Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Курсовая на тему «обоснование выбора и определения оптимального месторасположения склада»



  Курсовая на тему «обоснование выбора и определения оптимального месторасположения склада»

…………………………………………………………………

Содержание:

1. 1 Роль месторасположения склада при проектировании складской системы

1. 2 Определение количества складов

1. 3 Факторы, влияющие на определение месторасположения

1. 4 Способы (методы) определения месторасположения склада

…………………………………………………………………….

1. 1 Роль месторасположения склада при проектировании складской системы

Формирование экономически эффективных систем распределения товаров является одной из актуальных проблем современной логистики р неразрывно связано с решением задач определения оптимального месторасположения их базовых структурных элементов – производственных комплексов и их филиалов, складов, торговых и дистрибьюторских центров, перегрузочных терминалов.

Под складом понимается сложное техническое сооружение, которое состоит из множества взаимосвязанных элементов, имеющих определенную структуру и объединенных для выполнения конкретных функций по накапливанию и преобразованию материального потока. Склад - это эффективное средство управления запасами на различных участках логистической цепи и управления материальным потоком в целом.

Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы, применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или транспортировка. Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во многих логистических системах роль его заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание) несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления этих продуктов, с одной стороны, и потребления - с другой. На складах выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и некоторые специфические технологические операции.

При анализе роли и места складов целесообразно рассматривать их на разных уровнях иерархии - общегосударственном, региональном, локальном и производственном. На общегосударственном уровне проблемы создания складской системы имеют в значительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием общих структур системы материально-технического снабжения промышленного и сельскохозяйственного производства продукцией производственно-технического назначения, единой транспортной системы страны и т. д. Общегосударственная транспортно-складская инфраструктура - это разветвленная система, соединяющая региональные инфраструктуры крупных экономических районов, которые включают соответствующие инфраструктуры промышленных узлов и предприятий.

На региональном уровне значение складов велико в связи с развитием и созданием новых территориально-производственных комплексов, в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы по видам продукции производственно-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров народного потребления (для снабжения населения).

На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта. Важную роль играют склады на промышленных предприятиях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятиях, на размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности предприятий.

Основными причинами использования складов в логистической системе являются:

1) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

3) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

4) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукций;

5) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

6) увеличение географического охвата рынков сбыта;

7) обеспечение гибкой политики обслуживания.

Склад участвует в осуществлении политики обслуживания предприятий, предоставляя различные услуги. Предоставление складом услуг обеспечивает сервис продажного и послепродажного обслуживания.

Можно выделить четыре группы услуг, предоставляемых складом:

Материальные услуги, связанные с подготовкой товаров к продаже, приданием им товарного вида.

Коммерческие услуги, связанные с реализацией товаров, предоставлением в аренду оборудования и т. д.

Складские услуги, связанные с выполнением операций складирования за оплату, сдачей в аренду складских площадей.

Транспортно-экспедиционные услуги, связанные с доставкой грузов клиентам собственным или арендованным транспортом.

Логистика складирования. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки.

К задачам логистики складирования относятся:

* размещение складской сети;

* складирование и подготовка груза к поставкам (производственные и другие услуги),

* управление товарными запасами;

* организация складских поставок

1. 2 Определение количества складов

Проблема определения количества складов является одной из наиболее важных при стратегическом планировании деятельности в сфере распределительной и снабженческой логистики. Она может быть вызвана вхождением фирмы на новые рынки сбыта, изменениями в территориальном распределении потребителей, внедрением принципа «Точно в срок» при снабжении производства и т. д.

При решении этой проблемы необходим анализ потребностей в складских мощностях в различных регионах сбыта. Малые и средние фирмы, которые ограничивают сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Крупным же фирмам, имеющим дело с большим национальным или межнациональным рынком, обойтись одним складом очень сложно. В этом случае следует задуматься о размещении складской сети. Однако увеличение количества складов неизбежно ведет к изменению затрат. Транспортные расходы, связанные с доставкой грузов от поставщиков на склады, будут увеличиваться пропорционально количеству складов. В то же время при увеличении числа складов и их приближении к потребителю сокращается расстояние доставки со складов, что ведет к уменьшению транспортных расходов. При этом гарантируется качество поставки товаров в срок. Затраты на хранение грузов возрастают, т. к. расходы на эксплуатацию при складировании будут увеличиваться прямо пропорционально количеству складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, а значит, затрат на их содержание. Увеличивается также сумма затрат на подачу заказов.

Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко и точно выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет также сократить расходы от упущенных продаж.
принимая решение по количеству складов, фирма должна исходить из условий наибольшей эффективности, которая напрямую связана с наименьшими общими суммарными издержками обращения. Необходимо учитывать и ряд других факторов, зависящих от количества складов и влияющих на обеспечение уровня обслуживания: предоставляемые логические услуги, транспортное обслуживание, частота и ритмичность поставок, размер партии поставки.

Существует тесная взаимозависимость между возможностью быстрого удовлетворения потребностей клиентов (в плане оказания различных логических услуг) и количеством складов.

Чем больше количество складов, тем ближе становится склад к потребителю. Следовательно, меньше время, затрачиваемое на доставку груза, больше возможностей обеспечить необходимую частоту и ритмичность поставок мелкими партиями. В итоге существенно повышается уровень обслуживания клиентов, повышается конкурентоспособность.

Задача размещения и формирования складской сети, как и любая логистическая задача, является оптимизационной. С одной стороны, строительство новых или приобретение действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой - наряду с повышением уровня обслуживания потребителей должно быть обеспечено сокращение издержек обращения.

Система разветвленной складской сети наиболее актуальна в распределительной логистике, где основным потребителем выступает розничная торговая сеть, которая стремится к сокращению собственных складских площадей и, как следствие этого, предпочитает осуществлять заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставок.
при увеличении числа складов в логистической системе уменьшаются транспортные затраты на доставку со склада конечному потребителю; одновременно происходит увеличение расходов на содержание складов и хранение запасов в связи с ростом процента на капитал, вложенный в запасы. Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко и точно реагировать на изменение их требований, что позволяет сократить потери от упущенных продаж.

Принимая решение о количестве складов, предприятие должно исходить из условия минимизации общих суммарных издержек обращения.

Число складов непосредственно зависит от численности и размещения клиентской базы и их требований к обслуживанию, от сети поставщиков, интенсивности грузопотоков, специфики товара, объемов партии и частоты поставки.

Задача складов — способствовать увеличению объемов продаж и расширению рынков сбыта, обеспечивая качественную комплектацию заказов с минимальным циклом заказа и создавая тем самым конкурентные преимущества для компании. Соответственно, чем меньшее количество клиентов закреплено за каждым складом складской сети и чем ближе он расположен к потребителю, тем меньше становится период выполнения заказа клиента. Однако увеличение числа складов не должно отрицательно сказаться на суммарных логистических издержках всей системы

Наибольшую долю затрат в структуре логистических издержек составляют транспортные затраты, которые можно разделить на транспортные затраты, связанные с доставкой партии от поставщика на склад и связанные с поставками со склада клиентам. Увеличение числа складов в ЛС повышает общую составляющую транспортных затрат, связанных с поставкой на склады.

    Приближение складов к конечному потребителю позволяет значительно сократить величину каждой партии конечному потребителю и повысить гарантию, надежность поставки, а значит качество обслуживания.

1. 3 Факторы, влияющие на определение месторасположения

 

Географическое местоположение склада оказывает серьезное влияние на степень расходов по транспортировке, складированию материальных запасов, а, следовательно, на уровень и цену логистических услуг, предлагаемых потребителям.

Решение о выборе месторасположения складов принимается как с точки зрения макроэкономики, так и микроэкономики компании, в зависимости от целей и задач, решаемых компанией. В макроэкономической перспективе вопрос месторасположения складов разрабатывается с позиции выбора регионального географического размещения складов, с целью совершенствования поставки материальных ресурсов и улучшения предложений компании на рынке за счет повышения качества обслуживания потребителей или снижения логистических издержек. В микроэкономической перспективы рассматривается выбор конкретного места в выбранном географическом регионе с учетом всех влияющих на этот выбор факторов.

Проблема выбора размещения складов становится актуальной при:

· Завоевании новых рынков сбыта с выходом в новые регионы

· Прекращение сроков аренды используемых складов

· Ориентации на новых поставщиков

· Географическое размещение клиентской базы

· Изменениях в политике обслуживания (повышения уровня сервиса)

· Слияние или поглощение структур бизнеса

· Расширение складских мощностей и т. д

Размещение складов производственной логистики на основных производственных площадях предприятия позволяет ограничиться вопросом величины складских площадей. Основным критерием при выборе склада снабженческой и распределительной логистики является показатель баланса расходов и доходов.

Расходы на транспорт состоят из начальных инвестиций на формирование транспортной сети (на сооружение и ремонт подъездных путей, покупку подвижного состава, сооружения гаражей, объектов сервисного обслуживания и т. д. ) и расходы, связанные с грузоперевозками, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов.

Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь: затраты на строительство здания (сооружения), приобретение оборудования, а также затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату персонала, электроэнергию и т. д. ).

При росте мощности и масштабов складов капитальные и удельные затраты на 1 т грузооборота и запаса хранения уменьшается, поэтому предпочтительнее строить склады более крупных размеров. Но следствием этого чаще всего является сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение расходов на транспорт при доставке. Строительство мелких складов позволяет приблизиться к клиенту и снизить транспортные затраты, что приводит к росту расходов на строительство и дальнейшее использование таких складов.

При решении вопроса о размещении складских территорий следует учитывать следующие обстоятельства, влияющие на выбор:

– расположение вблизи рынков сбыта продукции;

– существование конкурентов;

– расположение вблизи рынков снабжения;

– уровень качества жизни населения;

– наличие трудовых ресурсов в регионе;

– транспортное сообщение, в том числе наличие железнодорожной сети;

– дистанция до объектов снабжения и сбыта;

– цены на землю;

– наличие водных коммуникаций.

Оптовой фирме приходится выбирать между строительством собственного склада и использованием для хранения и складирования материальных запасов склада общего пользования.

Величина зависимости затрат на грузопереработку на собственном складе от величины грузооборота рассчитывается, базируясь на расценках за осуществление логистических операций на собственном складе.

случае организации складского хозяйства промышленного предприятия, оно в обязательном порядке должно располагаться на его территории, так это позволяет наладить удобные связи между цехами.

Расположение склада оказывает огромное влияние на схему грузопотоков, что, соответственно, сказывается на эффективности его работы. Грамотный выбор месторасположения основывается на следующие принципах:

1. Обеспечение прямолинейности грузопотоков.

2. Обеспечение удобных условий для транспортировки грузов.

3. Близость к производственным цехам.

4. Возможность обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности.

На месторасположение складского хозяйства также оказывает огромное влияние тип продукции, которая в нем хранится. Так, например, помещение для хранения готовой продукции обычно размещают поблизости от цехов, в которых происходит окончательная сборка, либо рядом с испытательными станциями. Прицеховые помещения для хранения обычно располагают в здании самого цеха или как можно ближе к нему. Оптимальным местом для размещения общезаводских помещений для хранения является окраина заводской территории в непосредственной близости от железнодорожных путей.

Территориальное размещение складов определяется мощностью материальных потоков и степенью их рациональной организации. При этом необходимо учитывать спрос на рынке сбыта и концентрацию в нем потребителей, относительное расположение поставщиков и покупателей, особенности коммуникационных связей.

На практике существуют системы размещения складов: централизованная и децентрализованная.

Централизованная система включает в себя один крупный центральный склад, где накапливается основная часть запасов, а филиальные склады, роль которых могут выполнять не только собственные, но и склады общего пользования, будут располагаться в регионах сбыта.

При централизованных поставках от производителя или оптовика (поставку осуществляет поставщик) транспортные затраты включаются в стоимость продукции и становятся сбытовыми издержками поставщика. Величина их в любом случае зависит от дальности перевозки, и в процессе поиска поставщика при прочих равных условиях логист учитывает расстояние от склада поставщика до своего склада. Однако эти поставки предполагают значительные объемы перевозки и использование большегрузных транспортных средств, что снижает удельную величину транспортных затрат на единицу продукции

В децентрализованной системе основная часть запасов концентрируется в сети складов, которые рассредоточиваются в различных регионах сбыта в непосредственной близости от потребителя. Это позволяет значительно сократить время на их снабжение. Такой системе отдается предпочтение при большом спросе на продукцию одновременно в различных регионах, при высоком уровне продаж и в том случае, если покупатель предъявляет повышенные требования к уровню обслуживания.

При создании разветвленной децентрализованной системы распределения с отдельными составами в разных регионах роль центрального распределительного склада, собственно говоря, играет склад готовой продукции предприятия-изготовителя. В этой системе затраты на складирование и переработку грузов могут расти, а стоимость транспортировки грузов и оформления заказов - снижаться. Увеличение количества складов неизбежно ведет к изменению затрат, поэтому при определении наиболее выгодной количества распределительных складских центров возникает оптимизационная задача: принимая решение о количестве складов, предприятие должно исходить из условия минимизации общих суммарных затрат.

Региональный склад совмещает функции распределения и подсортировки. Региональные склады становятся распределительными и подсортировочными одновременно. Эта категория складов, как правило, отличается по конструкции склада и зонированию площадей. На этих складах удельный вес заказов, требующих подсортировки для снабжения конечных потребителей своего региона, как правило, выше. Распределительная функция направлена на формирование партий, отправляемых на филиальные склады, которые максимально приближены к розничной сети или к сфере услуг и где основная задача не хранить товар, а как можно быстрее комплектовать заказы потребителей.

    Подсортировочные склады должны обеспечивать выполение заказа любого уровня комплектациию На таких складах зона хранения отсутствует зона хранения или ее мощность незначительна. Чем меньшще объем закупаемых клиентами партий товаров, тем актуальнее становится

1. 4 Способы (методы) определения месторасположения склада

Определение месторасположения склада — одно из фундаментальных решений в логистике, которое относится к группе задач проектировочного характера и решается при проектировании логистических систем. Если соотнести определение месторасположения склада с видами управленческих решений, то можно сказать, что эта задача относится к стратегическим решениям, формирующим такой элемент логистической стратегии, как конфигурация логистической системы. Как правило, определение месторасположения склада рассматривается применительно к распределительным складам.

Существуют различные методы определения месторасположения склада, различающиеся критериями оптимизации и способом учета расстояний между поставщиками, потребителями и складом. Рассматривают два способа учета расстояний. Первый способ — расчет кратчайшего расстояния между пунктами, где находятся поставщики, потребители, и складом. Кратчайшее расстояние определяется по формуле

гдех,, у, — координаты поставщика, потребителя; хс, ус — координаты склада.

Второй способ учета расстояний — это так называемое манхэттенское расстояние, которое предусматривает учет расстояний между поставщиками и потребителями на прямоугольной сетке, что наиболее полно соответствует прямоугольному расположению улиц города. Рассчитывается " манхэттенское расстояние" по следующей формуле:

Критериями, на основании которых определяется месторасположение склада, являются транспортная работа, транспортные или логистические затраты. Целевая функция в моделях определения месторасположения склада минимизируется.

Задача размещения складов может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск решения, близкого оптимальному. Наукой и практикой для решения задач обоих видов выработаны три метода.
1. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального месторасположения склада решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров с помощью методов математического программирования.
Метод достаточно трудоемкий, и количество переменных растет по экспоненте по мере увеличения масштабов сети.
2. Эвристический метод базируется на предварительном отказе от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть региона, с исключением из задания непригодных вариантов. Для оставшихся спорных вариантов расчеты выполняются по полной программе. Менее трудоемки субоптимальные или близкие к оптимальным методы. В их основе лежат человеческий опыт и интуиция.
3. Метод определения центра тяжести системы распределения. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к определенным потребителям, т. е. распределительный склад будет располагаться в определенной точке ближе к крупным покупателям. Для его применения необходимо нанести на карту района обслуживания координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального потока (например, магазины). Координаты центра тяжести грузовых потоков, т. е. точки, в которых может быть размещен склад, определяются по формулам:

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но находится недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.
Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе. Проблема определения оптимального количества заключается в следующем: если количество складов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же количество складов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся эксплуатационные расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также затраты на управление всей системой распределения.

Для принятия решения об использовании оптимального количества складов в зоне обслуживания необходимо проанализировать зависимость от числа складов:
^ транспортных расходов. Расходы, связанные с доставкой товара на склады, при увеличении их количества возрастают, расходы, связанные с доставкой со складов потребителям, снижаются. Суммарные транспортные расходы при увеличении числа складов, как правило, убывают;
^ расходов на содержание запасов. Суммарный запас в распределительной системе при увеличении количества складов возрастает. Это происходит из-за увеличения страхового запаса (он необходим на каждом складе), а также из-за того, что потребность склада в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм;
^ расходов, связанных с эксплуатацией складского хозяйства и управлением складской системой. При увеличении количества складов расходы, связанные с их эксплуатацией и управлением, возрастают, но менее медленными темпами, чем растет число складов. Причина этого заключается в эффекте масштаба и компьютеризации системы управления;
^ потере продаж, вызванных удалением склада от потребителей (в случае небольшого числа складов). При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и подобрать ассортимент.
Следовательно, потери продаж при увеличении числа складов снижаются. На основании приведенных зависимостей минимизируются общие затраты и соответствующее им количество складов.

Метод сетки. Суть этого метода заключается в определении объекта с минимальными транспортными издержками. На географическую карту накладывается сетка с нанесенными координатами и указываются предполагаемые объекты. Составляется таблица с описанием каждого объекта с указанием координат, тарифа на перевозку и на выполнение транспортной работы.

Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе. Проблема определения оптимального количества заключается в следующем: если количество складов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же количество складов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся эксплуатационные расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также затраты на управление всей системой распределения.

   

 

 

………………………………………………

https: //ozlib. com/951033/ekonomika/logistika_skladirovaniya

https: //revolution. allbest. ru/marketing/00380163_1. html

Источник: Логистика: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 72-73 (220 с. ) - (Серия «Вопрос - ответ»).

Источник: https: //znaytovar. ru/s/Opredelenie_kolichestva_skladov. html

https: //studme. org/41411/logistika/opredelenie_mestoraspolozheniya_sklada



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.