Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание этапов урока



 

Этапы урока Учитель Ученики
Организационный момент Приветствие. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы представляем открытый урок. К нам пришли гости – поприветствуем. Урок наш необычен тем, что мы будем проводить урок музыки и изобразительного искусства вместе. Проверка организации рабочего места
Актуализация знаний Учитель музыки - Ребята, начнем мы урок с прослушивания музыкального фрагмента. (Звучит фрагмент из оперы М. Глинка «Руслан и Людмила»). - Ребята, что мы услышали? Прозвучал фрагмент из оперы М. Глинка «Руслан и Людмила», это народная песня, где величают невесту песней «Плывет, плывет лебедушка» В своей опере «Снегурочка» Римский-Корсаков показал свадебные обряды. Учитель ИЗО Молодцы! -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? На уроке мы познакомимся с одним из самых красивых обрядов русского народа – свадьба. Поговорим о обычаях и традициях русской свадьбы. Поздняя осень - это время, когда праздновались свадьбы на Руси. Учитель музыки Ребята, прежде чем мы продолжим урок, давайте обратим внимание на карточки, которые лежат у вас на столе. КАРТОЧКА 1Мы рассмотрим основные этапы свадебного обряда. КАРТОЧКА 2 Познакомимся со свадебной народной песней. КАРТОЧКА 3 Рассмотрим элементы свадебного костюма. Объяснение работы с карточкой №1(приложение 1). Ребята, девочки расскажут нам о этапах свадебного обряда, а вы в карточках-заданиях отметите «галочкой», какие этапы свадебного обряда не существовали. Ученицы рассказывают о этапах свадебного обряда. Презентация. Один из красивейших обычаев на Руси – свадебный. Чаще всего свадьбы играли осенью. Люди в то время в основном занимались сельским хозяйством. Весной сеяли, летом собирали урожай, а к осени, когда работы становилось меньше, играли свадьбы. Все элементы свадьбы не умещались в один день, поэтому свадьба могла растянуться на неделю и даже больше.   Ребята, все ли выполнили задания на карточках? (взаимопроверка задания) Молодцы! Народные песни помогают понять нам душу народа, рассказывают о важных моментах в жизни человека. Ребята, вы думаете, чем сопровождается каждый этап свадебного обряда? Знакомство с песней " Матушка, матушка, что во поле пыльно"   Объяснение работы с карточкой №2(приложение 2). Слушают песню. - О чем рассказала вам музыка? - Сколько участвует героев? -Какое настроение, характер в музыке у каждого героя? - В какой этап свадебного обряда может исполняться эта песня? (В момент приезда «Свадебного поезда») - Почему девушка боится выходить замуж? -Какое настроение в песне и о чем она вам рассказала? -Какая форма в песне? Презентация. Ребята, все ли выполнили задания на карточках? (взаимопроверка задания) Молодцы, ребята!   Слайд свадебные наряды. Учитель ИЗО Свадьба издревле считалась самым главным событием в жизни. Важная роль отводилась одежде. Ученица вашего класса расскажет нам о народном свадебном костюме. Объяснение работы с карточкой №3(приложение 3). Презентация. Ребята, все ли выполнили задания на карточках? (отметим верные ответы, взаимопроверка задания) Ребята, посмотрите как красивы невесты в народных костюмах! Про русских красавиц говорили-идёт словно пава плывёт! Пава, лебёдушка –это сравнение с птицей не случайное. В красивом длинном платье и кокошнике красавица была похожа на чудо-птицу с хохолком. Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины. Посмотрите на картины художника Константина Маковского. Он писал русских красавиц, боярынь в народных костюмах. Действительно, героини работ художника похожи на чудесных птиц! Благодаря какому атрибуту одежды? Сегодня на уроке мы украсим силуэты кокошников чудесным узором.     Учащиеся(народную песню, фольклор)     Учащиеся(о свадебных традициях, песнях, костюмах)     (Ученицы рассказывают о этапах свадебного обряда) Примерно к пятнадцатому веку укоренились в русской традиции свадебные обряды. Рассмотрим их и вспомним, какие из них дошли до наших дней: 1. Сватовство. Сваты приходили в дом невесты и просили родителей девушки выдать дочку замуж. 2. Смотрины. Родственники жениха оценивали достоинства невесты и размер приданого. 3. Рукобитье. Родители жениха и невесты договаривались о заключении брака. Сейчас этот обряд называется помолвка. 4. Вытие. Обряд, оставшийся в прошлом. Подружки невесты «выли», «плакали», то есть исполняли плачи по родителям, подружкам, вольной жизни. 5. Мальчишник/девичник. Встреча жениха с друзьями и невесты с подругами. Прощание с вольной жизнью. 6. Свадебный поезд. Представители жениха отправлялись за невестой и сопровождали молодых на протяжении свадьбы. 7. Выкуп. Традиция, дошедшая до наших дней. Чтобы получить невесту, надо задобрить её родственников деньгами или подарками. 8. Венчание. Церковный обряд в христианской традиции, символизирующий о заключении брака на небесах. 9. Гуляние и свадебный пир. Заключительные этапы свадьбы, шумный праздник с соблюдением множества традиций.   Учащиеся(песней)   Учащиеся (Традиционным для Руси считается красный цвет подвенечного наряда, ведь само название «красный» издревле означало с «красивый», «нарядный» — одним словом, лучший. Как правило, на Руси свадебное платье девушка шила себе сама. Богато расшитое платье говорило о её усидчивости, что добавляло уверенности в том, что из девушки выйдет хорошая хозяйка. В качестве аксессуаров встречались перстни, крупные и тяжёлые серьги, драгоценные венцы с камнями украшали голову, а разноцветные яркие ленты — косу невесты. Кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Свадебный наряд жениха состоял он из брюк, рубахи и пояса. Рубаха была не менее яркой, чем одежда невесты. Она непременно украшалась орнаментами на груди и рукавах).     Учащиеся(кокошнику)  
Усвоение новых знаний. Практическая работа Практическая работа. Учащиеся украшают силуэты кокошника орнаментом. Фоном звучит народная песня " Во поле березонька стояла" хороводная песня. Работы учащихся по мере готовности вывешивают на доску.   Учитель музыки Ребята, пришло время разучить песню, которую мы слушали сегодня на уроке " Матушка, матушка, что во поле пыльно". Распевание и разучивание 1 куплета.      
Рефлексия (подведение итогов занятия) Учитель ИЗО. - Ребята, опираясь на карточки-задания сделаем вывод, что нового вы узнали на уроке?     Учащиеся(познакомились с этапами свадебного обряда, узнали что художники и композиторы в своих произведениях воспевали традиции русского народа)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Стр 30-38  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.