Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.Предмет и задачи историографии.



Сегодня в прессе все чаще раздаются голоса о кризисе исторической науки. Эти заявления, как ни прискорбно, имеют под собой реальную почву. Причем кризис охватил не только отечественную историческую науку. Зарубежные историки уже давно ищут путей преодоления этого кризиса, чему посвящены многие публикации.

Кризис современной исторической науки - это, прежде всего, методологический кризис. И чтобы разрешить задачи, вставшие перед нашей наукой, чтобы понять, в каком направлении она будет развиваться в дальнейшем, нужно обратиться к прошлому. Прошлое, как известно, рецептов не дает, но оно помогает более глубоко осознать настоящее.

История исторической науки насчитывает уже несколько тысячелетий. Она зародилась на древнем Востоке и в античной Греции. Наш предмет называется “Историография зарубежной истории”.

Историю развития исторической науки принято было излагать по принципу “что сказал тот или иной историк по тому или иному вопросу”. Это приводило к тому, что историографию студенты считали самой скучной наукой. Конечно, ведь при таком изложении предмета нет места спору, живому обсуждению проблем.

Поэтому я постаралась построить свой курс так, чтобы он был вам полезен и интересен. Полезен как теоретический курс, обобщающий опыт нашей науки, а интересен новыми идеями, новыми подходами, которые существуют в ней сейчас. Лекции будут построены по хронологии, акцент сделан, в первую очередь, на течениях в исторической науке. Некоторые лекции будут посвящены национальным историографиям, особенно нашей отечественной науке в изучении зарубежной истории.

Учебники и пособия, которыми можно пользоваться, указаны в списке литературы к семинарским занятиям.

Итак, нас будет интересовать возникновение и развитие истории как науки. Историческая наука - это система достоверных знаний о фактах, относящихся к развитию человеческого общества, их связях и закономерностях, устанавливаемых с помощью определенного метода и специфической для данной науки исследовательской техники. Термин “историография” в литературе имеет разное значение. Происходит от греческих слов “история” и “графо”. Раньше употреблялся в том же смысле, что и “история”, сейчас распространены два значения этого слова:

1. Историография - это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.

2. Историография - анализ совокупности исторических работ по той или иной проблеме.

Нас интересует именно первое значение. Таким образом, предмет историографии - становление и развитие исторической науки. Историография изучает содержание и форму исторических знаний, позволяет раскрыть движущие силы исторической науки, основные ее этапы, тенденции развития.

Главные задачи:

*  Выяснение социальных условий развития исторической науки на разных этапах. Но было бы неправомерно всякие изменения выводить лишь из сдвигов в социально-экономической жизни общества. Наука имеет свои специфические закономерности развития.

*  Выявление того, как развивались и изменялись теории, с позиций которых изучался исторический процесс, анализ теоретико-методологических принципов исторического познания, присущих каждому направлению исторической мысли. Методология истории разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования их для выяснения сущности и объективной направленности исторического процесса. Методология зависит от мировоззрения историка и поэтому тесно связана с различными областями общественно-политической мысли - философией, социологией, политэкономией, культурой. Немалую роль играет воздействие естественных и точных наук. (Напр, для анализа вклада просветителей нужно иметь представление о теории естественного права).

*  Анализ круга и характера источников, привлеченных историком, конкретных методик их исследования, выявление различных школ и направлений. Входит ли источниковедение в историографию? Частично - да. Новый источник - не историографический факт. Новый источник, изученный историком, - предмет историографии. Умение анализировать источник - важнейший элемент профессионализма историка. Источник, извлеченный из социально-культурной среды прошлого и включенный в современную систему оценок, нередко насыщается новым пониманием и, следовательно, осмысление той или иной проблемы прошлого может деформироваться.

*  Изучение формирования проблематики исторического исследования. Почему на первый план выступала та или иная проблема? (Находка новых источников, общественно-политическая жизнь и т. д. )

* Анализ организации и форм исследовательской работы в области истории, включая систему научных учреждений и архивов, вопросы подготовки кадров, издательской деятельности и т. д. (Например, это очень изменилось после В. о. революции).

Все отмеченные аспекты историографического исследования тесно связаны между собой, абсолютизация одного из них ведет к деформации общей картины развития исторических знаний.

Источники историографии: труды философов, историков, общественных деятелей, статьи в периодической печати, материалы архивов ученых и организаций, материалы научных конференций, рецензии, мемуары, письма, некрологи, рисунки, фотографии.

При анализе концепции того или иного историка важно соблюдать определенные принципы: научной объективности и историзма. Историческое познание имеет существенную специфику, отличающую ее от естественных наук, - качественное единство объекта и субъекта. Это приводит к тому, что пристрастие так или иначе присутствует в исторических исследованиях.

Принцип историзма требует соотнесения тех или иных выдвинутых положений, теорий, исторических концепций с общим состоянием исторической науки в данный и предшествующий период. Вклад того или иного историка в развитие нашей науки нужно оценивать не по тому, насколько он отстал от современных представлений, а что он дал нового по сравнению со своими предшественниками.

Развитие исторической науки - прогрессивный процесс. Но нужно учитывать, что путь вперед пролегал через преодоление кризисного состояния, застоя, иногда отхода назад от важнейших достижений.

Нельзя забывать, что свою лепту в поступательное движение истории вносили историки как прогрессивного, так и консервативного направления.

“Национальная историография” – развитие исторической науки в рамках национальных государств или отдельных народов (польская историография 19 в. )

“Течение”, “направление”, “школа” - связующие звенья историографического процесса и творчества отдельных ученых. “Течением” называются широкие аморфные группы историков, объединенные общими методологическими принципами, например позитивизма или неопозитивизма. Под “направлением” понимается группа ученых, которых сближают не только методологические принципы, но и их интерпретация и проблематика работ (например, гендерная история). Критерием для выделения “школы” служат общие методические приемы, а иногда группировка вокруг одного университета или крупного ученого (например, в нашем вузе – школа А. Т. Синюка).

Категория “историческая мысль” не тождественна категории “историческая наука”, вторая уже первой, ибо историческая наука есть лишь одно, правда наиболее совершенное, проявление исторической мысли. Если определить историческую науку как такую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных, достоверных знаний о прошлом человеческого общества, цель которой - описание и объяснение, возможно, также предсказание развития этого общества, то научно-логическая историческая мысль, не являясь самой исторической наукой, образует ту благоприятную почву, на которой и благодаря которой произрастает историческая наука.

Важным для изучения историографии является также анализ исторической концепции того или иного историка. М. В. Нечкина: “Историография есть история исторической науки, а наука слагается прежде всего из результатов исследования ученых. Следовательно, основным и важнейшим фактором истории науки являются труды ученого, в которые вливается исследовательский процесс, и взаимодействие, взаимозависимость этих результатов. Без изучения трудов ученых нет истории науки, как без изучения произведений нет истории литературы”. При характеристике трудов историка, выражающих его концепцию, немаловажное значение имеют индивидуальные качества ученого: степень его одаренности, широта кругозора, даже характер историка. Поняв и оценив концепцию, мы можем прийти к решению о том, какое место занимало данное исследование в области познания прошлого.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.