Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Осеннме обряды. ЗИМНИЕ ОБРЯДЫ



Осеннме обряды

 

7 -8-9 СЕНТЯБРЯ (успение Богородицы)– Род (бог неба – народ, родина, родной, родиться),

Рожаницы -

Макоша.

Овсяное печенье, совящения

Песни про хмель

 

14 сент – Велес оборотень, маг, покр. Скота Власий, св. Васи. Кесарийский, св. Егорий

 

20 сент Стрибог – ветер

21 сент Сварог (кузнец) сыновья Хорс, Ярило – младшие боги

22 сент – осеннее равноденствие. Даждьбог

 

Покров – Сварог кроет землю

4 окт. Леший

21 окт - седмица

22? Октя – Макош – Мокошь Мать-Сыра – Земля б. плодородья Параскева-Пятница. Мокнуть тот же корень.

 

1 ноября – Сварог коваль небесный.

21 ноября Морена Смерть

Симаргл (волк, сокол) бог Смерти.

 

24 ноября – день судьбы.

30 ноября – Калита – инициация.

Даждьбог – дающий бог. Дождь – делиться, раздавать.

 

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Смотрины Морозко Экзамен

Гадание на жениха.

Сваха.

Помолвка

Сватовство

Брачный договор – рядная запись

Обручение. Подарки, сговоренная. Подарки – полотенца и пр. Невеста сидит дома.

Девишник. Лента – Коса, Баня.

 

Одевали девушки

Венец – символ девичества.

 

Свадьба – Кику надевали, одевали

Свекровь – с хлебом солью.

Плетью свекор ударял.

 

Каравай как символ

Баня.

Демонстрация девства

 

ЗИМНИЕ ОБРЯДЫ

После того, как власть Корочуна (бога, с именем которого связывали День Солнцестояния) ослабевала, а на славянской земле начинало зарождаться новое Солнце, славяне отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Большие зимние святки или, как их еще называли, Большие Велесовы святки продолжались двенадцать дней — с 24 декабря по 5 января. День Коляды, отмечаемый 25 декабря, не входил в число святочных дней. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие. Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Состав ряженых оставался таким же, каким он был на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к собравшимся на улице людям и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер! ». Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины (Фото: Wiktory, Shutterstock) Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть, выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»... Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»: «Уж дай им, Свароже, по спине и по роже. Разрази их, Перун-батюшка! Пустой им мешок, дырявый горшок! ». Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся.

Ещё одной примечательной чертой Святок было украшение ёлки. В этом был глубокий обрядовый смысл: в вечнозеленых растениях, по поверьям, жили духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, славяне приносили дары своим предкам. Вот откуда пошла традиции украшать на новый год ёлки.

А 1 января наступал так называемый день Морока. Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью.

 На 6 января приходились Турицы. Празник Туриц был посвящен туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского. Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.

Также в день Бабьих каш, отмечаемый 8 января, у славян было принято чествовать повивальных бабок. Им приносили щедрые подарки и угощения. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно в этот день к бабкам рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам. Центральный момент праздника — трапеза в доме повитухи, куда приходят женщины, которым пришлось прибегнуть к ее помощи. Трапезу устраивают в складчину, женщины поют, рассказывают непристойные анекдоты, повитуха вспоминает подробности, связанные с рождением того или другого ребенка. Застолье оканчивается хороводом, который ведет повитуха (бабинско хоро).

Дед Мороз и Снегурка традиционно считаются символами нового года. Однако немногие знают, что 30-го января славяне отмечают День Мороза и Снегурки. В этот день наши предки прославляли Мороза, который был зимним воплощением могущественного бога Велеса – символа богатства и благополучия. Кроме того Дед Мороз и Снегурка – это неотъемлемые атрибуты зимы, наступающего Нового года и массового веселья.

Популярная история о добром дедушке Морозе и Снегурке, которые живут довольно далеко на Севере и под Новый год раздают детям подарки, известна всем, но каковы более глубинные, старославянские корни привычного нам деда Мороза и Снегурки надо ещё разобраться.

День Мороза и Снегурки по славянскому календарю – это праздник Бога зимы приносящего на землю снег и холод, а также дарующего зародыши богатства, приплода и урожая. Покровителем всех зимних занятий, проходящих вне дома, также являются Мороз и Снегурка. Главным деянием Велеса в эти дни стало то, что он приводит в движение мир, сотворённый Родом и Сварогом. Ночь стала сменяться день, после зимы шла весна, за печалью обязательно следовала радость. Но это не однообразная цикличность, это обучение жизненным основам. Люди научились бороться с трудностями и ценить редкие моменты счастья.

По сложившемуся обычаю в дни этого праздника рассказывают разные сказки о Деде Морозе и Снегурке. Культ Мороза так или иначе представлен во всех традициях славян, в основном в поговорках и пословицах. Сказочный образ Мороза у восточных славян представляет нам богатыря и кузнеца, который «железными» морозами сковывает воду. Древний Дед Мороз со Снегуркой, согласно языческим славянским мифам, живёт в ледяной избушке в стране мёртвых. Попасть можно туда только, пройдя через волшебный колодец. И это очень сильно отличается от нынешнего дедушки Мороза. По мифам древних славян женой Мороза является Снежная Царица, приходящаяся дочерью Кощея и Мары, которые правят тёмным подземным царством. А Снегурка является дочкой Мороза и Снежной царицы.

Что же касается Снегурки, то существует поверье, что, околдованная богиней Лелей – покровительницей влюбленных пар, Снегурочка полюбила человека. Мать предостерегала дочь, что теплые человеческие чувства могут погубить ее. Каждый год с приходом тепла Снегурка отправлялась с Дедом Морозом на Северный полюс, но, плененная любовью, она решила не уходить. И когда вышло Солнце и пригрело ее, Снегурка тут же растаяла, и никто ее не видел впредь до следующей зимы. И так каждый год с тех пор они вместе с Дедом Морозом отправляются на Север, знаменуя этим уход зимы.

Некоторую трансформацию претерпели не только обряды, но и процесс дарения подарков. В былые времена от Деда Мороза люди не ждали подарков, а сами дарили их ему. Славяне в давние времена верили, что от несчастий и бед человека охраняют древние духи предков. И дабы они были благодушными, их следует умилостивить. Однако из довольно злого персонажа, коим в детстве пугают детей, Дед Мороз начиная с 19-го века трансформировался в доброго волшебника, хозяина зимнего леса, который дарит праздник. Обязательными атрибутами Мороза считаются посох и большой мешок с подарками. А несменной спутницей во всех путешествиях Мороза является Снегурка. Родители от имени Деда Мороза и Снегурки делают подарки детям, о которых те мечтали весь год и вели себя хорошо, чтобы оправдать доверие родителей.

11 февраля отмечается Великий Велесов день. Этот праздник у славян был связан со скорым приходом весны и началом Масленицы. Согласно преданию, вся природа в эти дни все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть. Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая: «Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек, На толстых бычков, Чтоб со двора шли — играли, А с поля шли — скакали». Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью! ». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу - «не выходить из избы ради беды великия». ) Повещалка с воплем бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на в одних рубашках с распущенными волосами. Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». В стародавние времена попавшихся навстречу забивали насмерть. Сейчас трудно поверить, что женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы! », ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, сопровождающийся игрищами.

Череду зимних обрядов и праздников завершает Сретение. А первый весенний празник Масленица окончательно изгоняет зиму.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.