Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция №6. Эмоциональные процессы и состояния



Цель: Дать общее представление об эмоциональной сфере человека и показать важность эмоциональной регуляции его жизнедеятельности.

Познакомить студентов с понятиями «эмоциональное переживание», «эмоции», «чувства», «аффект», «настроение», «страсть», «фрустрация».

Изучить понятие «стресс», «эустресс», «дистресс». Показать влияние различных форм стресса на организм и психику человека, пути выработки адаптивной стратегии поведения в профессиональной деятельности в условиях стрессовой ситуации.

План:

1. Эмоции, его виды.

2. Формы эмоциональных переживаний.

3. Основные функции эмоций.

4. Стресс.

5. Стресс в профессиональной деятельности.

 

Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Все, что способствует удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции (радость, удовлетворение и т. д. ). Все, что препятствует их удовлетворению, вызывает отрицательные эмоции (стыд, раскаяние и т. д. ).

1. Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют человеку о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Например, испортилось у человека настроение. Почему? Он и сам не знает порой, отчего это произошло. Существует даже выражение «беспричинная грусть». Однако, это не так, и причина есть всегда. Чувства, которые человек испытывает в это время как раз и сигнализируют о том, что что-то случилось; заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы и т. д. Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести. Это значит, что какие-то поступки человека заслуживают осуждения. Мучительное, непреходящее чувство заставляет нас искать ошибку, призывает исправить сделанное.

Положительными или отрицательными эмоциональные состояния называют в зависимости от того, доставляют они удовольствие человеку или нет. А вот плохих или хороших чувств не существует. Нет запрещенных эмоций. Человек имеет право испытывать любые чувства. Он только должен понимать, какое именно чувство он испытывает. Поняв это, он сможет выбрать, каким образом поступать дальше. Один мудрец сказал: «Прощая вину, испытываешь значительно больше удовольствия, чем мстя за нее. Когда прощаешь, тебе сопутствует слава. Когда мстишь – твоим уделом бывают сожаление и угрызения совести». Таким образом, эмоции и чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни и деятельности, в жизни окружающих его людей.

2. Эмоциональное переживание – это сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

1. Физиологический – это изменения физиологических процессов, возникающие при эмоциональных переживаниях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и. д. )

2. Психологический – это собственно переживание (радость, страх, горе и т. д. )

Поведенческий – это экспрессия (мимика, жесты, интонация) и различные действия. Первые два компонента – это внутренние проявления переживания. Оценить эмоциональное состояние можно по поведению человека. Благодаря мимике, пантомимике, эмоциональным компонентам речи, мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этим переживанием, строим в соответствии с ним свои взаимоотношения. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств, является речь. Интонация, сила звука, ритм – все это, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния, с другой, - служит средством его выражения. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями лица. Именно на лице мы «читаем» радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Понимание языка эмоций помогает найти верный тон в общении с другими людьми.

3.

Оценивать эмоции можно по поведению человека, через внешнее выражение эмоций.

Эмоции выражаются через:

  • Пантомимику – это выразительные движения, изменение положения тела в пространстве.
  • Мимику этовыразительные движения мышц лица.
  • Вокальную мимику изменение тона голоса.

Внешнее выражение эмоций способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным со­провождением речи. Все это можно назвать языком эмоций. А в вашей будущей профессии очень важно понимать язык эмоций, т. к. понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека. Язык эмоций - это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Наиболее информативными в эмо­циональных реакциях являются глаза и рот человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.