Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекционное занятие:. ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ В XV веке. Идеологические предпосылки и причины гусизма



  Лекционное занятие:

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ В XV веке

         

Г уситские войны - период истории Чехии, охватывающий временные рамки с 1419 по 1436 гг. Даты эти условны, так как военные действия велись и до, и после указанных сроков, однако в решающую фазу противостояние между силами Реформации и католической церкви вступило именно в данный период.

Гуситское движение – понятие более широкое. Оно заполняет 70 лет чешской истории и представляет собой многоплановое общественное явление. Это борьба классов, реформация церкви, попытки изменить социально-политический строй, а также движение национального характера против засилья немцев в стране. Оно проходит несколько этапов:

· 1 – Подготовительный этап (1400-1419) – период церковной реформации, к концу которого Ян Гус погиб; время расстановки классовых сил, формирования основных направлений движения;

· 2 – (1419-1421) – фаза начала и наивысшего размаха революции, инициативы радикальных слоев;

· 3 – (1422-1436/7) фаза борьбы внутри страны и перехода гуситов в наступление против Европы; попытка придать движению международный размах;

· 4 – (1437-1471) фаза эволюции чешского общества к внутренней организации отношений, к компромиссу с окружающим миром; борьба за удержание достигнутых рубежей.

 

Идеологические предпосылки и причины гусизма

Название войн, данное в честь Яна Гуса, тоже является условным: едва ли причиной войн стали пламенные речи Гуса и его сторонников - Яна Милича, Конрада Вальдгаузера, Матея (Матвея) из Янова и др. Однако идеологические предпосылки гусизма создали именно они.

Одной из предпосылок гуситского движения было также учение английского реформатора Джона Виклифа, чьи сочинения пользовались в Чехии большой популярностью.

Проповедники Реформации выступили лишь глашатаями войны, причины которой имеют более " приземленную" природу.

Уже в последние десятилетия царствования чешского и римского императора Карла IV (1346-1376), одного из славнейших и самых почитаемых чехами монархов, обнаружились глубокие социально-экономические противоречия. Выразились они в следующем: внешняя торговля находилась в руках немецких купцов, значительный импорт товаров и экспорт серебра привели, в конечном счете, к девальвации серебряного гроша, следствием чего стало усиление диспропорции в обмене между городом и селом. И если в городе еще возможно было с помощью строгих цеховых ограничений " продлить агонию" и на некоторое время удерживать высокие цены на продукты сельского хозяйства, то в деревне такого рычага ограничений не было. Все это вело к нарушению экономической и социальной стабильности, как на селе, так и в городе. В обстановке обесценивания гроша феодалы стремились выжать из крестьян последние соки, дабы компенсировать свои расходы. Расходы были немалые: представители крупной и мелкой шляхты постоянно боролись друг с другом, решая " вопрос о земле". В городах бюргерство (ремесленники) и патрициат (купцы и ростовщики), пользуясь дефицитом, занимались скупкой товаров и перепродажей по немыслимым ценам. Однако между всеми этими, казалось бы, непримиримыми силами было нечто общее - недовольство церковью, переросшее со временем в реформационное движение. Церковь сосредоточила в своем владении более трети всей обрабатываемой в Чехии земли: на самом деле, шляхта, в сущности, не могла поделить между собой землю по причине того, что весь основной фонд ее находился у духовенства в собственности. Церковь угнетала налогами и крестьян, и горожан. На фоне всеобщего обнищания и недовольства церковная роскошь и порождаемая этим безнравственность вели ко всеобщему неприятию церкви - идеология которой, к тому же, переставала соответствовать реалиям жизни (в первую очередь - городской). На этом фоне развивалось народное и ученое еретичество.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.