|
|||
Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (Часть 1)Одним из центральных направлений деятельности системы подразделений по делам несовершеннолетних (далее также – ПДН) является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия. Сложившаяся к началу XXI в. система профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечиваемая сотрудниками органов внутренних дел, включает в себя: специализированные подразделения по делам несовершеннолетних; службу участковых уполномоченных полиции; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП); патрульно-постовую службу полиции. Субъекты профилактики: 1) специальные профилактические службы (подразделения органов внутренних дел, созданные непосредственно для профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (ПДН, ЦВСНП); 2) подразделения, для которых профилактическая работа с подростками и взрослыми по вопросам содержания и воспитания детей входит в более широкий круг их обязанностей (участковые уполномоченные полиции, патрульно-постовая служба, уголовный розыск и т. д. ) и потому является не основной их функцией. Значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб органов внутренних дел возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Правовое положение указанных подразделений, их права и обязанности, основные направления деятельности отражены в широком перечне нормативных правовых актов. Деятельность ПДН прежде всего регулируется Федеральным законом " О полиции". В соответствии с гл. 3 этого Закона на полицию, наряду с другими обязанностями, возлагаются обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также принятию мер по устранению данных обстоятельств. Непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется Федеральным законом от 24. 06. 1999 № 120-ФЗ " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", приказом МВД России от 15. 10. 2013 № 845 " Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД России. Подразделения по делам несовершеннолетних помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними Федеральным законом от 24. 06. 1999 № 120-ФЗ. В частности, ПДН: • проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; • выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; • осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения; • рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних; • участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; • участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ; • вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ; • информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих; • принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий. Перечень функций, возложенных на ПДН указанным законом, расширен ведомственным нормативным актом. Так, в Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15. 10. 2013 № 845, предусматривается выполнение данными подразделениями органов внутренних дел и некоторых функций оперативно-розыскного характера. В правовом обеспечении деятельности ПДН органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних существенную роль играют действующие нормы УК, УПК, УИК, КоАП, ГК РФ, а также Семейного кодекса РФ. В УК РФ это гл. 14 (ст. 87–96), регулирующая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания, сроки погашения судимости, применение положений гл. 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет. В гл. 20 УК РФ содержатся нормы, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних. В УПК РФ содержатся нормы (ст. 73, 420–432), требующие выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Так, ст. 421 УПК РФ предписывает наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. В УИК РФ (ст. 183, 187–190) определены органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, ответственность условно осужденных при уклонении от исполнения возложенных на них судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка. В КоАП РФ содержится целый ряд статей, предусматривающих ответственность за правонарушения несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних (ст. 5. 35, 20. 22 и др. ). Профилактическая деятельность ПДН регулируется Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. Данная Инструкция была принята в соответствии с Федеральным законом " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Она устанавливает порядок деятельности ПДН, определяет основные их функции и задачи. Принципиально важно то, что ПДН ОМВД России строят свою работу по зональному принципу. Размеры и границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами, инспекторами ПДН, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте). При этом учитываются оперативная обстановка, численность инспекторов ПДН, а также нормативы штатного расписания. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий лиц: 1) несовершеннолетних, перечисленных в ст. 5 Федерального закона " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; 2) родителей или законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; 3) несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, которые не включены в указанные группы, но к которым необходимо принять меры в целях предупреждения совершения ими правонарушений. Что касается первой группы лиц, то в этот перечень включены несовершеннолетние (ст. 5 указанного Федерального закона): – употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества; – совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; – совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; – освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; – совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; – освобожденные от отбывания наказания по различным основаниям, предусмотренным уголовным законом; – получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора; – освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; – осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; – условно осужденные, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Вопрос о постановке несовершеннолетних, являющихся субъектами административного правонарушения, на учет в ОМВД для проведения индивидуальной профилактической работы решается после применения меры административного взыскания.
|
|||
|