Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





и тогда вас можно будет назвать



 

Кургушова Елена Александровна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 28»

г. Троицк

 

«Создавайте идеи и развивайте их,

и тогда вас можно будет назвать

современным педагогом»

профессор Е. Н. Смирнов.  

          

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда

 

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.

Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения   (нейроигры)− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;

Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

Такие упражнения полезны и детям и взрослым.

 Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

Нейропсихологическая игра " Зарядка". Подходит для детей с 3 лет, можно пробовать и раньше. Нарисуйте подобные карточки для ребенка, либо распечатайте и разрежьте этот лист. Ребенок берет карточку и пытается принять позу, показанную на рисунке, подвигаться в ней. Польза:
Ребенок видит картинку глазами, а затем переносит этот образ на собственное тело. Это помогает закрепить понимание тела, представление о нем. Благодаря этому знанию улучшается пространственное ориентирование, а в школьном возрасте это станет базисом для освоения арифметики.

Веселый способ сделать зарядку с ребенком.

По этому же принципу строится нейроигра: «Попробуй повтори». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем и т. д.

1. «Колечки» (автоматизация звука в обратных слогах)

Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя     

в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.

2. Всем известное упражнение: «Кулак-ребро-ладонь». Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.  

3. «Лягушка» (автоматизация, дифференциация звуков)

Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

4. «Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках)

Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

5. «Колено – локоть» (автоматизация в словах)

Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

  «Симметричные рисунки или двуручное рисование»

Рисование ДВУМЯ РУКАМИ – путь к успеху.

Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс. Тренировка  - пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления-всем этим управляет головной мозг. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а ЭТО значит слаженность в работе полушарий.

Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

Работа с ритмами  Прохлопывание ритмов по образцу.

Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений.

Очень полезно для внимания и памяти. Можно использовать при запуске речи, где каждое движение соответствует словам: тук, хлоп, топ. Можно ориентироваться на зрительные схемы, можно работать на слух. Взрослый называет слова, ребёнок показывает последовательность движений.

Нейропсихологическая игра " Муха"
Игра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве листа, закрепить понятия " лево - право", " вверх - вниз", развить внимание и память.
Правила Игры:
В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Вы говорите ребенку, куда муха полетела, а ребенок внимательно следит за ее передвижением. Как только она вылетает за границы клетки ребенок сразу же начинает хлопать в ладоши, чтобы ее поймать.
Далее взрослый произносит " следующий ход". И если ребенок успевает до этого начать хлопать в ладоши, то считается, что муха поймана и посажена в мешок. Если ребенок не успевает, то муха улетает незаметно в открытое окно. Выигрывает тот, кто поймает большее количество мух.
Примечание: маленькому ребенку может быть сложно проследить за мухой только глазами, поэтому допускается, чтобы ребенок помогал себе пальчиком или передвигая какой-нибудь предмет (например: пуговицу или фишку).
Если ребенок хлопнул в нужный момент - муха рисуется в мешке, а если, потеряв муху, не хлопнул или хлопнул тогда, когда муха сидит в клетке, - муха рисуется в окошке.
В случае если ребенку трудно удается игра, пометьте верх, низ, лево и право соответствующими буквами, чтобы несколько облегчить процесс.
По мере тренировки, можно ускорять темп и удлинять маршрут " полета" мухи, заставляя ребенка ориентироваться в пространстве листа быстрее.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.