Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рейтинг фильма



показать рейтинг

экспорт оценки

экспорт оценкиудалить оценку [рейтинг скоро обновится] [... сохранение оценки... ]

Рейтинг кинокритиков

 

Начало формы

Из книги «3500 кинорецензий»

оценка: 7. 0/10

Эта американская картина была в нашем прокате с излишне буквалистским (и как бы «гулаговским») названием «Конвой». А ведь речь идёт о колонне грузовиков марки «Мэк», которая движется по юго-западу США в сторону Мексики. Водители, возглавляемые Мартином по прозвищу Резиновый утёнок, протестуют против бесконечных придирок полиции, высоких цен на бензин и плохих условий работы. Незамысловатый сюжет, который фактически был основан на популярной песне, даёт режиссёру прекрасную возможность для создания будто бы «комикса дорог», современного «автовестерна» с потрясающими гонками на неповоротливых трейлерах и с нагромождением эффектных трюков, снимаемых Сэмом Пекинпа в излюбленной рапидной манере. А песни в исполнении Криса Кристофферсона (он играл ещё пятью годами ранее в подлинном вестерне «Пэт Гэррет и Билли Кид» того же постановщика) позволяют воспринимать «Автоколонну» как ироническую балладу или шофёрскую байку о противостоянии водителей и полицейских.

 

 

Поразительно — но спустя 30-ть лет этот фильм смотрится очень и очень достойно, и что удивительно стал более актуален для действительности, чем в 80-е годы. Кроме того, ни одного и близко подобного фильма я за тридцать лет не увидел. Несмотря на простой и незамысловатый сюжет, этот фильм подкупает романтикой дорог и красотой этих исполинов дорог, ну и безусловно обаянием Резинового Утенка. Хочу отметить, что в советский прокат дублированный фильм вышел урезанным наверно на четверть, если не на треть, и даже в одноголосом переводе полной версии есть непереведенные участки — так что рекомендую при просмотре полной версии скачать субтитры, текст которых прекрасно дополняет дублированный перевод, и значительно точнее и понятнее, чем одноголосый перевод.

Прозорлив был режиссёр Сэм Пекинпа, сняв в далёком уже 1978 году фильм «Конвой». Фильм имел неплохую кассу у себя на родине и за её пределами, и вот спустя каких-то семь лет докатился и до широкого советского зрителя. «Совэкспортфильм», тогдашний монопольный цензор советского кинопроката, после нескольких раздумий и долгого выбора, всё-таки выпустил «Конвой» на советские экраны. Основной идеей фильма, которая двигала советскими киночиновниками, была, крайне редкая для американских фильмов, идея солидарности (профессиональная, классовая, всенародная).

Стычка шофёров-дальнобойщиков даёт, как бы, толчок неостановимой цепной реакции. Коллеги-водители вступаются за товарища, попавшего в беду, к ним присоединяются новые и новые смельчаки. Вокруг грузовика, ещё недавно легко доступного свистка обнаглевшего шерифа, выстраивается вереница тяжёлых фур. И вот уже вспышка гнева справедливости со стороны обиженного властями простого человека выливается в мощное коллективное сопротивление…

Возвращаясь к начальной фразе моего отзыва (или рецензии, как хотите) на фильм «Конвой», хочу продолжить: в то время, начало и середина 80-х годов ХХ века, мы догадывались, но не верили в «хватательный беспредел» блюстителей порядка на дорогах. Теперь же, спустя 20 лет, когда нет Великой страны, а есть территория под громким названием РОССИЯ, где Прикрытые «собственными законами» берут столько, сколько захотят (а хотят они постоянно в геометрической прогрессии), мы постоянно сталкиваемся с дикими, порой необоснованными, поборами со стороны чиновников и инспекторов ДПС, в частности. Ну вот и пришёл к нам «долгожданный» Капитализм, о котором так долго говорили и которого так долго ждали…

Что же касается самого фильма, а, если быть точнее, его создателей, то, безусловно, здесь самой яркой фигурой является режиссёр Сэм Пекинпа. Надо заметить, это самый причудливый, самый противоречивый и переменчивый режиссёр среди своих коллег из Голливуда. Каждая из его работ, имевшая огромный резонанс и хорошую кассу, построена, прежде всего, как напряжённое, стремительно разворачивающееся действие. Невольно создаётся впечатление, что Сэм Пекинпа, этот даровитый постановщик, больше всего «озадачен» тем, чтобы «захватить» звание «самый, самый» (самая лучшая погоня, самая лучшая драка, самая лучшая перестрелка и т. д. и т. п. ).

В «Конвое» режиссёр остался верен себе и сделал по настоящему захватывающее зрелище. Здесь есть всё, чтобы позабавить зрителя: лихие погони на тяжёлых грузовиках, зубодробильные драки, невероятные трюки и, конечно же, юмор (а как же без него в таких «пружинных» фильмах? ).

Что же касается актёрских работ, то, конечно же, прекрасное артистическое «соло» выдал Крис Кристофферсон. Я считаю, что роль Роберта Дака по прозвищу Утёнок стала лучшей в кинокарьере актёра. Кристофферсон создал мужественный образ дальнобойщика, который в нужный момент готов взять на себя роль вожака, сплотить вокруг себя многих единомышленников.

Одного из «боевых» товарищей Утёнка сыграл известный американский актёр Берт Янг. Актёр, я не спорю, неплохой, но он мне больше всего запомнился по роли тренера Роки Бальбоа в знаменитых фильмах-драмах о боксёре Роки с участием Сильвестра Сталлоне.

В роли туповатого шерифа-взяточника, против произвола которого и начался весь этот сыр-бор, снялся не менее популярный Эрнест Боргнайн, а роль подруги Утёнка Мелисы сыграла Эли Макграу. Надо заметить, что актриса ничем особо никогда не выделялась (если только удачно дополнила актёрский дуэт Стиву Маккуину в фильме всё того же Сэма Пекинпа «Побег», снятого в 1972 году). И в «Конвое» всё прошло для актрисы обычно, тихо и обыденно.

В конце хочу заметить, что жанровый канон фильма «Конвой» остаётся самим собой, а Пекинпа остаётся Пекинпа, и в финале фильма зрителя вновь захватывает безумная стихия чистого приключенчества…


   

Он знает лучше всех, что наша жизнь шоссе

Что можно сказать об этом фильме? Фильме, ¾ хронометража которого приходится на движение большегрузов по пыльным дорогам южных штатов США, из точки А в точку В? При пристальном внимании оказывается не так уж мало. Он разительно отличается от многих фильмов, где сюжет базируется на «стальных конях». Здесь вы не увидите погонь на сумасшедших скоростях, форсированных двигателей, и армию девушек в бикини (хотя одна всё же имеется). Этот фильм не столько о машинах (не в укор «Форсажу» будет сказано), сколько о людях, сидящих в них, за «баранкой». На фоне банального передвижения колонны мощных американских грузовиков, развивается многогранный сюжет о жизни обычных американских работяг и Америки конца 70-х в целом. Здесь есть и противостояние шоферов и копов, перешедшее в итоге в протест против системы. Есть и лёгкий налёт политической интриги, когда возникший протест пытается «оседлать» губернатор одного из штатов в предвыборных целях. Затрагивается тема продолжавшегося расового не равенства в американском обществе, особенно ярко выраженного на юге США, на примере чернокожего дальнобойщика ставшего жертвой полицейского беспредела. Присутствует и романтическая линия, в отношениях главного героя и случайной попутчицы. Ну а ближе к финалу фильма, всё выше описанное, переходит в дорожный боевик с погонями, с засадами на дорогах, с тараном полицейских машин и стрельбой из танкового пулемёта. Данный фильм отличный образчик голливудской фабрики грёз тех времён, когда фильмы кроме красивой картинки, спецэффектов и актёров с идеальными формами, имели социально значимый сюжет, не попадая при этом под термин «кино не для всех».

Американский характер

Вечная слава тому энтузиасту из «Совэкспортфильма», что сумел «пробить» в 80-е все цензурные стены, представляя строгой комиссии «Конвой» как фильм о классовой борьбе работников американской транспортной промышленности за свои права! Конечно, для советских органов выпуск этого кино на экраны был большой идеологической ошибкой, но что сейчас об этом! Тогда мы, пацаны-пятиклассники, за полтора часа просмотра получили такую мощную «инъекцию правды» об американской жизни, что этот иммунитет работает и сегодня, когда новые идеологи пытаются навязать предвзятое мнение об американцах как о вконец протухшей нации потребителей. Со времен Джека Лондона и Джона Стейнбека настоящий, подлинный американский характер ничуть не изменился! По-прежнему в его основе — готовность помогать, забыв о своих личных интересах, и вечная «пионерская» тяга к приключениям. Крис Кристоферсон в роли «Резинового Утенка» на долгие годы стал символом настоящего американского трудяги — сухощавого, загорелого, умеющего работать — но работать себе в радость, не теряя вкуса к жизни! Конечно, сытое существование американцев и приостановившаяся работа легендарного «плавильного котла» слегка разжижают лучшие национальные качества — но где этого нет?! Найти «настоящего россиянина» сегодня не менее сложно! Ну, а все эти американские грузовики-капотники — вообще отдельная песня! Уверен — те, кто сегодня в России покупают для работы подержанные «Фреды» (Freightliner) и «Кены» (Kenworth), в молодости смотрели «Конвой» и навсегда попали под обаяние этих монстров. Это иррациональное чувство — любовь к американским машинам, с калькулятором к таким покупкам не подходят! Стоит ли говорить, что наши советские грузовики на фоне этих красавцев смотрелись как… да вообще никак не смотрелись! Увы, и сегодня мало что изменилось! Итак, «Конвой» — незатейливый голливудский экшн с черно-белыми персонажами — для советских людей стал фильмом идеологическим. А это дорогого стоит! Если конкретнее — 9 из 10.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.