|
|||
«Лихой купец Калашников»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Данный урок по традиционной в практике преподавания литературы теме не является традиционным по своему типу – это урок применения полученных знаний, что реализуется благодаря применению технологии решения ситуативных задач. Урок построен в системе компетентностного подхода и позволяет работать над формированием личностной, литературоведческой, информационной, коммуникативной, социальной компетентностями. Большое внимание уделяется на уроке рефлексивной деятельности, что позволяет обучающимся не только анализировать учебные достижения, но и идти путём самопознания.
Тип урока: урок применения полученных знаний. Цель урока: создание условий для применения изученного материала (поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова») в целях новой трактовки изученного произведения. Задачи: 1. Развитие и диагностика коммуникативной и литературоведческой компетентностей. 2. Формирование навыков работы с текстом литературного произведения и проблемного анализа художественного образа. 3. Развитие навыков монологической речи. 4. Развитие способов взаимодействия учащихся при выполнении учебных и творческих заданий. 5. Развитие личностной рефлексии. 6. Воспитание осознания ситуации выбора, ответственности за него на основе нравственных ценностей и идеалов.
Оборудование: текст произведения, раздаточный материал, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Ход урока. 1. Организационный этап (1 мин. ). Приветствие, создание доброжелательной рабочей атмосферы. 2. Актуализация изученного материала и создание проблемной ситуации (6 мин. ). -На предыдущих уроках вы изучали творчество М. Ю. Лермонтова, и в центре внимания была его «Песня про купца Калашникова». Вспомним полное название произведения.
- Проверим, как вы усвоили материал этого произведения, решая онлайн –тест.
-Произведение изучено. Но я предлагаю посмотреть на известное произведение по-новому, а к формулировке темы и целей вернуться позднее.
Как сам Лермонтов определяет жанр произведения? - Песня. - Подберите однокоренные слова к слову песня. (Петь, пение, запевать, припевать, припев… воспевать. ) - Что же воспевается в «Песне про купца Калашникова»? (Честь, достоинство, семейные ценности, народные традиции. ) - С чьим именем они связаны? (Купца Калашникова. ) - Вспомним конец «Песни…» (Дети зачитывают отрывок со слов «Схоронили его за Москвой-рекой…») А знаете ли вы, кого так хоронили? ( Да, разбойников, преступников. ) - Итак, возникло противоречие: с одной стороны, Калашников защищает честь, достоинство, традиции, с другой стороны, его хоронят как преступника. Какая же проблема встаёт перед нами? ( Кто такой Калашников, герой или злодей? ) - Чтобы решить эту проблему, вновь обратимся к тексту произведения. 3. Разрешение проблемной ситуации и формулировка темы урока (11 мин. ). - «Песня…» Лермонтова близка к народной, поэтому автор скуп на характеристики героев. Мы можем увидеть их лишь в эпитетах. -Что такое эпитет? (Дети дают определение. ) Вспомним текст песни и вставим нужные эпитеты. А теперь выпишите из текста эпитеты, относящиеся к Калашникову. «статный молодец», « «красно солнышко», «удалой боец», «лихой боец», «душа грешная») - Все ли слова понятны? Что обозначает слово лихой? - Проверяем предположения по словарю Ожегова: «Лихой 1. Приносящий беду, злой, тяжкий. Лихой 2. Молодецкий, удалой». -О чём позволяет судить такая характеристика? (О неоднозначности героя, о сложности его характера) - Можем ли мы теперь сформулировать тему урока? Попробуйте. Какая мысль обязательно должна прозвучать в теме урока? - Мысль о сложности характера Калашникова. (Ребята предлагают формулировки темы урока. Если они не совсем точные, то учитель задаёт наводящий вопрос: - Какое слово, употреблённое самим Лермонтовым в поэме, наиболее полно характеризует героя? ) Тема урока «Лихой боец купец Калашников».
- Характер литературного персонажа проявляется прежде всего в действиях, в поступках. В какой сцене они ярче всего представлены? (В сцене кулачного боя Калашникова и Кирибеевича. ) - С какой целью собирается народ на Москве-реке? (Разгуляться, потешиться) - Приезжает туда и царь Иван Васильевич. А зачем идёт туда Калашников? (Защитить честь своей семьи. ) - Прочитаем сцену кулачного боя. (Просмотр видеоролика) - А теперь посмотрим, что представлял собой кулачный бой в Средневековой Руси. (Историческую справку о проведении кулачного боя зачитывает один ученик из группы). Сопоставьте данные историков и содержание «Песни…». Учащиеся работают с раздаточным материалом (см. приложение 1). - Сделайте вывод на основе проведённого сопоставления. - Калашников нарушает правила кулачного боя, причём «вольной волею», то есть специально. Он нарушает царский указ, запрещавший убийство во время потешных боёв. Нарушает Калашников и христианскую заповедь «Не убий». - Но народ Калашникова помнит, и мы, читатели, не испытываем к нему отвращения. Какой же можно сделать вывод? Как мы решим выявленную проблему? ( Герой неоднозначен, противоречив, сложен. ) - Да, он человек, со своими достоинствами и недостатками. Как часто бывает в жизни, когда мы, обиженные кем-то, действуем по-разному: можем перетерпеть, мстим или решаем конфликт мирным путём, а кто-то, к сожалению, вершит самосуд. А дано ли нам на это право? Задумывайтесь над этим, когда приходится принимать решение. 4. Создание мотивации для решения ситуативного задания и его выполнение (14 мин. ). - Сложность, противоречивость характеров литературных героев всегда привлекала кинематографистов, театральных режиссёров. Но у «Песни про купца Калашникова» история особая. Нет ни одного фильма, снятого по ней, практически не ставятся спектакли. Хотя в 1908 году сняли фильм, чёрно-белый, немой, но и он был утерян. А интересно было бы посмотреть фильм или спектакль по этому произведению? Тогда представьте ситуацию: - Вы режиссёр театра, где готовится постановка спектакля «Песня про купца Калашникова». Составьте рекомендации для актёров, претендующих на исполнение роли Калашникова. - Что такое рекомендация? ( Совет. ) - Как вы думаете, зачем нужны рекомендации для актёров? (Режиссёр может давать рекомендации актёрам, чтобы разъяснить им, как надо правильно играть роль. ) Каким способом вы бы стали составлять эти рекомендации? Что в них отразили бы? (В рекомендациях надо показать актёру, как он должен выглядеть, как себя вести, разговаривать, какую черту характера подчеркнуть и т. д. ) - Вы сейчас составили план своей работы. А теперь работаем в группах над составлением рекомендаций. На партах у вас карточки с заданием для каждой группы (см. приложение 2).
- Дома вы пытались подобрать музыку к различным сценам песни. (Заслушиваем). После обсуждения в группах учащиеся представляют результаты своей работы по одному из пунктов рекомендации и прикрепляют их на доску. Таким образом, постепенно получаются «Рекомендации для актёров», в которых ребята отразили своё понимание образа купца Калашникова. Здесь учителю необходимо обратить внимание на то, как отражена в «Рекомендациях» сложность, неоднозначность характера героя.
5. Рефлексивная деятельность по выполнению ситуативного задания (5 мин. ). -Проанализируйте свою работу и работу своей группы. Чтобы сделать это чётко, предлагаю воспользоваться вопросами (см. приложение 2). Ребята 2 мин. обдумывают ответы на вопросы, затем желающие озвучивают самоанализ. Учителю здесь необходимо заострить внимание ребят на том, что нового они узнали на уроке о себе (какие они, что, оказывается, умеют делать и т. п. ).
6. Целеполагание и подведение итогов урока (8 мин. ). - В начале урока вы затруднялись в постановке целей. Попробуйте сделать это сейчас. Дети формулируют цели урока: 1) Узнать что-то новое о произведении и его героях. 2) Учиться анализировать художественное произведение. 3) Использовать уже имеющиеся знания. - Достигли ли мы поставленных целей? Подведём итоги урока. (Да, достигли: работали над анализом художественного произведения, посмотрели на главного героя под новым углом зрения, познакомились с историей и правилами кулачных боёв, попробовали себя в роли режиссёров, составили рекомендации для актёров, которые будут играть роль купца Калашникова. ) - Домашнее задание. 1. Составить рекомендации для актёра, исполняющего роль другого героя (обязательное). - Урок окончен. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо.
Приложение 1 Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала XXвека. Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы. Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы. (По материалам журнала «Русская старина» 1913г. №6, 7) Приложение2 Каждая группа выполняет задание, номер которого соответствует номеру группы. Рекомендациядляактёров. Рекомендация – совет, пожелание. Дайте актёру советы: 1) по выбору костюма героя, 2) как он должен говорить, 3) чем отличаются его мимика и жесты, 4) каковы особенности его поведения, 5) в чём, по-вашему, «зерно» (суть) образа.
|
|||
|