|
||||
cout << “Значение переменной var_name = ” << var_name << endl;
Сначала поговорим о выводе данных на монитор, так как вы, отчасти, уже с ним сталкивались в предыдущих уроках. Как вы помните, при помощи ключевого слова cout, мы можем вывести на монитор строку, которую пишем в “кавычках”, либо значение переменной, обратившись к ней по имени. Так же вы знакомы с оператором endl, который позволяет перевести вывод на следующую строку. И еще один важный момент – мы можем комбинировать вывод данных используя оператор < < несколько раз после cout: cout < < “Значение переменной var_name = ” < < var_name < < endl; Теперь мы познакомимся еще с несколькими специальными символьными последовательностями, которые помогут нам манипулировать выводом данных на экран. Вот перечень: · \n – аналог endl, но пишется прямо в кавычках за текстом · \t – добавление табуляции при выводе строчки на экран · \” – добавление в текст двойных кавычек · \’ – добавление в текст одинарных кавычек · \\ - добавление в текст символа \ (бэк слэш) · \a – звук (короткий гудок) Возможно, у вас возникнет вопрос по поводу бэк слэша. Он служит неким опознавательным символом для того, чтобы программа, читая ваш код, поняла, что этот символ и следующий – не просто вывод на экран, а некая команда, которую нужно исполнить. Разберем на следующем примере кода и того, что вывелось в консоли. 1 #include< iostream> 2 using namespace std; 4 int main() 5 { 6 setlocale(LC_ALL, " rus" ); 8 cout < < " \a\a\a\a\a\n"; 9 cout < < " \t\t\\ Цитата из фильма \" Джентльмены удачи\" \\ \n"; 10 cout < < " — Мы вам приклеиваем парик. \n"; 11 cout < < " — Так. \n"; 12 cout < < " — Рисуем татуировку. \n"; 13 cout < < " — Так. \n"; 14 cout < < " — И сажаем в тюрьму. \n"; 15 cout < < " — Так… А за что это? \n"; 17 return 0; 18 }
Вывод на экране будет следующим: Вот в строке 8, если бы мы не использовали с вами обратный слэш, на экран бы пошёл вывод пяти символов а. А так, мы услышим “прекрасную музыку”. В строке 9 тоже интересно: две табуляции, далее надо вывести на экран один бэк слэш, а фактически надо написать два, ну и берём в кавычки название фильма. В конце каждой строки вместо манипулятора потока endl ( < < endl ) который позволяет перейти на новую строку (фактически аналог кнопки Enter на вашей клавиатуре) удобнее и короче, в данном случае, использовать управляющий символ \n. Теперь поговорим о вводе данных пользователем с клавиатуры. Мы уже знаем – чтобы присвоить значение переменной, её можно инициализировать при создании либо присвоить значение ниже по ходу программы: имяПеременной = значение; А сейчас мы научимся записывать в переменную значение, которое вводит пользователь с клавиатуры. Мы можем организовать ввод данных используя операторы cin и > >. Синтаксис следующий: cin > > имяПеременной. Рассмотрим эту возможность на примере:
Запустите программу и обратите внимание – программа выполнит команду 11-й строки и, дойдя до оператора cin > >, остановится и начнется ожидание действия от пользователя. Надо ввести значение и нажать Enter. Как только переменная получит значение, введенное с клавиатуры, программа продолжит выполнение. Стоит отметить, что cin понимает и различает типы переменных. И если ввести в int символ, а не цифру, значение переменной не изменится. А если ввести несоответствующее значение в переменную, которая не инициализирована при создании, на экран будет показан какой-то остаточный “мусор” из переменной. Чтобы вводить символы – переменные надо объявлять типа char. Мы обязательно вскоре научимся с вами проверять правильность ввода данных пользователем. А так же научимся вводить с клавиатуры не одиночные символы, а целые строки.
|
||||
|