|
|||
Пословицы и поговорки
Загадки Зимой бело, Мнут – катают, Весной черно, В печи закаляют. Летом зелено, А потом за столом Осенью стрижено. Нарезают ножом. (поле) (хлеб) Вырос в поле дом, Рос сперва на воле в поле. Полон дом зерном, Летом цвёл и колосился, Стены позолочены, А когда обмолотили, Ставни заколочены. Он в зерно вдруг превратился. Ходит дом ходуном Из зерна – в муку и тесто, На стебле золотом. В магазине занял место. (колос) (хлеб) В землю тёплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нём тогда таких, как я, Будет целая семья! (зерно) С неба солнце золотое Золотые льёт лучи. В поле дружною стеною Золотые усачи. (пшеница) Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает? (Рожь) Пословицы и поговорки Будет хлеб – будет и песня. Хлеб – всему голова. Хлебушек ржаной – отец наш родной. Много снегу – много хлеба. С хлебом русский человек – богатырь из века в век. Хлеб – наше богатство. Рожь поспела – берись за дело. Без хлеба – половина обеда. Не будет хлеба, будешь без обеда. Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест. Не трудится, так и хлеба не добиться. Хлеб – мать всех кушаний. Щи да каша – пища наша.
«Как выращивают хлеб? » - Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки. ) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей. ) - Муку получают вот из таких зёрен. Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей. ) Это зерна пшеницы,
Это зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
- А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей)
Это колоски пшеницы
и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные. - Это колосок ржи. Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный. Запомнили? - А это колосок пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее. ) - Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки? - Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю. ) - А какая должна быть земля? (Ответы детей. ) - Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника. ) -Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? На распаханное поле выходят другие машины – сеялки. Послушайте как об этом пишет Е. Трутнева: По земле сырой, не жёсткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В чёрной пашне пролегли. И до вечера, и позже, До полночи с темнотой, Зёрна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой. - Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей. ) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? (Предположения детей. ) Потому что растения надо посадить в определённый срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, тогда они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна в срок. - Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах, о нём поэты сочиняют стихи. Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь».
С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей. ) Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер, по полю как бы проходят волны. - Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны. «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? Комбайнер. Что же делает комбайн? (Предположения детей. ) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука. - - Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки. ) А еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа – можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб. - Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай. - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? (Ответы детей) - Хлеб всему голова. - Без хлеба нет обеда. - Не шуба греет, а хлеб. - Хлеб – батюшка, вода – матушка. Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, тоже будете с уважением относится к хлебу: -его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье; - хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы. )
|
|||
|