Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гуситские войны



Они шли в Чехии с 1419 г. С одной стороны, это была борьба между чешскими гуситами и чешскими же католическими панами; с другой – борьба чехов-гуситов против реакции и иностранной интервенции.

Правая партия была готова на определенных условиях принять Сигизмунда Люксембургского чешским королем. Но тот решил подавить чешских еретиков силой.

Европейские союзники чешской церкви активизировались после сообщения о поражении войск духовенства и с одобрения Папы Мартина V организовали крестовый поход против гуситов. Он начался 17 марта 1420 г. Гуситы стали готовиться к отпору. 30 июня Сигизмунд с огромным войском подошел к Праге. На помощь ей двинулись табориты.

14 июля Сигизмунд Люксембургский, возглавивший войско, начал штурм Праги. Битва разыгралась на горе Витков и была проиграна германским императором. В этом сражении, так же, как и в битве у Судомержи, блеснул своим ярким военным талантом Ян Жижка.

Ян Жижка родился в Южной Чехии. Происходил из семьи разорившегося чешского рыцаря. Рано проявил стремление к национальной независимости своего Отечества. К началу гуситских войн в Чехии он обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за ее пределами.
Ян Жижка во главе армии таборитов подошел к Праге намного раньше своих противников, но не стал располагать свои войска в самом городе.
Для походного лагеря Ян Жижка выбрал Виткову гору близ города, к которому она была обращена своим восточным склоном.
Победа чешских воинов у Витковой Горы над превосходящими силами крестоносцев прославила военного вождя гуситов и продемонстрировала его полководческие способности.

Свое гетманство Ян Жижка начал с реорганизации войска таборитов. Под его руководством гуситы создали постоянную армию, набиравшуюся из добровольцев. Командиры отрядов были выборными. В 1423 году Ян Жижка разработал первый в Западной Европе воинский устав, который четко определял правила поведения воинов в бою, в походе и на отдыхе.

Армия гуситов была приучена вести боевые действия днем и ночью, в любую погоду. Согласно воинскому уставу, полевые укрепления из сцепленных между собой повозок должны были упираться в естественные препятствия и по возможности устанавливаться на высоких местах.

Гуситы в сражении обычно выжидали атаки рыцарской конницы и встречали ее огнем своей многочисленной артиллерии, пулями аркебуз и пищалей, стрелами с тупыми бронебойными наконечниками. Когда дело доходило до рукопашной схватки, то тут в бой вступали цепники и копейщики. Разбитого неприятеля гуситы преследовали и уничтожали, в то время как рыцари после выигранного сражения не преследовали бежавших врагов, а грабили убитых, раненых и пленных противников.
Гуситы успешно осаждали рыцарские замки и храбро шли на их штурм. Летом 1421 года при осаде замка Раби Ян Жижка был ранен и потерял зрение, но остался во главе гуситской армии. Он видел поле битвы глазами своих ближайших помощников и отдавал верные приказы.

После поражения первого похода против гуситов, между самими гуситами вновь начались распри. Умеренное крыло желало утвердить в Чехии монархию, радикальное было против Пражане даже объявили таборитское учение еретическим и таборитское войско оставило Прагу. В июне 1421 года в городе Часлав собрался сейм, который провозгласил ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ земским законом и официально отклонил кандидатуру Сигизмунда на чешский престол.

Император Сигизмунд стал готовить второй крестовый поход против Чехии. Он вновь начал собирать армию, которую возглавили четыре имперских курфюрста. Поход начался 28 августа 1421 г. В начале декабря армия подошла к Кутной Горе, где ее встречал к тому времени уже ослепший от ранений Жижка с объединенным войском пражан и таборитов. Имперская армия снова потерпела полное поражение и 10 января 1422 года была практически полностью уничтожена.

Затем крестоносцев постигла еще одна неудача, когда они окружили походный лагерь таборитов на горе Владарь недалеко от города Жлутиц. В этом бою табориты неожиданно для врага начали атаку с вершины вместе со своими повозками. Крестоносцы в страхе обратились в бегство, опасаясь бесславной гибели под колесами несущихся на них тяжелых повозок.

В 1422 году из Великого княжества Литовского на помощь таборитам пришла дружина, состоявшая из русских, украинских и белорусских воинов. Около восьми лет они сражались бок о бок с чехами против крестоносцев.

Однако, несмотря на военные победы, между самими гуситами вновь начались раздоры. 9 марта 1422 г. в Праге был убит Ян Желивский. С его гибелью закончился период радикализма в Праге. Так завершилась первая фаза гуситской революции, для которой характерна гегемония бедноты и решительная революционная программа.

Новая фаза революции ознаменовалась отделением Жижки от Табора в 1423 г., а также войной между гуситами и внутренними католиками. Возглавлявший гуситов Ян Жижка всегда выходил из сражений победителем.

Последним победоносным сражением чешского полководца Яна Жижки стала Малешовская битва в июне 1424 года. В этот раз противниками первого гетмана были не немецкие и иные европейские рыцари, а свои сограждане-чашники, бывшие союзники по Реформации.

Табориты привычно укрепились на вершине горы, имевшей пологие склоны. Жижка решил отдать инициативу неприятелю. Чашники первыми предприняли атаку вагенбурга таборитов на вершине горы, построившись в колонну. Когда та приблизилась к вагенбургу, Ян Жижка приказал спустить на идущих в гору атакующих чашников повозки, груженые камнями. Колонна неприятеля сразу же пришла в полное расстройство и попала под контрудар пехотинцев и всадников-таборитов. В довершение чашников обстреляли из тяжелых бомбард. Малешовская битва завершилась полной победой войска Яна Жижки. В том же году первый гетман гуситской армии умер во время эпидемии чумы в осажденном городе-крепости Пршибиславе в центральной части Чехии. Так армия таборитов осталась без своего прославленного полководца, одно только имя которого наводило страх на крестоносцев. С его смертью нарушилась расстановка революционных сил. Достойной замены Яну Жижке в гуситской армии не нашлось. Это обстоятельство во многом и предопределило ее поражение.

С 1426 г. главным гетманом таборитов стал Прокоп Голый, выходец из аристократической семьи, получивший университетское образование. С конца 1420 г. он принадлежал к умеренным таборитам.

В 1426 году, 16 июня, против Чехии начался третий крестовый поход. Открыл его Саксонский курфюрст Фридрих Гогенцоллерн. 16 июня 1426 года неподалеку от Усти-на-Лабе большое саксонско-лужицкое войско столкнулось с гуситами, которых возглавлял Прокоп Голый. Гуситы вновь победили. Успех принес им уверенность в своих силах и позволил перенести военные действия за границы Чехии. Войско таборитов двинулось в Южную Моравию, а оттуда в Австрию, где в битве 14 марта 1427 года были разгромлены войска австрийских феодалов.

Поражение не отрезвило немецких феодалов, которые спешно начали готовить уже четвертый поход. Инициатором его вновь выступил Фридрих Гогенцоллерн. Таборитское войско, узнав о его подготовке, спешно возвратилось в Чехию.

Этот поход, так же как и предыдущие, бесславно закончился для войск германского императора. Заняв позиции у города Тахова, крестоносцы готовились к сражению 4 августа 1427 г. Но, заслышав гуситские песни, крестоносцы в панике бросились бежать. Гуситы же одерживали все новые и новые победы. В 1428 году они совершили успешный поход в Силезию, где разгромили войска местных князей. С частью своих отрядов гуситы подошли к Вене.

Значительное усиление военной мощи гуситов заставило Сигизмунда искать возможности переговоров. Переговоры состоялись в Братиславе в начале апреля 1429 г. ни к чему не привели. Однако сам факт проявленной Сигизмундом " мирной инициативы" свидетельствует об его изменении в отношениях к гуситам, которых он признал как реальную политическую силу.

В конце 1429 года пять самостоятельных гуситских армий перешли чешские границы и вторглись в Германию. Это было начало самого крупного заграничного похода таборитов. При подходе гуситов к г. Бамбергу беднота изгнала своих господ и захватила власть. От Нюрнберга гуситы получили огромный выкуп за отказ от штурма. Из похода гуситы вернулись в феврале 1430 года с многочисленными трофеями. А в 1431 году их отдельные войска вторглись на территорию Силезии и Лужицы.

Постоянное ведение войны и содержание большого числа людей, для которых война стала ремеслом, требовали пополнения припасов. Найти их в опустошенной Чехии было невозможно. В этих условиях походы гуситских армий за границу становились средством удовлетворения насущных потребностей и действенной мерой против экономической блокады, проводимой католическими странами. Поэтому на первом этапе заграничные походы были вынужденной реквизиционной акцией. Но по мере разложения Табора они принимали откровенно мародерский характер. Необходимость реквизиций привела к падению популярности гуситских бойцов.

Несмотря на устрашающие походы таборитов за границу, Европа не отказалась от еще одной, последней, как оказалось, попытки подавить гуситское движение. В 1431 году был собран пятый крестовый поход на Чехию, самый многочисленный по количеству участников. Окончился он так же бесславно, даже позорно, как и предыдущие попытки. Сражение не состоялось: войска крестоносцев бросились бежать от местечка Долмажлице 14 августа еще до того, как к нему подошли силы таборитов.

Это привело к изменению отношений между Чехией и феодальной реакцией.

В это же время в Базеле (Швейцария) заседал с июля 1431 года церковный собор, который принял решение пригласить гуситов на переговоры для обсуждения их учения. В начале 1433 года чешское посольство во главе с Прокопом Голым прибыло на Базельский собор. Переговоры закончились ничем, так как стороны опять упрямствовали и не смогли договориться. Тогда место переговоров было решено перенести в столицу Чехии в Прагу. Пражские переговоры оказались более удачными – во всяком случае, для церкви, которая смогла договориться с гуситским панством о выступлении против таборитского войска. 30 мая 1434 года у деревни Липаны близ Праги произошла битва между таборитскими войсками и силами панского союза. Она закончилась катастрофическим поражением уставших войск радикальных гуситов.

Это означало конец господству радикального гусизма и переход гуситов на более мягкие позиции в отношении противника. Но речь не шла о поражении гуситов как политической силы в целом. С этим вынуждены были считаться как Базельский собор, так и Сигизмунд. Умеренные гуситы согласились признать Сигизмунда своим королем. В то же время было достигнуто согласие между католической церковью и гуситами – 5 июня 1436 г. были подписаны «Базельские компактаты». Было признано право мирян на причащение из чаши - со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями: церковь как земельный собственник заметно обеднела, отказалась от многих ранее принадлежавших ей привилегий в торговле в городе. Таким образом, впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать за еретиками право исповедывать свою веру. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.