Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Календарные обряды



 

КАЛЕНДА́ РНЫЙ ФОЛЬКЛО́ Р, часть об­ря­до­во­го фольк­ло­ра. Тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ет в кален­дар­ных об­ря­дах­, ча­стич­но ис­поль­зу­ет­ся вне об­ря­дов (в бы­ту). У сла­вян и др. на­ро­дов Ев­ро­пы свя­зан с нар. аг­рар­ным ка­лен­да­рём (се­зон­ные ра­бо­ты и при­уро­чен­ные к ним празд­ни­ки), ко­то­рый в зна­чит. ме­ре со­от­не­сён с цер­ков­ным.

Рус. К. ф. ге­не­ти­че­ски свя­зан с фольк­ло­ром др. слав. на­ро­дов. Его древ­ней­ший пласт – ка­лен­дар­ные пес­ни. На Свя­т­ки пе­лись ко­ляд­ки (по­здрав­ле­ния с Но­вым го­дом и Ро­ж­де­ст­вом Хри­сто­вым), под­блюд­ные пес­ни (со­про­во­ж­да­ли об­ряд га­да­ния), иг­ро­вые пес­ни (со­про­во­ж­да­ли хо­ро­во­ды, иг­ры и пля­ски ря­же­ных), на Мас­ле­ни­цу – пес­ни встре­чи и про­во­дов Мас­ле­ни­цы, иг­ро­вые, шу­точ­ные, ли­ри­че­ские. Ве­сен­ние пес­ни: при­зы­ва вес­ны (за­клич­ки, веш­ние; см. в ст. Вес­нян­ки), егорь­ев­ские (юрь­ев­ские; пе­лись на Юрь­ев день), во­ло­чеб­ные (по­здрав­ле­ния с вес­ной и Пас­хой); се­ми­цкие (Се­мик – 7-я не­де­ля вес­ны) и тро­иц­кие (пе­лись на Трои­цын день, за­вер­шав­ший Се­мик; те и дру­гие свя­за­ны с га­да­ни­ем на вен­ках, по­кло­нени­ем бе­рё­зе, кум­ле­ни­ем), ру­саль­ные (свя­за­ны с ру­саль­ной об­ряд­но­стью; см. в ст. Ру­са­лии). Лет­не-осен­ние пес­ни: ку­паль­ские (на Ива­нов день, или Ива­на Ку­па­лу), по­кос­ные, жнив­ные (см. так­же За­жин­ки, До­жин­ки). Осо­бен­но мно­го за­пи­са­но пе­сен ве­сен­не­го цик­ла. Наи­бо­лее бо­га­ты ка­лен­дар­ны­ми пес­ня­ми зем­ли Се­ве­ро-За­па­да Рос­сии, гра­ни­ча­щие с Бе­ло­рус­си­ей и Ук­раи­ной. До кон. 20 в. весь го­до­вой пе­сен­ный цикл со­хра­нял­ся в Брян­ской, Смо­лен­ской об­лас­тях и час­ти рай­онов Псков­ской обл. Здесь же, а так­же в кур­ско-бел­го­род­ской тра­ди­ции юж. ре­гио­на Рос­сии со­хра­ни­лись сти­ле­вые при­зна­ки пе­сен ран­не­го, об­ще­го вост. -слав. ти­па. В не­ко­то­рых пес­нях, со­про­во­ж­дав­ших­ся об­ря­до­вы­ми дей­ст­вия­ми, со­хра­ни­лись на­пе­вы ти­па за­кли­на­ний (напр., в ве­сен­них за­клич­ках, ку­паль­ских пес­нях), для наи­бо­лее ар­ха­ич­ных пе­сен ха­рак­тер­ны ма­ло­сту­пен­ные зву­ко­ря­ды, от­то­чен­ные рит­мич. и ин­то­нац. фор­му­лы (встре­ча­ют­ся т. н. фор­муль­ные на­пе­вы), за­ви­си­мость муз. рит­ми­ки от рит­ми­ки сти­ха (сил­ла­бич. стих с по­сто­ян­ны­ми це­зу­ра­ми), пре­об­ла­да­ние мно­го­го­ло­сия ге­те­ро­фон­но­го ти­па. Ус­той­чи­во­стью пе­сен­ных ти­пов от­ли­ча­ют­ся мас­ле­нич­ные об­ря­до­вые пес­ни. Для под­блюд­ных пе­сен ха­рак­тер­но рас­пе­ва­ние мн. тек­стов на один на­пев [са­мая из­вест­ная пес­ня – «Сла­ва! » («Ка­ти­ло­ся зер­но по бар­ха­ту... »), из­дан­ная в «Со­б­ра­нии рус­ских на­род­ных пе­сен с их го­ло­са­ми» Н. А. Льво­ва – И. Пра­ча, 1790; в чис­ле 6 свя­точ­ных пе­сен – пер­вая пуб­ли­ка­ция ка­лен­дар­ной пес­ни с на­пе­вом]. Для брян­ских ве­сен­них и лет­них пе­сен спе­ци­фич­ны воз­гла­сы при­зыв­но­го ха­рак­те­ра («гу­ка́ ­нья»), свя­зан­ные с из­на­чаль­но ма­гич. функ­ци­ей этих пе­сен. Во всех ва­ри­ан­тах, за­пи­сан­ных на эт­нич. тер­ри­то­рии рус­ских и у др. вост. сла­вян, со­хра­ня­ет свой рит­мич. тип ве­сен­няя хо­ро­вод­ная «А мы про­со сея­ли». Ка­лен­дар­ные пес­ни так­же час­тич­но со­хра­нились на Рус. Се­ве­ре (ко­ляд­ки – «ви­но­гра­дья»), в центр. рай­онах Рос­сии (коляд­ки – «ов­се­ни»; под­блюд­ные, тро­иц­кие), По­вол­жье (ко­ляд­ки – «ав­се­ни», «тау­се­ни»; ве­сен­ние об­ря­до­вые хо­ро­во­ды, тро­иц­кие пес­ни; в Ни­же­го­род­ской и Пен­зен­ской об­лас­тях – празд­ник про­во­дов вес­ны «По­хо­ро­ны Ко­ст­ро­мы»), в Пре­ду­ра­лье («тау­се­ни», тро­иц­кие), на Ср. Ура­ле (ко­ляд­ки, свя­точ­ные иг­ры).

В К. ф. сло­жил­ся круг по­сло­виц («При­дёт По­кров – дев­ке го­ло­ву по­кро­ет»; име­ет­ся в ви­ду осен­ний пе­риод сва­деб, при­уро­чен­ный ко дню По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы), при­мет («Ко­ли на св. Фе­до­та на ду­бу ма­куш­ка с опуш­кой, бу­дешь ме­рить овёс ка­душ­кой»), со­ве­тов («" Кор­ми ме­ня до Ива­на, сде­лаю из те­бя па­на", – го­во­рит пче­ла»), за­пре­тов («На Бла­го­ве­ще­ние пти­ца гнез­да не вьёт, де­ви­ца ко­сы не пле­тёт»). К сло­вес­ным жан­рам К. ф. от­но­сят­ся так­же не­ко­то­рые при­чи­та­ния, га­да­ния, за­го­во­ры, бы­лич­ки, за­гад­ки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.