|
|||
МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.Стр 1 из 2Следующая ⇒ МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. 1. Повторение изученного. - А в каком разделе науки о языке изучаются части речи? - Значит мы сегодня отправимся в страну МОРФОЛОГИЮ. Запишем число и тему урока. А сейчас внимательно послушайте сказку. В морфологии живут слова разных частей речи, у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а работают в Синтаксисе. Каждая из частей речи стоит на « трех китах» - трех грамматических признаках. Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение (это то, что она обозначает: предмет, признак, действие, число) Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками; некоторые из них часто служат нескольким частям речи: число, род, падеж; а некоторые – только одной части речи: спряжение, склонение… Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: играть синтаксическую роль. При этом части речи не равноправны: одни самостоятельные «владеют» большим количеством морфологических признаков, «играют» важную синтаксическую роль в предложении; другие служебные «обслуживают» самостоятельные, связывая их между собой, они связисты, в чем-то похожие на телефонистов: раз – и связаны слова в предложения, два – и появилось дополнительное значение к слову или даже предложению. С ними нельзя вступать в диалог, в то время как каждая самостоятельная часть речи постоянно отвечает на ряд вопросов – это просто ее обязанность, а вопросы – свои у каждой части речи. - Давайте определим для себя цель сегодняшнего урока. Что мы должны вспомнить (знать). В чем потренироваться и проверить свои знания (уметь)? 2. Повторение общих грамматических признаков известных частей речи: ( выполняя упражнения пользуйтесь вспомогательной таблицей – см. в конце документа) А) Область, в которой мы сейчас находимся, обозначается ОЗ. Как вы думаете, что это обозначает? (общее значение) Общее значение части речи выражается в вопросе. Запишите в столбик все части речи с вопросами. Приведите примеры. Б) А сейчас, пользуясь составленной таблицей, давайте ответим на вопросы параграфа81 В) Проверочная работа – упр. 490 3. Повторение морфологических признаков МП. - Наша задача: вспомнить, что мы знаем о морфологических признаках частей речи. - Выполнить упр. 491. - Игра «Четвертое лишнее» (потренируемся в умении определять ч. р. ) - грустно, весело, радостный, печально; - садясь, поднимая, опускать, приближаясь; - увлеченный, завершенный, присыпанный, туманный; - преследуя, задумываясь, приглядеться, услышав; Г) ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. Заполнение карточки: знак + ставится напротив той ч. р., к которой это слово относится. (см. приложение). Взаимопроверка, выставление оценок в лист самоконтроля. 4 Синтаксическая роль частей речи. Разбор предложений. 1) Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. 2) Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. 3) Птицы, собирающиеся в стаи, готовились к дальнему перелету.
Дома: Спиште текст, вставив попущенные буквы. Подчеркните основы предложений. 1) (Не) удобриш_ рож_ - собереш_ хлеба на грш_. 2)(По) прежнему, (не)переставая идут (по)осеннему мелкие дожди. 3) Вода теч_т (в)низ, а человек стреми… (в)верх. 4) (В)течени_ нескольких часов моя корзина была так (же) полна, как корзина отца. 5) Грузович_к остановился пнред (не) большой, увитой плющ_м дачей. 6)(Не) отправленное письмо лежало на столе. 7)Он шел (на) встречу преградам. 8) Мы выехали (на) встречу с природой. .
|
|||
|