Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Темы 5 - 6. Творчество И.А. Бунина в свете развития его философской концепции. Философский психологизм И.А. Бунина периода позднего творчества (20е – н. 50х гг. ХХ века)



1. «Интуитивная философичность» творчества 1890-1900 гг.

2. Собственно философский период творчества (1910-е гг. ).

3. Триада «жизнь – любовь – смерть» как семантическая доминанта позднего творчества Бунина.

4. Медиумическая функция категории «любовь» в творчестве Бунина

5. Концепция «покаяния» в позднем творчестве Бунина.

 

Период Основные особенности Произведения
1. Раннее творчество (1890-1900-е гг. ) – период интуитивной философичности Происходит освоение основных черт окружающего мира. Большая часть произведений посвящена России. По Бунину, Россия стоит на краю пропасти, т. к. русское дворянство (душа России) отошло на второй план и скоро вовсе исчезнет, что повлечет за собой неизбежную гибель крестьянства - «тела» России, которое не сможет самостоятельно существовать, если его покинет душа. Рассказы «Танька», «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и др.; лирика
2. Зрелое творчество (1910-е гг. ) – собственно философский период Период формирования философской системы Бунина. По Бунину, в начале XX века мир кардинально изменился, т. к. вошел в новую стадию развития – цивилизацию. Цивилизация – это благо для тела, но гибель для души. Бог не властен над миром цивилизации, где царит Дьявол. Человек страдает в этом мире, и единственным избавлением для его души является смерть. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»; повести «Суходол», «Деревня» и др.
3. Позднее творчество (1920 – н. 1950-х гг. ) – философско-психологический период Бунин, не принявший революцию 1917 года, эмигрирует во Францию, где остается до самой смерти. В этот период центральной темой его творчества становится тема любви. Финалы всех произведений этого периода глубоко трагичны, т. к., по Бунину, любовь позволяет человеку понять, что его жизнь ужасна, и приближает душу к освобождению – смерти. Бунин размышляет о судьбах России и приходит к выводу, что у нее есть только один путь – путь покаяния в своих грехах.   Цикл рассказов «Темные аллеи»; роман «Жизнь Арсеньева»

Тема 7. Русский декаданс

1. Понятие кризиса в современной философии искусства и культурологии.

2. Понятие «декаданс».

3. «Троеевангелие от декаданса»: этика (Н. Минский), философия (Ф. Ницше), эстетика (Д. Мережковский).

 

Кризис – непременный этап в развитии культуры, придающий динамику культурному процессу. История культуры есть чередование эпох «расцвета» и «упадка». (Концепции Г. В. Ф. Гегеля, К. Ясперса, Д. Чижевского)

Кризис культуры связан с переосмыслением слагаемых смыслового ядра культуры.

Кризис рубежа XIX – XX вв. переживается столь остро, т. к. это первый осознанно переживаемый человечеством кризис культуры. (работа О. Шпенглера «Закат Европы»)

Характерной чертой творчества представителей старшего поколения русских символистов, заявивших о себе уже в 80-е гг. XIX в. является особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже XIX – XX веков, который получил название декаданс или декадентство (от позднелат. decadentia - упадок)

Основные черты декадансного мировоззрения:

1) пессимистическое отношение к миру;

2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света;

3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть;

4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.;

5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм,

6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.