|
|||
Электронные ресурсы. Печатный ресурс
Тема: Перепланировка Пскова. Псков губернский.
Задание – завязка: Пред вам памятник а) кому посвящён памятник? б)где в Псковской земле находиться памятник? (Если не смогли ответить или не уверены в своем ответе попробуйте ещё раз в конце занятия).
1. Познакомьтесь с историческим материалом по истории Псковской земли 18 в. (См. печатный ресурс№1, 2) Здание - а) Какие города посетила Екатерина II б) какие изменения произошли в Псковской земле после визитаЕкатериныII
2. Ознакомиться с материалом электронного ресурса и совершить виртуальное путешествие (см. дополнительной экскурсионный маршрут) « Здания XVIII века в Пскове».
3. Соотнесите здания с планом Пскова 1774 см. печ. Приложение 3)
4. Дополнительное задание: Узнайте самостоятельно историю учебных заведений, которые появилсь в Пскове в 18 веке и создайте презентацию.
Электронные ресурсы
https: //pskovskij-putevoditel-okuneva. blogspot. com/2018/11/Zdanija-XVIII-veka-v-Pskove. html
Печатный ресурс 1. Матушка-царица Екатерина Вторая, утверждавшая, что «глаз хозяина кормит лошадь», была второй после Петра Великого коронованной особой, любившей поездки по бесконечному раздолью «невозделанной страны». В мае-июне 1780 года венценосная путешественница навестила Белоруссию. Дорога до Могилева и обратно пролегала через Псковский край…
«ЧТОБЫ ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ» За время своего 34-летнего правления Екатерина Вторая совершила 7 поездок по России. К моменту путешествия в Могилев, уже четвёртого по общему счету, предприимчивая государыня побывала в Ростове, Прибалтике, проплыла сотни верст по Волге. Своему французскому спутнику графу Сегюру она говаривала: «Я путешествую не для того, чтобы осматривать местность, но чтобы видеть людей». Но монархиня лукавила: триумфальные вояжи являлись средством укрепления престижа и позволяли ей демонстрировать широту натуры. А именно, человеколюбие, милосердие, стремление к благотворительности.
Лишь во вторую очередь поездки носили инспекционный характер. Чтобы вторая цель достигалась успешнее, во все губернии и уезды за полгода были высланы анкеты из 16 пунктов. Местным властям предлагалось ответить на вопросы о численности населения, о созданных учреждениях, о комплектовании штатов. Спрашивалось, все ли дела решались без волокиты, имеются ли недоимки, увеличились ли оброчные доходы и так далее. В Нарве, где 11-12 мая 1780 года (здесь и далее – по старому стилю) была сделана первая остановке, были получены ответы на 14 вопросов. Администрация Гдова сподобилась ответить на 11, а псковичи заполнили только 9 строчек анкеты. Немаловажно, что накануне указом императрицы «Учреждения для управления губерний» 1775 года была начата широкая реформа территориального управления и суда. Создавались сложные губернские учреждения с участием трёх сословий. Возрастали требования к начальствующим лицам. Например, земский исправник обязывался отправлять свою должность «с доброхотством и человеколюбием к народу». Увы, историками будет признано, что новые учреждения мало улучшили самое управление, так как «худо применялись к обстоятельствам России» (слова Н. М. Карамзина).
ВСТРЕЧАЛИ МОЛИТВАМИ И САЛЮТОМ На границе Петербургской и Псковской губерний свиту встречали генерал-губернатор Я. Е. Сиверс и гражданский губернатор П. Д. Мансуров. Лютеранин Яков Ефимович Сиверс, начинавший писцом в коллегии иностранных дел при Елизавете Петровне, стал одним из передовых деятелей екатерининской эпохи. Императрица любила с ним беседовать. И переписываться по вопросам экономики, просвещения, охраны здоровья, прислушиваясь к умным советам. Сиверс был одним из авторов «Учреждения о губерниях», поэтому при встрече обоим было о чём поговорить… По прибытии в Гдов ( 12 мая в 6 часов вечера) Екатерина отправилась на молебен в собор. Но своё пребывание в городе она сократила. Уже 13 мая в 7 утра состоялось представление к руке императрицы местного дворянства и сразу – старт на Псков. В путевом журнале секретарь Екатерины А. А. Безбородко (с 1797 года – князь и канцлер) записал в Гдове: «Мещане торгуют мелочным товаром не более как на три тысячи рублей… Фабрик и промыслов никаких не имеют и в ремесленниках так скудны, что одеяние и обувь получают из других городов». Екатерина выделила здесь немного денег на постройку каменных домов и на развитие разных промыслов. И написала внучатам из Гдова: «Славное здесь место, дети мои! В нём найдёшь всё, кроме того, что нужно… Я бегу из этого места». В Псков прибыли в тот же день, 13 мая к 9 вечера, через деревни Замогилье, Несвицкое (остановка на обед), Ушаково, Толбицы. Екатерина прямо с дороги изволила шествовать в Свято-Троицкий собор. И по принятии поздравлений от архиепископа Иннокентия и всего псковского духовенства, приложившись к святым иконам и мощам, отправилась во дворец генерал-губернатора. А затем в отведённые для отдыха покои. Перед домом архиепископа и семинарией в тот вечер небо озарила праздничная иллюминация.
На другой день в Пскове – молебны в соборе, визит к архиепископу, сбор начальства ко двору. К столу были приглашены 58 особ, считая знатную свиту, в которую входили князь Г. А. Потёмкин, граф И. Г. Чернышев, сенатор Я. А. Брюс, гофмаршал Ф. С. Барятинский. За высочайшее здравие последовала пушечная стрельба. Народ с утра до глубокой ночи находился перед покоями императрицы «в великом множестве и с прямым оказанием своей радости». В этот день по распоряжению её императорского величества была отпета панихида памяти по епископу псковскому Симону Тодорскому. Ведь он был учителем богословия и русского языка у немецкой принцессы Софьи Федерики Августы, будущей Екатерины Великой… 15 мая после обедни императрица объездила город на реке Великой для его осмотра. А по возвращении приняла поздравления от ректора и учеников псковской семинарии. На следующий день в 11 часов утра государыне были представлены все дамы-дворянки. И в 3 часа пополудни был взят курс на город Остров. Деловая часть визита в Псков состояла в распоряжениях начать в следующем году межевание земельных угодий в губернии. Поручалось открыть мануфактуру, обслуживаемую наёмными рабочими из «бедного состояния». Выделялось для этого 5 тысяч рублей. Тысяча рублей была отпущена на заведение городской школы. Прощены соляные недоимки в казну в сумме 1500 рублей. Сделаны пожалования четырём монастырям по 150 рублей каждому.
«СОЛЁНАЯ КНЯГИНЯ» В почти ежедневных письмах императрицы невестке Марии Федоровне и внукам мы видим её памятливой, наблюдательной и ироничной. Вот она удивляется, какая заметная перемена в природе между Гдовом и Псковом: «Около Гдова едва показывались листья, здесь же (то есть, в Пскове) яблони и вишни в цвету и хлеб в поларшина. Говорят, разница между Псковом и Петербургом в трёх градусах». Когда ей сказали, что в Нарве секретаря Безбородко один из курьеров искал несколько часов, Екатерина пошутила: «Подумаешь, Нарва по обширности другой Париж, в нём пропадают без вести». Приехав в Псков, императрица сообщала близким, что на пути сюда она обедала «у одной княгини, насоленной как ветчина, буквально насоленной». Екатерина подробно описала, как при прощании княгиня подошла к её руке, а она поцеловала княгиню в щёку. И уже спускаясь с лестницы, почувствовала вдруг, что губы пропитаны солью. Шедший рядом обершталмейстер подтвердил, что рот императрицы весь … побелел. «Со дня представления солёной княгини я принимаю не иначе, как приказав приготовить стакан воды, чтобы смыть пятно со щёк моих», - писала Екатерина уже из Острова.
Немало опасений доставили путешественнице пышные по тогдашней моде прически и шляпы псковских дам. Они подчас угрожали её лицу при поклонах подданных. Екатерина: «С отъезда изо Пскова я поручила старшей из девиц Энгельгардт надзор над моими глазами: перед тем как принимать, она поправляет ленты и головные уборы у представляющихся дам. Я сильно пострадала от уборов сих во Пскове, вот что значит путешествовать, многому научишься! » Ничего крамольного в Пскове императрица не заметила и одно из писем закончила так: «кто видел Псков, знает и Новгород: оба города сии когда-то были соперниками в величии, а теперь оба наравне упали и похожи во всём друг на друга». Неприятные впечатления от псковских нравов остались у Безбородко, который коротко обмолвился в письме графу Воронцову 15 мая: «Завтра поедем далее, насмотревшись много нехорошего между дворянством, мещанами и прочими».
«УТОМЛЯЛИ ЖАРА И ОФИЦИОЗ» За лошадей в пути платились двойные прогоны (тарифы), так что путь между Псковом и Островом (50 км) занял всего два с половиной часа. Из Острова Екатерина писала: «Остров весьма живописен по своему местоположению, это бесконечный ряд холмов, словом, местность волнообразная по выражению англичан. Между холмами протекает река Великая, везде земля возделана, … словом, всё дышит жизнью. Здесь центр торговли льном, или, лучше сказать, центр обработки его, дороговизна в половину меньше, нежели во Пскове». Из Острова через Опочку и Витебскую губернию караван отправился в Полоцк. В этих местах, как обычно, были выделены деньги на постройку каменных домов, богаделен, церквей. В Могилеве, куда прибыли 24 мая, «северную Семирамиду» ждал инкогнито австрийский император Иосиф Второй для кулуарных переговоров. Она обворожила союзника не столько обходительностью, сколько умом: Иосиф беспрекословно принял все политические предложения русских. Неделя отдыха потребовалась, чтобы восстановить силы. Обратно двинулись несколько другой дорогой: на Великие Луки, Бежаницы, Порхов, Новгород. Погода стала жаркой. Из Великих Лук императрица писала 6 июня, что по пути редко встречаются жилища. И сетовала: «Нам до того надоела пустота, что вот уже дважды 24 часа, как мы решились просто заснуть и спим точно сурки. Мы позагорели и почернели все как негры». Но и многолюдные торжественные встречи уже изрядно надоели. Государыня: «Путешествие по России нынче стало делом невозможным: куда ни приедешь, везде двор, чинность, … постоянный выход». От Новгорода ехали без остановок, так что 12июня кортеж был уже в Царском Селе, завершив 35-дневный марафон по северо-западу. Потёмкинские деревни для Екатерины будут впереди, но уже тогда она имела избирательный взгляд на людей, факты и события. По словам историка М. М. Щербакова, она «видела и не видала». При проезде императрицы местные власти обязывались следить, чтобы не повышались цены на съестное. Населению вменялось надевать лучшие одежды, не напиваться до пьяна. Но – главное – не подавать каких-либо прошений… Упомянутый француз Сегюр в 1787 году скажет про Россию: «В этой стране учреждают слишком многое за раз. Беспорядок, связанный с поспешностью выполнения, убивает большую часть гениальных начинаний».
2. Императрица Всероссийская Екатерина II сыграла важную роль в истории Псковской губернии. Именно по её повелению образована Псковская губерния указом Правительствующего Сената от 23 октября (5 ноября) 1772 года с центром в городе Опочке, а 24 августа (6 сентября) 1776 года Екатерина II подписала указ Сенату «Об открытии Полоцкой и Псковской губерний», в соответствии с которым центром Псковской губернии стал город Псков.
В 1773 году Екатерина II утвердила указы о назначении уездными центрами города Гдов, Невель, Порхов, Себеж и об учреждении судов в Псковской губернии. Указом Екатерины II от 3 августа (16 августа) 1777 года велено «учредить город под наименованием Новоржев».
Кроме существенных изменений в административно-территориальном делении Псковских земель Екатерина II оказала серьёзное влияние и на градостроительство в Псковской губернии. В 1778 году императрица утвердила план губернского города Пскова, на который ориентировались архитекторы XVIII - XIX веков. В этом же году ею были утверждены планы уездных городов Великие Луки и Остров, а также велено было отпустить средства на строительство дороги от Гатчины до деревни Боровичи Псковской губернии. В 1781 году был утверждён «план устройства и урегулирования» города Порхова и гербы Пскова, Великих Лук, Новоржева, Опочки, Острова, Порхова.
Екатерина II внесла свой вклад в открытие учебных заведений и строительство церковных и других зданий в Псковской губернии. В 1780, 1784, 1787 годах маршруты поездок императрицы по стране проходили через Псковскую губернию.
Во время первой поездки Екатерина II повелела отпустить средства на основание казённой полотняной фабрики в Пскове, строительство Троицкого собора в Острове и каменной соборной церкви в Гдове, на заведение в 5 городах губернии школ и сиротского дома в Пскове, строительство 5 богаделен, для оказания помощи мещанам и неимущим гражданам городов Великие Луки, Гдова, Опочки, Острова, Порхова в строительстве жилых домов, внесла пожертвования 4 монастырям в Пскове и Троицкому монастырю в городе Великие Луки.
3. План Пскова 1774
|
|||
|