Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сюжет. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Сюжет

Илья Ильич Обломов, барин «лет тридцати двух-трех от роду», занимает квартиру в одном из больших домов в Гороховой улице. Он живет со своим слугой Захаром. Комната его грязна, из-за чего он ругается с Захаром, не вставая с дивана. Утром описываемого дня к Илье Ильичу по очереди приезжают Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. Они все приглашают Обломова поехать в Петергоф на гулянье он не соглашается и каждому рассказывает о двух своих несчастьях: во-первых, в связи с ремонтом дома ему придется переезжать на другую квартиру, а это очень хлопотно для Ильи Ильича, а во-вторых, староста в письме сообщает, что дела в имении плохи и что он будет высылать барину еще меньше денег, что тоже очень огорчает Обломова. После того, как гости ушли, и после разговора с Захаром Илья Ильич снова засыпает и видит сон о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Проснулся он от звонкого хохота своего друга Андрея Ивановича Штольца.

Деятельный и подвижный Штольц призывает Илью Ильича сбросить халат «не только с плеч, но и с души, с ума» — «теперь или никогда! », и Обломов совсем было решился в ближайшее же время ехать со Штольцем за границу, но знакомство с Ольгой Сергеевной Ильинской помешало ему. Летом на даче Обломов воодушевлен, подтянут, энергичен и увлечен юной Ольгой. Она тоже влюблена в Обломова и даже согласна выйти за него замуж. Но не учителя и старшего друга, а объект приложения своей энергии видит она в любимом ею человеке, она хочет руководить мужчиной, возродить его. Ольга предъявляет к Обломову вполне практические и простые требования. Одно из них — упорядочить свое состояние. Это требование вынуждает Обломова заняться делом, хлопотать, вникать в документы, подсчитывать и проверять. Он не может принудить себя к такому образу жизни. К тому же любовь их, которая развилась летом, на даче, при возвращении осенью в город блекнет и увядает. В Петербурге Обломов все реже видится с Ольгой: он теперь живет на Выборгской стороне, и дожди, и мосты разведены...

Хозяйкой новой квартиры Обломова является вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, голая шея и локти которой производят впечатление на Обломова. Их связала «барская любовь». Агафья Матвеевна жертвенно любит Илью Ильича и окружает его заботой. Обломов счастлив с нею: прогулки за город, закуска на траве, спокойная тихая жизнь, занятия с детьми Агафьи Матвеевны наполняют его жизнь. Он вступает в брак с Агафьей Матвеевной, несмотря на то что в социальном отношении она ему не ровня. Обломов опять отрешен от жизни общества, больше всего ему нравится общаться с детьми.        3

В четвертой части романа рассказывается о дальнейших судьбах героев. Штольц женился на Ольге Ильинской. Они еще пытаются спасти Илью Ильича от обломовщины, но безуспешно. Обломов умер, вдова грустит о нем. Об образовании и состоянии их сына Андрея заботится Штольц. А Захара — верного слугу и спутника Обломова — Штольц встретил на паперти.

7 Главные герои   I

9Обломов. Прежде всего, о чем должна говорить читателю фамилия героя, давшая название роману? Понять это тем более необходимо, что фамилия друга и антагониста Обломова, Штольца, переводится с немецкого словом «гордый». Что же противопоставляется в романе «гордости»? Первый ответ подсказывается самим текстом: конечно, это «голубиная нежность» Ильи Ильича, за которую и полюбила его Ольга Ильинская. Но какие дополнительные нюансы может нам подсказать фамилия героя?

Давно уже обращено внимание на зафиксированные в толковом словаре В. И. Даля такие значения слова «облом», как «грубый и неуклюжий, мужиковатый человек», возможно здесь и сопоставление со словом «облый» («полный, плотный, толстый, тучный, тяжеловатый»). Не упускаем из виду и старинное значение слова «облый», также зафиксированное В. И. Далем: «округлый, округловатый». Вспомним в тексте реплику Штольца: «Точно ком теста, свернулся и лежишь». Последнее значение наводит на ряд сопоставлений, в том числе — и на мысль о толстовском Платоне Каратаеве: «Своего рода персонификацией идеала гармонически развившегося «первобытного» шара человеческой личности является в «Войне и мире» образ Платона Каратаева с его «круглыми» движениями, «круглыми» головой и фигурой, «круглыми» глазами и улыбкой, «круглыми» морщинками, подчеркивающими округлость, т. е. гармоничность его сознания» (Е. Н. Купреянова).!

По-другому, выделяя во множестве ассоциаций, связанных с фамилией героя, «значение обломка», рассматривает эту проблему Ю. М. Лощиц: «В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема? Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок, кусок громадного когда-то пирога. Вспомним, что пирог в народном мировоззрении — один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни. «Сонное царство» Обломовки вращается вокруг своего пирога, как вокруг жаркого светила».       

Таков, конечно, не исчерпанный здесь слой разнообразных лексический ассоциаций, преимущественно связанных с народными речениями. Но возможны и литературные параллели, тоже содержательные и богатые, причем, что весьма любопытно, преимущественно поэтические. Вспоминается, например, пушкинская «Моя родословная»:

Родов дряхлеющих обломок                                                                                                     

(И по несчастью не один),

Бояр старинных я потомок...

Идея оскудения дворянских родов действительно вполне отчетливо прослеживается на страницах романа и в преданиях о «старинном быте и важности фамилии», об «отжившем величии», и в прямом авторском комментарии: «Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами».        

Возможным оказывается включение слова «обломок» и в другой ассоциативный ряд, придающий ему иной оттенок, не только социальный, но и философский. Так, В. И. Мельник считает, что поставить вопрос «об исторической взаимосвязи (а не только противоположности) «старой» и «новой» правды» мог подсказать И. А. Гончарову сборник стихотворений Е. А. Баратынского «Сумерки» (1842). «Речь, — пишет исследователь, — идет о фамилии главного героя романа. Очевидно, что писатель подчеркнул в ней значение слова «обломок». Но обломок — чего? На этот вопрос, как нам представляется, помогает ответить одно из стихотворений сборника Баратынского». Вот две строфы этого стихотворения:


Предрассудок! он обломок
Давней правды. Храм упал;

А руин его потомок
Языка не разгадал.

Гонит в нем наш век надменный.

Не узнав его лица,

Нашей правды современной
Дряхлолетнего отца.


Рассуждения о фамилии главного героя романа не сводятся, таким образом, к решению частного, хотя и важного вопроса. Вокруг него группируется ряд проблем, выявляющих диалектику авторской мысли, идейно-художественную концепцию личности Обломова. Итак, с одной стороны — представление о гармонии, уравновешенности, приобретающее в контексте романа глубокий философский смысл (вспомним обломовский вопрос Штольцу: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь? »). С другой — дисгармония, разрушение, упадок. С одной стороны — возвеличивание «естественного человека», с другой — кризис «детского» сознания и трагедия обособленности, замкнутости, «единичности».

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ  S

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-5.

Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает — Бог весть.

1. О ком говорится в приведенном фрагменте романа И. А. Гончарова «Обломов»? __________________

2. Назовите художественное средство, которое использует автор в приведенном отрывке, описывая наружность литературного героя, черты характера, являющиеся отражением индивидуальности персонажа.

______________________________________________________________________________________

3. Как называется единственная глава с заголовком, которая описывает идиллию существования патриархально-крепостной деревни? ______________________________________________________________

4. Какая героиня полюбила Обломова «просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку»? ________________________________________________________________________________

5. Назовите фамилию героя, являющегося итоговым, исторически уходящим типом носителя русской культуры. ______________________________________________________________________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 6-10.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

6. Назовите термин, которым обозначается описание внутреннего убранства комнат. ________________

7. Кто, по выражению Андрея Штольца, полюбил Обломова за «голубиную нежность»? ______________

8. С образом какого былинного героя, до тридцати лет прикованного болезнью к месту и обреченного на неподвижность, сопоставляется образ Ильи Ильича Обломова? _______________________________

9. Каким из двух основных способов организации художественной речи написан проведенный отрывок из романа «Обломов»? ____________________________________________________________________

10. Каким словом Андрей Штольц охарактеризовал весь уклад жизни обитателей Обломовки, который и в Петербурге поддерживался Обломовым? ___________________________________________________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.