|
|||
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ1. Возле подъезда, выкрашенного в желтый цвет, сидели три старушки и сердито что-то выговаривали небритому (, ) пригорюнившемуся мужичку в трико и майке-безрукавке, сидевшему рядом с ними на корточках. («Полуденный бес») [небритый ‒ внешний вид; пригорюнившийся ‒ состояние; основание для сближения ‒ ‘несчастный, жалкий’] 2. Курослепов сидел на старом (, ) продавленном стуле, осторожно щупая его и проверяя на прочность. («Полуденный бес») [старый ‒ время изготовления; продавленный ‒ внешний вид; можно усмотреть причинно-следственную связь: старый и поэтому продавленный] 3. Есть кинохроника, где старого (, ) слабого Толстого в кресле вывозят на балкон яснополянского дома. («Святой против Льва») [старый ‒ возраст, слабый ‒ физическое состояние; можно усмотреть причинно-следственную связь: старый и поэтому слабый; основание для сближения ‒ ‘немощный’] 4. Но поступок Толстого не был действиями титана, решившегося на грандиозный символический жест. Это был поступок слабого (, ) больного старика, который мечтал об уходе 25 лет. («Лев Толстой: Бегство из рая») [грандиозный ‒ ‘поражающий своей мощью, величием, значением’, символический ‒ относительное прилагательное, ‘знаковый’] 5. [К нам вышел пожилой и некрасивый хозяин дома Арнаутов. ] Меня поразил его большой, узкий, красный и прыщеватый нос, повернутый на сторону. («Лев в тени Льва») 6. Шляпа и костюм странно не сочетались с чистеньким, будто вылепленным из нежного розового воска лицом молодого человека, с его простоватым (, ) веснушчатым носом, безвольным подбородком, покрытым цыплячьим пухом, и роскошными ресницами, из-за которых по-женски томно смотрели серые (, ) большие (, ) внимательные глаза. («Полуденный бес») 7. Впечатление портил слишком большой рот со слегка отвисшей нижней губой, придававшей лицу вызывающе-презрительное выражение. («Полуденный бес») 8. [Этот спор на кухне квартиры Барского продолжался уже полчаса. ] Горячились приехавший из Малютова немолодой священник, кругленький, с красной ряшкой и глубокими залысинами, покрытыми крупными каплями пота, и вольный московский художник по прозвищу Сид... («Полуденный бес») 9. Господин, наоборот, имел внешность решительную и мужественную. Его светлые, курчавые, коротко постриженные волосы, прекрасно загоревшее лицо и властные линии губ выдавали в нем не то пожилого плейбоя, не то просто мужчину, хорошо и со вкусом пожившего. («Полуденный бес») 10. В черном шикарном длиннобортном пальто с мохеровым шарфом, в модной шляпе с атласной лентой по центральной улице Малютова мчался Аркадий Петрович Востриков, студент-заочник Московского юридического института и мальчик на побегушках в районной прокуратуре. («Полуденный бес») 11. Сильный Толстой ушел от слабой, не совпадавшей с ним в духовном развитии жены. («Лев Толстой: Бегство из рая») 12. В покои фрейлины для царя имелся отдельный проход через стеклянную, висевшую в воздухе галерею, соединявшую Зимний дворец с Эрмитажем. («Святой против Льва») 13. Павел Иванович Ознобишин, лесничий М-ского уезда, нескладный, долговязый, с испитым страдающим лицом, стоял на террасе и сердито допрашивал княжеского кучера. («Полуденный бес») 14. И это увлекает Л. Н. несравненно больше, чем бесконечное повторение «старья», вроде «Детства» и «Войны и мира», над которыми продолжает лить слезы его жена и которые новый, духовно свежий Толстой уже ни во что не ставит. («Лев Толстой: Бегство из Рая») 15. В окончательном варианте легкий и стремительный пушкинский почерк обрывается в самом начале густой и плотной толстовской вязью. («Классики и современники») 16. И все-таки поразительно, что такого ясного, простого (в высшем смысле) и необыкновенно отчетливого гения, как Чехов, с какой-то патологической настойчивостью записывали в писатели «неясные», «сумеречные», «бесхребетные». Чехов прожил удивительно яркую, насыщенную, полную трудов и опасностей жизнь. («Классики и современники»)
|
|||
|