Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





  «Лихой купец Калашников»



 

 Данный урок по традиционной в практике преподавания литературы теме не является традиционным по своему типу – это урок применения полученных знаний, что реализуется благодаря применению технологии решения ситуативных задач. Урок построен в системе компетентностного подхода и позволяет работать над формированием личностной, литературоведческой, информационной, коммуникативной, социальной компетентностями.

Большое внимание уделяется на уроке рефлексивной деятельности, что позволяет обучающимся не только анализировать учебные достижения, но и идти путём самопознания.

 

Тип урока: урок применения полученных знаний.

Цель урока: создание условий для применения изученного материала (поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова») в целях новой трактовки изученного произведения.

Задачи:

1. Развитие и диагностика коммуникативной и литературоведческой компетентностей.

2. Формирование навыков работы с текстом литературного произведения и проблемного анализа художественного образа.

3. Развитие навыков монологической речи.

4. Развитие способов взаимодействия учащихся при выполнении учебных и творческих заданий.

5. Развитие личностной рефлексии.

6. Воспитание осознания ситуации выбора, ответственности за него на основе нравственных ценностей и идеалов.

 

Оборудование: текст произведения, раздаточный материал, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

 

Ход урока.

1. Организационный этап (1 мин. ).

Приветствие, создание доброжелательной рабочей атмосферы.

2. Актуализация изученного материала и создание проблемной ситуации (6 мин. ).

 -На предыдущих уроках вы изучали творчество М. Ю. Лермонтова, и в центре внимания была его «Песня про купца Калашникова». Вспомним полное название произведения.

 

- Проверим, как вы усвоили материал этого произведения, решая онлайн –тест.

 

-Произведение изучено. Но я предлагаю посмотреть на известное произведение по-новому, а к формулировке темы и целей вернуться позднее.

 

Как сам Лермонтов определяет жанр произведения?

- Песня.

- Подберите однокоренные слова к слову песня.

(Петь, пение, запевать, припевать, припев… воспевать. )

- Что же воспевается в «Песне про купца Калашникова»?

 (Честь, достоинство, семейные ценности, народные традиции. )

- С чьим именем они связаны?

(Купца Калашникова. )

- Вспомним конец «Песни…» (Дети зачитывают отрывок со слов «Схоронили его за Москвой-рекой…»)

А знаете ли вы, кого так хоронили?

( Да, разбойников, преступников. )

- Итак, возникло противоречие: с одной стороны, Калашников защищает честь, достоинство, традиции, с другой стороны, его хоронят как преступника. Какая же проблема встаёт перед нами?

   ( Кто такой Калашников, герой или злодей? )

- Чтобы решить эту проблему, вновь обратимся к тексту произведения.

3. Разрешение проблемной ситуации и формулировка темы урока (11 мин. ).

  - «Песня…» Лермонтова близка к народной, поэтому автор скуп на характеристики героев. Мы можем увидеть их лишь в эпитетах.

-Что такое эпитет? (Дети дают определение. )

Вспомним текст песни и вставим нужные эпитеты.

А теперь выпишите из текста эпитеты, относящиеся к Калашникову.

 «статный молодец», « «красно солнышко», «удалой боец», «лихой боец», «душа грешная»)

- Все ли слова понятны? Что обозначает слово лихой?

- Проверяем предположения по словарю Ожегова:

«Лихой 1. Приносящий беду, злой, тяжкий.

  Лихой 2. Молодецкий, удалой».

 -О чём позволяет судить такая характеристика?

(О неоднозначности героя, о сложности его характера)

- Можем ли мы теперь сформулировать тему урока? Попробуйте. Какая мысль обязательно должна прозвучать в теме урока?

- Мысль о сложности характера Калашникова.

(Ребята предлагают формулировки темы урока. Если они не совсем точные, то учитель задаёт наводящий вопрос:

- Какое слово, употреблённое самим Лермонтовым в поэме, наиболее полно характеризует героя? )

Тема урока «Лихой боец купец Калашников».

 

- Характер литературного персонажа проявляется прежде всего в действиях, в поступках. В какой сцене они ярче всего представлены?

 (В сцене кулачного боя Калашникова и Кирибеевича. )

- С какой целью собирается народ на Москве-реке?

(Разгуляться, потешиться)

- Приезжает туда и царь Иван Васильевич. А зачем идёт туда Калашников?

(Защитить честь своей семьи. )

- Прочитаем сцену кулачного боя.

(Просмотр видеоролика)

- А теперь посмотрим, что представлял собой кулачный бой в Средневековой Руси. (Историческую справку о проведении кулачного боя зачитывает один ученик из группы).

Сопоставьте данные историков и содержание «Песни…».

Учащиеся работают с раздаточным материалом (см. приложение 1).

- Сделайте вывод на основе проведённого сопоставления.

- Калашников нарушает правила кулачного боя, причём «вольной волею», то есть специально. Он нарушает царский указ, запрещавший убийство во время потешных боёв. Нарушает Калашников и христианскую заповедь «Не убий».

- Но народ Калашникова помнит, и мы, читатели, не испытываем к нему отвращения. Какой же можно сделать вывод? Как мы решим выявленную проблему?

( Герой неоднозначен, противоречив, сложен. )

 - Да, он человек, со своими достоинствами и недостатками. Как часто бывает в жизни, когда мы, обиженные кем-то, действуем по-разному: можем перетерпеть, мстим или решаем конфликт мирным путём, а кто-то, к сожалению, вершит самосуд. А дано ли нам на это право? Задумывайтесь над этим, когда приходится принимать решение.

4. Создание мотивации для решения ситуативного задания и его выполнение (14 мин. ).

- Сложность, противоречивость характеров литературных героев всегда привлекала кинематографистов, театральных режиссёров. Но у «Песни про купца Калашникова» история особая. Нет ни одного фильма, снятого по ней, практически не ставятся спектакли. Хотя в 1908 году сняли фильм, чёрно-белый, немой, но и он был утерян. А интересно было бы посмотреть фильм или спектакль по этому произведению?

 Тогда представьте ситуацию:

- Вы режиссёр театра, где готовится постановка спектакля «Песня про купца Калашникова». Составьте рекомендации для актёров, претендующих на исполнение роли Калашникова.

 - Что такое рекомендация?

 ( Совет. )

- Как вы думаете, зачем нужны рекомендации для актёров?

 (Режиссёр может давать рекомендации актёрам, чтобы разъяснить им, как надо правильно играть роль. )

 Каким способом вы бы стали составлять эти рекомендации? Что в них отразили бы?

 (В рекомендациях надо показать актёру, как он должен выглядеть, как себя вести, разговаривать, какую черту характера подчеркнуть и т. д. )

- Вы сейчас составили план своей работы. А теперь работаем в группах над составлением рекомендаций. На партах у вас карточки с заданием для каждой группы (см. приложение 2).

 

- Дома вы пытались  подобрать музыку к различным сценам песни.

  (Заслушиваем).

После обсуждения в группах учащиеся представляют результаты своей работы по одному из пунктов рекомендации и прикрепляют их на доску. Таким образом, постепенно получаются «Рекомендации для актёров», в которых ребята отразили своё понимание образа купца Калашникова.

Здесь учителю необходимо обратить внимание на то, как отражена в «Рекомендациях» сложность, неоднозначность характера героя.

 

5. Рефлексивная деятельность по выполнению ситуативного задания (5 мин. ).  

-Проанализируйте свою работу и работу своей группы. Чтобы сделать это чётко, предлагаю воспользоваться вопросами (см. приложение 2).

Ребята 2 мин. обдумывают ответы на вопросы, затем желающие озвучивают самоанализ.

 Учителю здесь необходимо заострить внимание ребят на том, что нового они узнали на уроке о себе (какие они, что, оказывается, умеют делать и т. п. ).

 

 6. Целеполагание и подведение итогов урока (8 мин. ).  

- В начале урока вы затруднялись в постановке целей. Попробуйте сделать это сейчас. Дети формулируют цели урока:

1) Узнать что-то новое о произведении и его героях.

2) Учиться анализировать художественное произведение.

3) Использовать уже имеющиеся знания.

- Достигли ли мы поставленных целей? Подведём итоги урока.

 (Да, достигли: работали над анализом художественного произведения, посмотрели на главного героя под новым углом зрения, познакомились с историей и правилами кулачных боёв, попробовали себя в роли режиссёров, составили рекомендации для актёров, которые будут играть роль купца Калашникова. )

- Домашнее задание.

1. Составить рекомендации для актёра, исполняющего роль другого героя (обязательное).

- Урок окончен. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо.

 

Приложение 1

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала XXвека. Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

(По материалам журнала «Русская старина» 1913г. №6, 7)

Приложение2
Представьте ситуацию: Вы режиссёр театра, где готовится постановка спектакля «Песня про купца Калашникова». Составьте рекомендации для актёров, претендующих на исполнение роли Калашникова.

Каждая группа выполняет задание, номер которого соответствует номеру группы.

Рекомендациядляактёров.

Рекомендация – совет, пожелание. Дайте актёру советы:

1) по выбору костюма героя,

2) как он должен говорить,

3) чем отличаются его мимика и жесты,

4) каковы особенности его поведения,

5) в чём, по-вашему, «зерно» (суть) образа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.