|
||||||||||||||
Темы 5 - 6. Творчество И.А. Бунина в свете развития его философской концепции. Философский психологизм И.А. Бунина периода позднего творчества (20е – н. 50х гг. ХХ века)Стр 1 из 3Следующая ⇒ 1. «Интуитивная философичность» творчества 1890-1900 гг. 2. Собственно философский период творчества (1910-е гг. ). 3. Триада «жизнь – любовь – смерть» как семантическая доминанта позднего творчества Бунина. 4. Медиумическая функция категории «любовь» в творчестве Бунина 5. Концепция «покаяния» в позднем творчестве Бунина.
Тема 7. Русский декаданс 1. Понятие кризиса в современной философии искусства и культурологии. 2. Понятие «декаданс». 3. «Троеевангелие от декаданса»: этика (Н. Минский), философия (Ф. Ницше), эстетика (Д. Мережковский).
Кризис – непременный этап в развитии культуры, придающий динамику культурному процессу. История культуры есть чередование эпох «расцвета» и «упадка». (Концепции Г. В. Ф. Гегеля, К. Ясперса, Д. Чижевского) Кризис культуры связан с переосмыслением слагаемых смыслового ядра культуры. Кризис рубежа XIX – XX вв. переживается столь остро, т. к. это первый осознанно переживаемый человечеством кризис культуры. (работа О. Шпенглера «Закат Европы») Характерной чертой творчества представителей старшего поколения русских символистов, заявивших о себе уже в 80-е гг. XIX в. является особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже XIX – XX веков, который получил название декаданс или декадентство (от позднелат. decadentia - упадок) Основные черты декадансного мировоззрения: 1) пессимистическое отношение к миру; 2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света; 3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть; 4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.; 5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм, 6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем.
|
||||||||||||||
|