|
|||
Деятельность Яна Гуса. Формирование основных лагерей гуситского движения.Прелюдией к открытым военным действиям между " клерикалами" и " антиклерикалами" стала казнь Яна Гуса, который в 1415 году был сожжен на костре. Родившийся в 1371(1372) году на юге Чехии, Гус окончил Пражский университет и, получив сан священника и звание магистра, начал свою проповедническую деятельность. В проповедях он критиковал и обличал церковь за ее неуемные желания, порожденный этим разврат, алчность и жадность - набор претензий, который позже, в эпоху расцвета Реформации, станет стандартным. Свои проповеди он произносил на чешском языке, воздействуя на самые широкие слои населения. Проповеди пользовались большой популярностью - во всех кругах, кроме клерикальных. В 1403 году пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса, они требовали наказать его за еретические высказывания. Ян Гус считал, что существующий порядок должен быть изменен; люди должны возвратиться к той жизни, которую завещал Христос и правила которой сформулированы в Библии; в обществе не должно быть эксплуатации, несправедливости и безнравственности. В вопросе о методах борьбы за новое общество Ян Гус был в основном сторонником мирных средств, однако иногда говорил и о возможности насильственного воздействия на упорствующих в грехе. Пражский епископ признал высказывания Гуса подстрекательскими и подлежащими суду инквизиции. Папа Римский наложил на Гуса проклятие. Однако Ян Гус продолжал свои проповеди и пользовался поддержкой широких слоев населения. В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в южнонемецком г. Констанце, взят там под стражу после 8 месяцев заключения осужден как еретик и 6 июля 1415 года сожжен на костре. Смерть Гуса придала народному недовольству высший смысл: все чешское общество пришло в движение. · Дворянство послало Констанцкому собору протест против расправы над Гусом · Пражский университет не признал справедливости решений собора · Народ отказывался от уплаты десятины и ренты в пользу церкви · Начались нападения на монастыри и представителей церковной иерархии. Таким образом, после смерти Гуса нарастает рев. взрыв и формируются политические партии. Зажиточные слои общества стремились лишить церковь ее имущества и привилегий; сохранить за собой политическую власть и господство над народными массами. Народные массы, в свою очередь, выступали за уничтожение всякой эксплуатации. Это привело к разделению гуситов на два основных лагеря. Феодалы, бюргерство, университетские магистры и др. зажиточные слои образовали умеренный лагерь, провозгласивший своей главной задачей добиться причащения из чаши и для мирян. Их стали называть УТРАКВИСТЫ (или ЧАШНИКИ). Народные массы такой программой не удовлетворились. Кроме лишения церкви привилегий и причащения из чаши для мирян, они требовали установления общественного строя, основанного на Библии. Это радикальное крыло получило название ТАБОРИТЫ.
|
|||
|