Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организация и тактика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий (часть 2)



 

С точки зрения охраны общественных отношений сложность представляют несанкционированные, собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования. Данные правонарушения могут подпадать под действие административного и уголовного законодательства.

При осуществлении своего конституционного права граждане согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование. В п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации содержится запрет на создание и деятельность общественных объ­единений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной розни. Игнорирование существующих правовых норм резко осложняет социальную ситуацию в стране и требует от правоохранительных органов надлежащего контроля проведения массовых мероприятий.

Для охраны общественного порядка во время массовых мероприятий привлекается личный состав территориальных ОВД, а также, если это необходимо, Росгвардия, и курсанты учебных заведений МВД России. В зависимости от масштаба мероприятия и прогнозируемой ситуации может создаваться оперативный штаб по управлению привлекаемыми силами и средствами.

На основании данных, полученных от администрации и организаторов массового мероприятия, проводится планирование обеспечения безопасности проводимого мероприятия. Количество участников, вид мероприятия, место и время его проведения позволяет определить границы и зоны оцепления, численность и расположение привлекаемых сил. Определение маршрутов следования колонн и необходимость в выставлении соответствующих постов ДПС и других заслонов, а так же распределение сил МЧС (пожарная техника и скорая медицинская помощь). На случай возникновения нештатной ситуации формируется резерв из подразделений ОМОНа.

Рекомендуется провести рекогносцировку на месте будущего массового мероприятия, определить техническое состояние маршрута массового мероприятия и пропускную способность самых узких мест, наметить места расстановки сил и средств, получить информацию о количестве и намерениях, идеологической позиции участников. Личный состав ОВД, выделяемый для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий должен быть психологически готов и обучен навыкам работы с толпой. Особое внимание следует уделить наличию средств фото- и видеосъемки. В дальнейшем это окажет существенную помощь при разборе конфликтных ситуаций.

Эффективно выделение следующих сил для охраны общественного порядка; оцепления; постов охраны общественного порядка и наблюдения на подходах к месту проведения массовых мероприятий; групп быстрого реагирования и следственно-оперативных трупп готовых к немедленному выезду на место происшествия; патрулей; групп документирования; постов регулирования дорожного движения; групп резерва.

Для выполнения второстепенных функций возможно привлечение подразделений ведомственной охраны, внутренних войск, курсан­тов учебных заведений МВД России.

Проведение оцепления силами полиции предусмотрено ст. 16 Закона о полиции.

При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, проведения следственных действий, охраны места происше­ствия, проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

Действия по оцеплению (блокированию) могут проводиться также в отношении жилых помещений, иных строений, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения очевидной опасности для жизни и здоровья находящихся там лиц, которые не могут быть защищены каким-либо иным способом.

Оцепление в виде цепочек, выставляется но направлениям перемещения участников мероприятия. На месте проведения мероприятия может быть произведено построение крестом для выделения разграничительных квадратов в местах размещения участников мероприятия и зрителей. Выделяют следующие виды цепочек:

редкие, расположение личного состава с интервалом более 2 м друг от друга;

нормальные —- интервал от 1 до 2 м;

усиленные — интервал менее 1 м;

многорядные — два и более ряда.

Для усиления оцепления могут использоваться специальные металлические барьеры, грузовые автомобили, автобусы, военная техника. Большой эффект при обеспечении общественного порядка в ходе массовых мероприятий может иметь организация конных патрульных групп. Использование конных патрульных групп позволяет патрулировать больший участок территории, оперативно реагировать на нарушения общественного порядка, эффективно проводить рассечение и направление толпы.

При возникновении нештатной ситуации и забрасывании сотрудников ОВД камнями, палками и другими подобными вещами, используется построение «черепаха». При данном построении передний ряд сотрудников опускает нижний край защитных щитов на грунт, укрываясь за ними и осуществляя наблюдение за поведением толпы через смотровые отверстия в верхней части щитов. Сотрудники, находящиеся но краям других рядов, осуществляют аналогичные действия, защищая фланги. Остальные сотрудники поднимают щиты над головами, смыкают их для образования своеобразной крыши. Во время движения цепей полиции для вытеснения угрожающей общественной безопасности толпы в целях оказания психологического воздействия осуществляются синхронные удары резиновыми палками но поверхности щитов. Для защиты личного состава от возможного использования слезоточивых и раздражающих веществ необходимо предусмотреть оснащение сотрудников средствами защиты органов дыхания и глаз (противогазами).

При прохождении колон предусматриваются группы сопровождения, для проведения участников к месту сбора и прохождения постов заграждения. Для фиксации правонарушений организуются посты наблюдения, оборудованные средствами связи, кино-, фото-, видеоаппаратурой. Для организации оперативного взаимодействия, задействованных в охране правопорядка сил, формируется группа обеспечения связи. Сигналы оповещения и режим работы радиосредств определяются руководством и доводятся до личного состава на инструктаже перед заступлением на службу.

Об ограничениях движения транспорта и доступа граждан в ме­ста проведения массовых мероприятий, изменениях маршрутов общественного транспорта заблаговременно оповещают через средства массовых информации. Доступ граждан, проживающих или работающих в местах ограничения перемещения, осуществляется по предъявлению документов с указанием регистрации или пропуска, исходя из возможности безопасного доступа к месту жительства или работы.

По мере завершения мероприятия и расхождения его участников последовательно снимаются посты заграждения и оцепление. Средства защиты сдаются на склад вооружений, техника возвращается на места стоянок. В заключении подводятся итоги несения службы личным составом, оцениваются действия сотрудников основных и приданных служб и подразделений.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.