Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задорожная М. В.. Марина Задорожная. ПРЕДИСЛОВИЕ



 


Марина

Задорожная

 

 

Бездомная

муза

 

стихи

 

 

 

Новокузнецк

2020

УДК  821. 161. 1”1992/…”

ББК 84(2Рос)6     

           З-15

 

 

Задорожная М. В.

З-15   Бездомная муза. — Новокузнецк, 2020. — 84 с.

ISBN 8-978-5-6041376-6-6

Марина Задорожная — саксофонист, вокалист, автор песен, поэт и преподаватель из Новокузнецка. Выпустила три сольных музыкальных альбома: «Один день из жизни моей» (2008), «Back to reality» (2013) и «Кинохроники» (2019). Поэтический сборник публикует впервые.

УДК 821. 161. 1”1992/…”

ББК 84(2Рос)6

                                                                                              З-15

  

 

ISBN 8-978-5-6041376-6-6                            © Задорожная М. В., 2020




Можно творить в одиночестве,

но это творчество всегда будет

обращено лицом к людям.

«Бездомная муза» ищет своего

читателя, который вдохновится

не только рифмой и ровной

строкой,  но, в первую очередь,

 искренними чувствами.

Эти стихи о городах, пробках

в час пик, о характерах,

встречах и расставаниях,

музыке и тишине, о соседних

дворах и далёких странах,

о чудесах и повседневности,

 о ремесле и искусстве,

о жизни и всём, что её касается.

Марина Задорожная



 

     
 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Кирилл Ковальджи, мой отец, написал немало предисловий к поэтическим сборникам, и чаще всего это были первые сборники молодых или просто доселе неизвестных широкой публике поэтов. Он любил это делать, любил находить таланты и помогать им обрести читателя. Отца уже давно нет, а еще раньше, как он часто замечал, не стало и «читателя». Поэзия ушла из современного медиа-пространства куда-то на малозаметную обочину. Смешные тиражи литературных журналов, даже с самыми исторически громкими именами, говорят о том, что поэты пишут, в сущности, друг для друга плюс родственники и знакомые.

Поэзия сегодня не генерирует «событий». И дело вовсе не в отсутствии достойных стихов — они есть, они пишутся; в иные времена культурно значимыми событиями становились и стихи более низкого качества. Поэзия не умерла (сколько раз уже провозглашали смерть тех или иных видов искусства! ), просто таково свойство нынешнего времени, и мне кажется, что это, как всегда, не навсегда. Читатель вернется, и на очередном витке спирали откроется многое из того, что ныне пребывает в тени.

Уверен, что если бы я представленные в этой книжке стихи принес отцу, он сказал бы о них немало добрых слов и, весьма возможно, написал бы предисловие к первому сборнику автора. Теперь за это берусь я, хотя и не могу, подобно отцу, помочь автору своим литературным авторитетом, ибо такового не имею.

Марина Задорожная — джазовый музыкант, и это сильно ощущается в ее текстах. Но она не «музыкант, пишущий стихи», она поэт. На удивление хорошо по нынешним временам чувствующий русское поэтическое слово, как традиционно-литературное, так и современное, а также активно и всерьез ищущий свою индивидуальную интонацию в поэзии.

Последнее очень важно. Гладко писать, условно говоря, «пушкинским языком» могут многие культурные и начитанные в поэзии люди. А вот обрести свой, неповторимый и узнаваемый голос, открыть новый поэтический язык — это удел настоящих поэтов. Многим кажется, что обычные средства в поэзии давно исчерпаны, и найти нечто новое можно только через авангард, пост-авангард, пост-пост-что-то-там... Не обязательно! Окуджава, к примеру, писал после большинства великих русских поэтов от Пушкина до Пастернака. Но я помню, как зашел в кабинет отца, заглянул в лежащую на столе открытую книгу и, прочитав всего две строчки, сразу понял, что это Окуджава — абсолютно узнаваемая интонация, хотя всё во вполне традиционных рамках.

В поисках своего поэтического голоса Марина Задорожная тоже не отправляется на некие неизведанные территории, не пытается устраивать словесные перформансы, а идет самым, на мой взгляд, достойным путем — опираясь на смысл и чувство, ищет для них наиболее органичные формы выражения.  

Свежая мысль, глубокое чувство и оригинальный взгляд остаются первичными и порождают при этом столь же свежую и оригинальную интонацию. Форма не заменяет содержания, а служит ему, раскрывает и усиливает. Ей чужда идея «спрятаться за форму», за псевдо-интеллектуальность или за что-либо еще, что выражается словами «ничего не понятно — значит, круто». Ей есть, что сказать, и она хочет найти для каждого высказывания подходящие средства. И иногда это может оказаться нечто изящное и почти «вертинское», а иногда нечто жесткое и почти «маяковское» — что потребуется.

Отсюда стилистическое разнообразие, но оно не превращается в пестрый парад стилизаций, поскольку никоим образом и не является им. Просто Марина Задорожная не только ищет «свою» интонацию, но и достаточно осмотрительна, чтобы не становиться рабыней какого-то одного стиля, пусть и оригинального. И эта свобода — тоже стиль. Скажем, на пластинках «Битлз» нежнейшая баллада под струнный квартет могла соседствовать с залихватским рок-н-роллом, но кто скажет, что у них не было стиля? С другой стороны, в ключевых и самых объемных текстах сборника (прежде всего, в поэмах «На остановке» и «Бездомная муза») виден вполне «свой» стиль или, как минимум, вполне конкретное направление в его поисках.

Еще одним весьма ценным свойством стихов Марины Задорожной является ирония и самоирония, которая присутствует даже в самых серьезных и совсем не иронических текстах. Это всегда признак, так сказать, творческого здоровья и творческой честности.

 

Я сознательно не помещал в предисловии, как это обычно делается, удачные цитаты из сборника, не желая вырывать их из контекста. Пусть читатель самостоятельно сполна получит удовольствие от представленных здесь стихов. Сборник весьма невелик по объему, но поэзия такими категориями и не мыслит, она есть концентрат мыслей и эмоций, хорошие стихи читаются и перечитываются не раз, как многократно слушаются хорошие мелодии. Этот сборник именно таков — он достаточно быстро читается залпом от начала до конца, но на этом не заканчивается, не уходит, а остается с тобой, требуя возвращения к себе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.