Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.



МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Повторение изученного.

- А в каком разделе науки о языке изучаются части речи?

- Значит мы сегодня отправимся в страну МОРФОЛОГИЮ. Запишем число и тему урока. А сейчас внимательно послушайте сказку.

В морфологии живут слова разных частей речи, у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а работают в Синтаксисе.

Каждая из частей речи стоит на « трех китах» - трех грамматических признаках.

Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение (это то, что она обозначает: предмет, признак, действие, число)

Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками; некоторые из них часто служат нескольким частям речи: число, род, падеж; а некоторые – только одной части речи: спряжение, склонение…

Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: играть синтаксическую роль.

При этом части речи не равноправны: одни самостоятельные «владеют» большим количеством морфологических признаков, «играют» важную синтаксическую роль в предложении; другие служебные «обслуживают» самостоятельные, связывая их между собой, они связисты, в чем-то похожие на телефонистов: раз – и связаны слова в предложения, два – и появилось дополнительное значение к слову или даже предложению. С ними нельзя вступать в диалог, в то время как каждая самостоятельная часть речи постоянно отвечает на ряд вопросов – это просто ее обязанность, а вопросы – свои у каждой части речи.

- Давайте определим для себя цель сегодняшнего урока. Что мы должны вспомнить (знать). В чем потренироваться и проверить свои знания (уметь)?

2. Повторение общих грамматических признаков известных частей речи: ( выполняя упражнения пользуйтесь вспомогательной таблицей – см. в конце документа)

А) Область, в которой мы сейчас находимся, обозначается ОЗ. Как вы думаете, что это обозначает? (общее значение)

Общее значение части речи выражается в вопросе. Запишите в столбик все части речи с вопросами. Приведите примеры.

Б) А сейчас, пользуясь составленной таблицей, давайте ответим на вопросы параграфа81

В) Проверочная работа – упр. 490

3. Повторение морфологических признаков МП.

- Наша задача: вспомнить, что мы знаем о морфологических признаках частей речи.

- Выполнить упр. 491.

-  Игра «Четвертое лишнее» (потренируемся в умении определять ч. р. )

- грустно, весело, радостный, печально;

- садясь, поднимая, опускать, приближаясь;

- увлеченный, завершенный, присыпанный, туманный;

- преследуя, задумываясь, приглядеться, услышав;

Г) ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Заполнение карточки: знак + ставится напротив той ч. р., к которой это слово относится.

(см. приложение). Взаимопроверка, выставление оценок в лист самоконтроля.

4 Синтаксическая роль частей речи.

 Разбор предложений.

1) Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. 2) Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. 3) Птицы, собирающиеся в стаи, готовились к дальнему перелету.

 

Дома: Спиште текст, вставив попущенные буквы. Подчеркните основы предложений.

1) (Не) удобриш_ рож_ - собереш_ хлеба на грш_. 2)(По) прежнему, (не)переставая идут (по)осеннему мелкие дожди. 3) Вода теч_т (в)низ, а человек стреми… (в)верх. 4) (В)течени_ нескольких часов моя корзина была так (же) полна, как корзина отца. 5) Грузович_к остановился пнред (не) большой, увитой плющ_м дачей. 6)(Не) отправленное письмо лежало на столе. 7)Он шел (на) встречу преградам. 8) Мы выехали (на) встречу с природой. .



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.