![]()
|
|||||||
6. Социодинамика культурыСтр 1 из 2Следующая ⇒ Культура – историческое явление, исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – это развивающаяся система проходит ряд этапов, развитие культуры – развитие определенных социокультурных систем, смена одних систем другими, она постоянно изменяется, трансформируется. Социодинамика культуры – смена культурных типов, в динамике очень важен субъект действия (человек, его творческие силы, желание реализовать себя, интеллектуальная способность). Динамику культуры обеспечивает реализация культуротворческих сил человека. Динамика культуры (культурная динамика): 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к-рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер 2) раздел теории культуры, в рамках к-рого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения. Широкое использование понятия динамика культуры происходит во второй половине XX в. - расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. В мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, рассматривающих динамику культуры. Сложность и неочевидность изменений в культуре делает различные подходы к изучению культурной динамики дополняющими друг друга. Можно выделить несколько подходов к изучению динамики культуры: 1) поступательно-линейное развитие культуры (П. Сорокин, можно также отнести к циклическому развитию) 2) циклическое развитие культуры (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер) 3) инверсионное развитие (маятниковые колебания культурных изменений) (Н. А. Бердяев) Изменения могут вести к обогащению и дифференциации культуры, но нередки изменения, ведущие к упрощению культурной жизни, ее деградации и упадку, переходящие в кризис культуры. В целом для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, периодичность, стадиальность, направленность. Кроме того, можно говорить о динамике культуры в разных сферах культурной жизни общества (политике, религии, искусстве и т. д. ). Выдвигаются такие концепции как “аполлоническое и дионисийское начало” (Ницше), концепция творческих порывов (мыслители школы философии жизни), жизнь, порождающая новые культурные формы, которые окостеневают и тормозят развитие самой жизни (Зиммель). В теории действия Парсонса социальные и культурные изменения выводятся из процессов обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) или информации, или энергии при обмене между системами действия. Яркий пример социодинамики культуры представлен в работе П. Сорокина (30-х гг. XX в. ) “Социальная и культурная динамика” об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной формы культуры к другой. Социальную и культурную динамику он рассматривает применительно ко всем важнейшим аспектам жизни и культуры западного общества, как смену культурных типов. Человек, живя в обществе, является неотъемлемой его частью. Человек и общество взаимосвязаны, они оказывают воздействие друг на друга. Всё то, что происходит с обществом, оказывает влияние на человека. Рассматривая всё происходящее в обществе в динамике, П. Сорокин на основе обширных доказательств констатирует кризис всех важнейших аспектов жизни, уклада и культуры западного общества. Кризис западного общества - серьёзное явление, потому что затрагивает всю западную культуру и общество. Это – “кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Культура (по П. Сорокину) – это единство, все составляющие части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают главную ценность. Центральным понятием для П. Сорокина является понятие ценность - фундамент всякой культуры. По определению П. Сорокина, “любое общество можно описать и понять лишь только через призму присущей ему системы значений, форм, ценностей. Эта система суть единовременное культурное качество”. Ценности охватывают всю духовную жизнь общества: науку, религию, этику, нравы, обычаи. Все части культуры взаимосвязаны, при этом, если изменяются одни, изменяются и другие ее составляющие. Происходит изменение характера ценностей → изменение технологического характера. В своей работе П. Сорокин дает анализ состояния изящных искусств западной культуры и отмечает, что они “являются наиболее чувствительным зеркалом, отражающим общество и культуру, составной частью которых являются. Каковы культура и общество, таковы будут и изящные искусства”. П. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет» - это ценности и значения, отдельные образы, идеи, чувства. Они образуют сферу духа. В зависимости от доминирующих ценностей выделяются 3 типа культуры: 1) идеациональный тип – характерен для буддистской, греческой культуры VIII-VI вв. до н. э. и европейского Средневековья. 2) чувственный тип – развивается с XVI в. в Европе, это современный тип. 3) идеалистический тип – ориентирован на позитивные ценности, избегает патологических и негативных явлений, умение терпеливо переносить удары судьбы и беды. Жизнь в ужасных, жестоких условиях характерна для такой культуры. Эти типы культур были выделены П. Сорокиным путем качественного и количественного анализа более стони тысяч картин и скульптур восьми ведущих европейских стран с начала средних веков и вплоть до 1930 года. «Социальная и культурная динамика» - исследование истории мировой культуры. Типология культур, разработанная П. Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Кризис западной культуры – разрушение формы культуры, за ним следует переходный период, после него будет новая форма культуры с другими ценностями. Наиболее очевидны проявления кризиса современной чувственной культуры в сфере морали. П. Сорокин выделяет основные черты современной кризисной морали: 1. Полезность, утилитарность. Современный человек делает только то, что ему полезно и выгодно. И даже к религии он относится предельно утилитарно, исходя из тезиса: ''Если верить, что бог полезен, он существует''. 2. Гедонизм. В наше время ценится только то, что доставляет удовольствие, развлечение. 3. ''Денежное сумасшествие''. Из всего извлекается денежная выгода - политики, науки, спорта, искусства, 4. Моральный релятивизм, нигилизм, отсутствие моральных ценностей, которые считались бы абсолютными и священными. Это неизбежно приводит к моральной анархии, к тому, что каждый человек оказывается собственным моральным законодателем. 5. Господство силы и принуждения в социальной жизни и отношениях между людьми. П. Сорокин подчеркивает, что разрушается только доминирующая форма культуры, но она не существует в чистом виде, кроме нее развиваются и другие формы. Культура развивается по своим внутренним законам, внешние факторы могут ускорять или замедлять ее развитие, ослаблять или усилять проявление ее свойств.
|
|||||||
|