Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





6. Социодинамика культуры



Культура – историческое явление, исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – это развивающаяся система проходит ряд этапов, развитие культуры – развитие определенных социокультурных систем, смена одних систем другими, она постоянно изменяется, трансформируется.

Социодинамика культуры – смена культурных типов, в динамике очень важен субъект действия (человек, его творческие силы, желание реализовать себя, интеллектуальная способность).

Динамику культуры обеспечивает реализация культуротворческих сил человека.

Динамика культуры (культурная динамика):

1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к-рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер

2) раздел теории культуры, в рамках к-рого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

Широкое использование понятия динамика культуры происходит во второй половине XX в. - расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения.

В мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, рассматривающих динамику культуры. Сложность и неочевидность изменений в культуре делает различные подходы к изучению культурной динамики дополняющими друг друга.

Можно выделить несколько подходов к изучению динамики культуры:

1) поступательно-линейное развитие культуры (П. Сорокин, можно также отнести к циклическому развитию)

2) циклическое развитие культуры (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер)

3) инверсионное развитие (маятниковые колебания культурных изменений) (Н. А. Бердяев)

Изменения могут вести к обогащению и дифференциации культуры, но нередки изменения, ведущие к упрощению культурной жизни, ее деградации и упадку, переходящие в кризис культуры.

В целом для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, периодичность, стадиальность, направленность. Кроме того, можно говорить о динамике культуры в разных сферах культурной жизни общества (политике, религии, искусстве и т. д. ).

Выдвигаются такие концепции как “аполлоническое и дионисийское начало” (Ницше), концепция творческих порывов (мыслители школы философии жизни), жизнь, порождающая новые культурные формы, которые окостеневают и тормозят развитие самой жизни (Зиммель). В теории действия Парсонса социальные и культурные изменения выводятся из процессов обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) или информации, или энергии при обмене между системами действия.

Яркий пример социодинамики культуры представлен в работе П. Сорокина (30-х гг. XX в. ) “Социальная и культурная динамика” об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной формы культуры к другой.

Социальную и культурную динамику он рассматривает применительно ко всем важнейшим аспектам жизни и культуры западного общества, как смену культурных типов.

Человек, живя в обществе, является неотъемлемой его частью. Человек и общество взаимосвязаны, они оказывают воздействие друг на друга. Всё то, что происходит с обществом, оказывает влияние на человека. Рассматривая всё происходящее в обществе в динамике, П. Сорокин на основе обширных доказательств констатирует кризис всех важнейших аспектов жизни, уклада и культуры западного общества. Кризис западного общества - серьёзное явление, потому что затрагивает всю западную культуру и общество. Это – “кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу.

Культура (по П. Сорокину) – это единство, все составляющие части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают главную ценность.

Центральным понятием для П. Сорокина является понятие ценность - фундамент всякой культуры. По определению П. Сорокина, “любое общество можно описать и понять лишь только через призму присущей ему системы значений, форм, ценностей. Эта система суть единовременное культурное качество”. Ценности охватывают всю духовную жизнь общества: науку, религию, этику, нравы, обычаи.

Все части культуры взаимосвязаны, при этом, если изменяются одни, изменяются и другие ее составляющие. Происходит изменение характера ценностей → изменение технологического характера.

В своей работе П. Сорокин дает анализ состояния изящных искусств западной культуры и отмечает, что они “являются наиболее чувствительным зеркалом, отражающим общество и культуру, составной частью которых являются. Каковы культура и общество, таковы будут и изящные искусства”.

П. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет» - это ценности и значения, отдельные образы, идеи, чувства. Они образуют сферу духа.

В зависимости от доминирующих ценностей выделяются 3 типа культуры:

1) идеациональный тип – характерен для буддистской, греческой культуры VIII-VI вв. до н. э. и европейского Средневековья.

2) чувственный тип – развивается с XVI в. в Европе, это современный тип.

3) идеалистический тип – ориентирован на позитивные ценности, избегает патологических и негативных явлений, умение терпеливо переносить удары судьбы и беды. Жизнь в ужасных, жестоких условиях характерна для такой культуры.

Эти типы культур были выделены П. Сорокиным путем качественного и количественного анализа более стони тысяч картин и скульптур восьми ведущих европейских стран с начала средних веков и вплоть до 1930 года.

«Социальная и культурная динамика» - исследование истории мировой культуры. Типология культур, разработанная П. Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Кризис западной культуры – разрушение формы культуры, за ним следует переходный период, после него будет новая форма культуры с другими ценностями.

Наиболее очевидны проявления кризиса современной чувственной культуры в сфере морали. П. Сорокин выделяет основные черты современной кризисной морали:

1. Полезность, утилитарность. Современный человек делает только то, что ему полезно и выгодно. И даже к религии он относится предельно утилитарно, исходя из тезиса: ''Если верить, что бог полезен, он существует''.

2. Гедонизм. В наше время ценится только то, что доставляет удовольствие, развлечение.

3. ''Денежное сумасшествие''. Из всего извлекается денежная выгода - политики, науки, спорта, искусства,

4. Моральный релятивизм, нигилизм, отсутствие моральных ценностей, которые считались бы абсолютными и священными. Это неизбежно приводит к моральной анархии, к тому, что каждый человек оказывается собственным моральным законодателем.

5. Господство силы и принуждения в социальной жизни и отношениях между людьми.

П. Сорокин подчеркивает, что разрушается только доминирующая форма культуры, но она не существует в чистом виде, кроме нее развиваются и другие формы.

Культура развивается по своим внутренним законам, внешние факторы могут ускорять или замедлять ее развитие, ослаблять или усилять проявление ее свойств.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.