Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гуситская революция



 Действия приобретали все более стихийный характер, тем более, что ограничителей в виде армии короля Вацлава IV не возникло: на просьбу церкви вмешаться и подавить силой развивающееся еретичество монарх ответил отказом. Все это свидетельствует о глубочайшем политическом кризисе, так как еще несколько десятилетий назад при Карле IV союз монарха и церкви казался нерушимым. Таким образом, между народом и клиром не осталось посредников.

Началась война. На одной стороне действовали радикальные гуситы, представленные " широкими слоями населения". На другой - крупные чешские католические паны, римская церковь во главе с Папой и верный защитник католичества германский император Сигизмунд.

На рубеже 1418-1419 гг. они объединили силы против гуситов, стали изгонять гуситских священников. Тогда радикальные гуситы начали готовить восстание. 30 июля 1419 г. они собрались с оружием на проповедь священника Яна Желивского. После – двинулись к ратуше Нового места, требуя освободить людей, заключенных в темницу за протесты против старых порядков. Встретив отказ, толпа взяла ратушу приступом, выбросила из окон представителей власти, перебив при этом часть их. Так началась революция.

Вацлав IV не в состоянии был подавить выступление, и ему пришлось признать смену власти в Новом месте. 16 августа 1419 г. Вацлав умер. Прага стала центром революционных действий. Правые гуситы (паны, низшая шляхта, бюргерство) в конце августа 1419 года выработали требования, предлагавшие Сигизмунду Люксембургскому условия признания его королем:

· Гарантия причащения мирян из чаши;

· Свобода богослужения

· секуляризация церковного имущества

· Признание установившегося порядка в городах

Эти требования получили название ЧЕТЫРЕХ ПРАЖСКИХ СТАТЕЙ.

Радикалы с этой программой не согласились. Толпы крестьян пришли в Прагу и были встречены с ликованием городской беднотой. Тогда католики захватили Пражский Град и Малу страну и разместили там свои войска. Радикалы из Нового места заняли Вышеград. Началась война.  

По всей стране ходили проповедники; организовывались паломничества в горы.

В июне 1419 года в Бехиньском районе у холма Табор собралось более 40 тыс. гуситов со всех концов Чехии и Моравии. Они ждали явления Христа и начала " времени отмщения". Но Христос не явился: дни шли, а ожидания не оправдывались. Пришлось гуситам взять месть в свои руки. 21 февраля 1420 г., спустя неделю после ожидавшегося пришествия Христа, гуситы вышли из лесов и начали избиение ортодоксальных католиков во всех встречавшихся на пути населенных пунктах. В г. Сезимово-Усти они создали общину как прообраз равноправного общества братьев и сестер. Однако место города не обеспечивало его надежной обороны, поэтому местом расположения официальной ставки гуситской армии был выбран мыс над рекой Лужицей, где ранее стояла крепость Градиште. Здесь гуситы начали строить укрепление, получившее название Табор.

В это же время сторонники германского императора Сигизмунда и клира вытеснили гуситов из города Пльзень. При передвижении гуситской общины к Табору (25 марта 1420 года) на ее полувоенный отряд напала конница южно-чешских феодалов. В битве у Судомержи гуситы победили превосходившего их по силам противника. Это была первая крупная битва гуситских войн. В ходе этого сражения проявился военный гения рыцаря Яна Жижки.

 В Таборе возникла крепкая община реформационных сил, своеобразная республика, в которой кроме четырех гетманов (одним из гетманов был избран Ян Жижка), стоявших во главе военных общин, большое влияние имели священники и проповедники, был избран собственный епископ. Каждый приходивший в коммуну бросал все свои ценности в общую кадку. Главным принципом коммуны был «Закон Божий», все противоречившее ему уничтожалось. Программа этой коммуны предусматривала всеобщее расенство, изгнание порочной церкви и органов феодального управления.

Однако вскоре утопические представления таборитов столкнулись с реальностью. Приходилось отходить от уравнительных принципов, подчинять интересы индивидов общим обстоятельствам. Это было предопределено реальной обстановкой – необходимостью обеспечения Табора оружием, питанием, одеждой. Начались противоречия между таборитскими проповедниками.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.