Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логопедическая служба. КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ В ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ?



Логопедическая служба

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ В ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ?

 

       Взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произношения им некоторых звуков. Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, ученые предлагают послушать, как он читает стихи, переска­зывает сказку или рассказ.

    Звуки, которые ребенок произносит неверно, надо отме­тить. Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах. Ребенок называет предметы, изображенные на кар­тинках. Проверяемый звук должен находиться в разных по­зициях (в начале, середине и в конце слова), быть представ­лен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в соче­тании с другими согласными. И, наконец, правильность про­веряется при изолированном произнесении звука. Для этого надо предложить ребенку повторить за взрослым тот звук, которого он не произносит в речи или в словах. Такая провер­ка необходима для того, чтобы при исправлении неправиль­но произносимых звуков выбрать такие формы работы, кото­рые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от де­фектов звукопроизношения. Так, если ребенок опускает звук, то сначала надо вызвать (поставить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах, ввести в речь. При неустойчивом произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других — нет) или когда ребе­нок правильно произносит звук только в изолированном ви­де, работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо уточнить правильность произнесения звука, а затем закре­пить его в словах и фразах.

    При замене одного звука другим необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял. При искаженном произ­несении звука надо выработать такое положение органов арти­куляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение. Затем правильное произнесение закрепляет­ся в слогах, словах и вводится в речь.

 

       Прежде чем самостоятельно заниматься с ребенком исправлением недостатков произношения звуков необходимо проконсультироваться со специалистом.

       Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

    Работу по исправлению недостатков произнесения звуков нужно проводить под руководством логопеда последовательно, в три этапа: подготовительные упражне­ния, постановка (вызов) звука, закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

        

        

    Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему воспро­извести шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т. д. Если вызвать звук по подражанию не удается, надо провести ряд подготовительных упражнений на развитие у ре­бенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепле­ние и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (правильные движения языка, губ, нижней челюсти), на выра­ботку сильной воздушной струи. Трудно сказать, сколько по­надобится времени для подготовительных упражнений. В од­них случаях — 3 занятия, в других — несколько недель. Это за­висит от состояния речевого слуха, от индивидуальных особен­ностей ребенка.

    Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, родителю необ­ходимо изучить положение органов речи при нормальном про­изнесении звука и способы его вызывания (перед зеркалом). Затем надо посадить перед зеркалом ребенка, попросить его произнести тот или иной звук и посмотреть, какое положение принимают его органы речи. Основная задача родителей за­ключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если вызвать звук удается по подража­нию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу присту­пать к закреплению звука в словах и речи.

    При закреплении звука необходимо соблюдать определен­ную последовательность: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Вновь вызванный звук следует закреплять прежде в начале слов, затем в конце, потом в середине, например, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки, стихотворения.

    Исправление неправильно произносимых звуков — трудная задача, требующая усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к исправлению зву­ков, надо объяснить ребенку цель этих занятий.

    Родители должны учитывать, что ребенок не всегда спосо­бен сразу выполнить то или иное задание, придать своему язы­ку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от ре­бенка, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражне­ние или тем более сразу произнес правильно звук. Работу по ис­правлению дефекта надо организовать так, чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка.

    Занятия по исправлению звуков надо проводить система­тически, желательно 2 раза в день (утром и вечером по 5-10 мин. ). Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.

    Будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза - подбодрите ребенка и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось.

 

Логопед



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.