Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды беседы



 

4. Сходство и различие эвристического и исследовательского методов. Основные виды бесед. Какие вопросы и задания методисты называют проблемными? Что значит «проблемная ситуация»?

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Психическое существует, прежде всего, как процесс и вне процесса его нет. Само мышление -это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяются, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность школьника, надо создать и соответствующие внешние условия.

При проблемном изложении преподаватель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся - активные и заинтересованные слушатели.

Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, логические рассуждения, и собственные выводы. Естественно, этот метод используется в старших классах, он не всегда укладывается в рамки одного урока и имеет продолжение на факультативных, кружковых и отчасти домашних занятиях учащихся. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод.

Одна из популярных инновационных методик обучения — это эвристическое обучение.

В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.

Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике.

Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А. В. Хуторской).

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т. п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

· Терапевтическая беседа

· Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

· Автобиографическая беседа

· Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

· Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

· Телефонная беседа

Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

 

Проблемный вопрос – это вопрос, ответ на который не очевиден, требует от учеников размышления, поиска новой информации.

Пример проблемного вопроса: Почему археологи не нашли на Куликовом поле, где было большое сражение, ни одного меча?

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. являетсяначальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с. это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычнопонимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребностьв достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно изусловий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенностьпотребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. Отосознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельностиоператоров игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей.

 

5 вопрос:

Проблема анализа текста, являясь достаточно важной вакадемической науке, в школьном преподавании литературыстановится центральной. Методика преподавания литературы, используя в школьном анализе приемы постижения авторскойпозиции, опирается на достижения литературоведения, но, естественно, трансформирует способы научного истолкованияхудожественных текстов. Однако основное, главное назначениеприемов анализа — понятийное освоение текста, приближениечитателя к авторской мысли в единстве образного и логического

2. Анализ стиля

Авторское отношение к изображенному сказывается не только вобщем настроении произведения, но и в выборе слова-образа. Поэтому изучение стиля оказывается необходимым средствомуяснения позиции автора.

3. Изучение творческой истории произведения

Сопоставление художественного произведения с его реальнойосновой, в более частном виде — героя с прототипом, всегдаобнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил»писатель жизненный материал. Сопоставление художественногопроизведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию.

 

4. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя

Этот прием может быть применен в различных целях. Иногда сопоставление произведений одного писателя способно открыть общие основы его миросозерцания и художественного метода.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.