метод: тестирование. Оценка интеллекта, критического и творческого мышления; определение личностных ориентации (экстраверсия—интроверсия; эмоциональная устойчивость—неустойчивость и др. ); § квалификация поведения. Методы: ситуационно-поведенческое тестирование, центры оценки, деловые игры, наблюдение в реальной деятельности. Одновременно оцениваются готовность и способности к определенному ролевому поведению. Субъектами оценки выступают наблюдатели-оценщики и партнеры по команде. В разделе «Задания» приведен опросник Р. М. Белбина для самодиагностики командных ролей. Опросник может служить исходной точкой для комплектования команд в деловых играх или тренингах, однако результаты опросника показывают установки, а не способности, поэтому его результаты — тема для обсуждения, а не «итоговый вердикт». Задание 8. Сюжетно-ролевая игра Всепогодный многоцелевой палубный 6омбардироовщик-истребитель Участникам предлагается реквизит и бюджет на его приобретение (бумага, пластилин, гвозди, скотч, клей и т. п. ). Цель – разработать модель самолета, испытать его и запустить в производство (не более 10 экз. ) Самолеты должны иметь крылья и хвост. На каждом самолете должна быть эмблема команды. Команды собирают опытные образцы и проводят испытании, после чего им дается время на доработку. Самолет должен пролететь пять метров и сесть на палубу корабля (стол). Неразбившимся считается самолет, севший эмблемой вверх. Выигрывает команда, посадившая больше самолетов. Варианты сюжетно-ролевых игр, проявляющих весь репертуар ролей в команде: «Вода», «Мост». Продолжительность: 90-120 мин. Материалы: игровые вводные, инструкции, игровой 6юджет, реквизит, материалы для жеребьевки очередности. Задание 9. Рефлексия ролевого репертуара участников Члены команд оценивают себя и друг друга, определяя командные роли, которые, по их мнению, исполняли другие члены их команд. Команды соотносят тренинговые процедуры и ролевую модель Белбина.. Команды готовят и представляют доклад о динамике ситуации в команде в течение тренинга, ее сильных и слабых сторонах. Продолжительность: 45 мин. Материалы: описание командных ролей, по Белбину, бланк оценки, инструкции на рефлексии, список упражнений тренинга. Приложение Опросник самовосприятия (опросник Белбина) Инструкция. Распределите 100% в каждом 6локе утверждений по тем, которые, по вашему мнению, лучше всего описывают ваше поведение. Проценты необходимо распределить по нескольким утверждениям. В исключительных случаях проценты можно распределить между всеми утверждениями или все 100% поставить напротив одного утверждения. Внесите проценты в таблицу. 1. Чем я могу помочь команде: a) Я думаю, что могу быстро выявлять и использовать новые возможности. b) Я могу успешно работать с различными типами людей. c) Разработка идей является моим естественным достоинством. d) Я обладаю способностью находить в других людях такие качества, которые могут быть полезны для всей группы. e) Моя способность доводить дело до завершения во многом определяет мою личную эффективность. f) Я готов смириться с временной непопулярностью, если это положительно повлияет на результаты выступления команды. g) Я быстро понимаю, что надо делать в хорошо знакомой мне ситуации. 2. Если с точки зрения командной работы у меня есть недостатки, они таковы: a) Я не успокоюсь до тех пор, пока не пойму, что рабочие встречи b) Я благосклонен к людям, выдвигающим оригинальные, но неприемлемые предложения. c) Я страдаю многословием, когда группа обсуждает новые идеи. d) Моя страсть возражать по любому поводу мешает мне присоединяться к моим коллегам. e) Я иногда кажусь человеком авторитарным, стремящимся повлиять на других людей. f) Мне трудно проявить инициативу, потому что я поддаюсь настроению, установившемуся в группе. g) Я углубляюсь в свои размышления до такой степени, что теряю контроль над тем, что происходит. h) Мои коллеги считают, что я слишком волнуюсь из-за мелочей и опасений, что дела могут пойти на так, как надо. 3. Когда я работаю над проектом вместе с другими людьми: a) Я могу влиять на коллег без давления на них. b) Моя врожденная осмотрительность позволяет мне предотвращать c) Я готов потребовать от коллег четкости, чтобы время не уходило d) Меня можно признать человеком, способным придумать что-нибудь оригинальное. e) Я всегда готов поддержать предложение, полезное для команды. f) Я интересуюсь новейшими идеями и разработками. g) Я думаю, что моя способность к холодному расчету находит поддержку у других людей. h) На меня можно положиться при организации важной работы. 4. Мое отношение к командной работе проявляется в том, что: а) Я стремлюсь хорошо знать своих коллег. b) Я неохотно обмениваюсь мнениями с другими людьми и свое особое мнение держу при себе. c) Я нахожу убедительные аргументы при необходимости отвергнуть пустые предложения. d) Я думаю, что у меня есть талант организатора планомерной работы. e) Я склонен отвергать очевидное и предлагать неожиданное. f) Я проявляю высокую требовательность к себе при выполнении g) Я готов самостоятельно осуществлять контакты за пределами h) Я интересуюсь различными точками зрения, но принятое решение выполняю без колебаний. 5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что: a) Мне нравится анализировать сложные ситуации и взвешивать всевозможные варианты. b) Мне интересно находить решения различных проблем. c) Мне нравится сознавать, что я стимулирую хорошие рабочие взаимоотношения. d) Я оказываю существенное влияние на процесс принятия решений. e) Я умею находить людей, которые могут предложить что-нибудь новое. f) Я способен убедить людей в необходимости тех или иных действий. g) Я чувствую, когда мне необходимо полностью сосредоточиться на поставленной задаче. h) Я люблю деятельность, которая развивает мое воображение. 6. Если мне вместе с группой незнакомых людей неожиданно поручат трудную задачу, которую надо выполнить быстро: a) Я предпочел бы уединиться и хорошо обдумать ситуацию, прежде чем разработать план действий. b) Я готов работать с человеком, который проявил позитивный подход к делу, каким бы трудным этот человек ни казался. c) Я попытался бы разделить общую задачу на ряд мелких и установил бы, какой вклад в решение задачи могут внести конкретные члены команды. d) Моя врожденная обязательность помогает мне контролировать сроки выполнения задания. e) Я способен сохранять невозмутимость и думать по существу. f) Я могу следовать к намеченной цели, несмотря ни на какое давление. g) Я готов взять на себя роль ведущего, если чувствую, что группа не продвигается в решении задачи. h) Я начну дискуссию, чтобы стимулировать коллег на новые мысли и привести группу в движение. 7. Проблемы, которые я должен преодолеть, работая в группе: a) Я склонен к раздражительности по отношению к тем, кто мешает группе продвигаться к цели. b) Я могу вызвать критику со стороны коллег из-за моего увлечения анализом проблем и недостаточно развитой интуиции. c) Мое стремление задать правильный ход работе может принести к задержке выполнения задачи. d) Я быстро теряю интерес к делу и надеюсь на кого-нибудь из команды, кто заменит меня. e) Мне трудно начать работу, пока я полностью не пойму цели этой работы. f)Мне не всегда удается объяснить сложные идеи, которые рождает мой разум. g) Я осознаю необходимость поручать другим сделать то, что сам сделать не могу. h) Я становлюсь нерешительным, когда сталкиваюсь с сильным сопротивлением.
Таблица результатов Опросник самовосприятия (опросник Белбина)
Дата ___________________20_____ Ф. И. О. _________________________
Таблица анализа результатов Перенесите в приведенную ниже таблицу результаты из таблицы баллов строго по столбцам и строкам. Затем суммируйте баллы в каждом столбце для получения общей оценки командной роли. Таблица анализов результатов
Дата ___________________20_____ Ф. И. О. _________________________
Таблица стандартов для опросника самовосприятия Белбина (средние значения)
Литература 1. Барка М., Кобб К. Десять упражнений для формирования команды. М., 2005. 2. Безрукова Е. Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса командообразования: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1998. 3. Безрукова Е. Ю., Жуков Ю. М., Блинова Ю. В., Лямин А. В. Командообразование в режиме реального времени //Справочник кадровика. 2001. №2. 4. Белбин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров. М., 2003 (2). 5. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Жуков Ю. М. Группа — коллектив – команда: Модели группового развития // Социальная психология в современном мире. М., 2002. 6. Джексон П. 58 1/2 импровизаций па тренинге. М., 2004. 7. Жуков Ю. М. Методы и технологии командообразования // Методы и технологии практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг/ Под ред. Ю. М. Жукова. М., 2004. 8. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг/ Под ред. 9. Коттер Д. П. Впереди перемен. М., 2003. 10. Маргерисон Ч. Дж. «Колесо» командного управления: Путь к успеху через систему управления командой. Днепропетровск, 2004. 11. Развитие организации и HR-менеджмент / Под ред. Л. М. Кроль, 12. СенгеП. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М., 2003. 13. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции at work: Модели максимальной эффективности работы. М., -2005.
[1] Белбин Р. М. Команды менеджеров. М., 2003 (1)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|